В России запретили фильм «Невинность мусульман», который вызвал бурные протесты по всему исламскому миру. Решение запаздывает - протесты и погромы уже почти улеглись за границей, у нас же их не было и в помине. То, что на территории РФ кино нельзя будет увидеть, вряд ли уже что-то изменит. Если бы кто-то хотел что-то противоправное учинить после просмотра «Невинности», наверное, давно бы это сделал. Поэтому считается, что у данного решения может быть и иной смысл, кроме как предупредить беспорядки.
Россия всегда на самом высоком уровне внимательно относилась к такого рода вызовам, как «Невинность мусульман». С первых дней «карикатурного скандала» Москва резко осудила публикацию оскорбительных рисунков, а потом несколько редакторов изданий разного уровня за перепечатку карикатур получили большие проблемы с органами, вплоть до посадок. Так что решение запретить оскорбительное антиисламское кино закономерно.
С другой стороны, поговаривают, что в данном случае сыграли роль ни столько опасения за то, чтобы отечественные мусульмане вдруг не оказались спровоцированы на погромы, сколько отработка механизмов цензурирования Интернета. Иными словами, это забота не о том, чтобы на улицы не вышли мусульман, а, скорее, чтоб больше не выходили «белоленточники». Ведь одной из главных причин протестов 2011-2012 гг. считается активность несистемной оппозиции в Интернете, особенно в «YouTube», а также в «Twitter» и «FaceBook».
Российские мусульмане и раньше не реагировали на выпады западных фашистов и гомосексуалистов в адрес Пророка (мир ему) и Ислама так, как их единоверцы за рубежом, т.е. массовыми акциями, а порой и