Истерика в Верхней Елюзани, или зачем властям мечети?

Группа экстремистски настроенных жителей села Верхняя Елюзань, подстрекаемая властями, путем массированного психологического давления – крики, дикий рев, угрозы - заставили председателя местной мусульманской религиозной организации села Джавдята Назирова отдать им правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором находится новая мечеть, и потребовали у имам-хатыба Нияза Уразаева, чтобы он покинул мечеть и село.

Предыстория

Село Верхняя Елюзань Городищенского района Пензенской области – одно из больших татарских сел. Здесь проживают около трех с половиной тысяч жителей.

В феврале 2013 года здесь начала работать уже вторая мечеть, где имамом стал житель соседнего села Средняя Елюзань, 32-летний Нияз Уразаев. В первой верхнеелюзанской мечети уже 13 лет имамом служит также среднеелюзанец Фидаиль Бикмаев.

К сожалению, в настоящее время в Верхней Елюзани нет ни одного человека, имеющего религиозное образование и способного выполнять функции имам-хатыба.

Имам первой мечети почему-то не готовил местные кадры. Даже эпизодические курсы для женщин по инициативе и силами самих же местных мусульманок.

Поэтому некоторые верхнеелюзанские мусульмане решили, что если они построят вторую мечеть и пригласят другого имама из той же Средней Елюзани, то дела с обучением людей исламу могут пойти лучше.

Так и случилось, - избранный имамом новой мечети Нияз Уразаев, при поддержке активистов, успел провести три недельных исламских лагерей для мальчиков - весной 20 мальчиков получили начальные знания по правильному чтению намаза, по исламскому праву, по исламской этике. В летнем лагере были уже 38 мальчиков, а зимой – снова 20.

Был проведен конкурс на знание ислама. Нияз-хазрат раздал вопросники за 10 дней до конкурса, в котором решили участвовать 12 юных верхнеелюзанцев. Занявшие первое, второе и третье места получили подарки.

На оба мусульманских праздника были сделаны подарки 100 детям из необеспеченных семей. Также была оказана материальная помощь восьми нуждающимся семьям и в местную школьную столовую передавались деньги на питание детям-сиротам.

В новой мечети постоянно даются уроки ислама, ведутся проповеди. Был проведен меджлис, на который были приглашены активисты первой мечети во главе с Фидаилем Бикмаевым, которым было сделано предложение проводить совместные мероприятия, включая проведение лагерей для мальчиков и другое. Однако Фидаиль-хазрат отказался.

Скандал

Осенью 2012 года, когда строительство новой мечети близилось к завершению, глава Городищенского района Геннадий Березин привез в село новоявленного муфтия по версии ныне почившей в бозе структуры РАИС – Асията Уразаева. Ныне все три махалли, на основе которых возник муфтият Уразаева, уже ликвидированы, так как они были учреждены с фальсификацией учредительных документов. Однако тогда звезда Асията Уразаева только восходила, его материнская структура РАИС еще пользовалась благосклонностью федеральных властей, и Геннадий Березин предложил верхнеелюзанцам, чтобы они отдали муфтияту Асията Уразаева свою новую мечеть. Однако верхнеелюзанцы отказались от такой «чести». Березин настаивал, но сельчане заявили, что их первая мечеть относится к структуре Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ России, Уфа), и вторая тоже будет там же. Это устроило Березина.

Уместно сказать, что сейчас в Городищенском районе 13 махаллей относятся к Совету муфтиев России, а к ЦДУМ России относятся лишь две – скандальная «Махалля №44» в Средней Елюзани и первая мечеть Верхней Елюзани.

Летом 2013 года глава сельской администрации Шамиль Назиров стал напоминать мусульманам новой мечети, что надо оформлять участок и здание в собственность. Иначе все это незаконно.

Но для оформления участка и здания надо было учредить новую мусульманскую организацию и зарегистрировать ее в качестве юридического лица. Мусульмане решили, что надо подождать осени, когда многие жители села вернутся с заработков.

В октябре 2013 года во время двух пятничных намазов подряд мусульмане обсуждали, в какую централизованную религиозную организацию войти и куда ориентироваться – на Уфу, ЦДУМ России, или на Москву, на Совет муфтиев России. Из 50 мусульман, которые постоянно приходят на пятничный намаз, примерно 6-7 человек хотели ориентации на Уфу, остальные предпочли Москву.

1 декабря было проведено собрание учредителей новой местной религиозной организации Верхней Елюзани. Хотя желающих стать учредителями было более 40, решили ограничиться 11 мусульманами, чтобы не заполнять бумаги на большое количество людей.

По словам заместителя председателя Духовного управления мусульман Пензенской области (ДУМ ПО) Рашида Куряева, они помогли верхнеелюзанцам завершить оформление бумаг, необходимых для регистрации, и весь пакет был передан в Управление Минюста РФ по Пензенской области 20 декабря 2013 года.

20 января 2014 года, по истечении месяца со дня получения документов, Управление Минюста РФ приняло решение зарегистрировать новую организацию и передало документы в областную налоговую инспекцию для завершения процесса регистрации.

21 января 2014 года внезапно началась совершенно неожиданная реакция властей. Сначала глава села Шамиль Назиров дико кричал на своего брата Джавдята, чтобы тот срочно снял документы организации с регистрации и переделывал на Уфу – иначе, мол, его снимут с работы. Люди говорят, что глава района Березин дал главе Верхней Елюзани Назирову срок в два месяца, чтобы перерегистрировать религиозную организацию новой мечети в ЦДУМ России, иначе будут приняты оргвыводы в отношении его самого.

Джавдят Назиров пришел в свою мечеть огорченный, расстроенный – советоваться с мусульманами, что делать. Люди недоумевали – до этого момента все шло нормально, оставалось только оформить куплю-продажу земельного участка под мечетью, за который деньги были отданы уже давно.

22 января председатель ДУМ ПО Ислям Дашкин и его заместитель Рашид Куряев встречались с представителями областной власти – с вице-губернатором Валерием Савиным, начальником Управления внутренней политики Александром Елатонцевым и консультантом этого же управления Оксаной Мельниковой.

Среди прочих вопросов был затронут и неожиданный конфликт в Верхней Елюзани. Валерий Савин сказал, что мечеть строило все село, поэтому пусть собирается сход граждан и решает, куда должна входить эта новая мечеть. Стало ясно, что этот конфликт возник не только из-за позиции главы Городищенского района.

Только зачем нужно было дожидаться регистрации организации? Ведь решение о том, чтобы новая мечеть работала с Советом муфтиев России, было принято еще в октябре? Неужто не доложили? Да и после поступления документов в Управление Минюста РФ об этом сразу было сообщено тем самым властям.

Если то, что новая мечеть в глазах начальства должна была обязательно быть зарегистрирована под Уфу, под Талгата Таджуддина, который недавно приравнял Олимпиаду к хаджу, нельзя ли было о своих желаниях заявить сразу? Скажем, в октябре, ноябре или декабре? Или кто-то хотел, чтобы ДУМ ПО, помимо своей воли, был вовлечен в еще один конфликт? Мало ситуации в селе Октябрьское, где по адресу мечети «Мархамат», относящейся к Совету муфтиев России с самого момента начала ее эксплуатации в 1998 году, Управление Минюста РФ недавно зарегистрировало новую организацию «Ялкын урам», относящуюся к РДУМ ПО при ЦДУМ России, т.е. к Уфе?

23 января глава Верхней Елюзани Назиров собирает в местной школе собрание бюджетников – учителей и других - и приказывает им, чтобы они начали активную работу в селе и рассказывали народу, что «нехорошие люди» продали новую мечеть среднеелюзанским ваххабитам, которые хотят разделить село, и которые будут копать могилы на кладбище экскаватором.

К этому делу подключают Фидаиля Бикмаева, имама первой мечети. Тот даже придумал сказку о том, что якобы среднеелюзанцы предложили ему пять миллионов рублей и автомобиль джип, лишь бы он перевел свою мечеть в Совет муфтиев России, но он якобы гордо отказался.

С тех пор проведено три собрания верхнеелюзанцев с требованием перевести религиозную организацию новой мечети в подчинение Талгату Таджуддину. Первое прошло в Библиотечно-досуговом центре (БДЦ) и на нем было примерно 60-70 человек. Второе импровизированное собрание состоялось, когда мусульмане новой мечети выходили с пятничного намаза, а на улице у мечети их ждали примерно 40-50 человек во главе с Фидаилем Бикмаевым, Исхаком Салминым и другими. Получается, эти люди не ходят в новую мечеть даже на пятничный намаз, но пытаются командовать судьбой этой мечети. Пришельцы орали, что мечеть должна относиться к Уфе, а мусульмане, не вступая в перепалку, разошлись по домам, оставив своего имама Нияза-хазрата оправдываться в том, чего они не делали.

Третье собрание, более представительное, - присутствовали примерно 120-130 человек (при количестве жителей Верхней Елюзани в 3500 человек, такое собрание все равно неправомочно решать никакие вопросы) - прошло снова в БДЦ. Здесь были и среднеелюзанский имам Абубякяр Бикмаев, также был и Зуфар Бибарсов (известный своими мелкими интригами с имамами и мечетями). Были озвучены три требования – перевести организацию новой мечети под Уфу, земельный участок отдать старой организации Фидаиля Бикмаева, и сменить имама. Причем, если сначала люди были за то, чтобы оставить Нияза Уразаева имамом, то после вмешательства Абубякяра Бикмаева, который заявил, что Фидаиль Бикмаев не желает работать с Ниязом Уразаевым, высказались, чтобы этот имам ушел из мечети.

Естественно, что все эти три собрания не имеют никакой юридической силы, и те, кто их организует – они это понимают. Поэтому они предприняли и более существенные шаги.

Первое – они начали запугивать владельца земельного участка Бурхана Ханбекова, дойдя даже до такой низости, как намекать пожилому человеку на то, что у него могут найти наркотики или что-нибудь такое, за что он может получить тюремный срок.

Второе – они начали прессовать председателя организации Джавдята Назирова, которому пригрозили уничтожить его маленький бизнес.

Третье – 8 февраля на собрании в БДЦ криками и диким ревом до того запугали Джавдята Назирова, что он, в сопровождении полицейских (чтобы не сбежал), был вынужден съездить домой и привезти этой дикой, экстремистско настроенной толпе документы на земельный участок, где стоит мечеть, и отдать их Анвяру Кадерову, которому по какой-то причине «доверили» земельный участок. Во вторник 11 февраля уже оформили договор купли-продажи этого участка на Анвяра Кадерова.

Четвертое – когда мухтасиб Городищенского района Рифать Абузяров и заместитель муфтия ДУМ ПО Рашид Куряев приехали 8 февраля в новую мечеть, чтобы поговорить с мусульманами и объяснить им их юридические права, их пригласили в сельскую администрацию. Там они попытались объяснить Шамилю Назирову, что никто не собирается забирать их мечеть, что ДУМ ПО только помогает местным мусульманам, однако тот ударился в истерику, тут же позвонил какому-то Ивану Андреевичу, жалуясь ему на то, что к нему пришли и свои мусульмане, и среднеелюзанцы, и давят на него. Он кричал, что он не вмешивается в дела религиозных организаций, ссылаясь при этом на ст.14 Конституции РФ, кричал в трубку, что ему надо ехать на свалку, там у него дела, и что сегодня вообще выходной и т.д. Послушав эту истерику, мусульмане ушли, однако, как оказалось, Шамиль Назиров написал заявление в полицию на Рифатя Абузярова и Рашида Куряева. К ним домой явилась полиция, и им пришлось написать объяснительные по поводу визита к главе сельской администрации Верхней Елюзани.

Вопросы

Что же случилось с пензенскими властями? Зачем им такие конфликты, после которых односельчане помирятся еще не скоро? В чем смысл создания конфликтных точек в татарских селах? Неужто кто-то так понимает свою задачу по защите государственных интересов в отдельно взятой Пензенской области?



комментариев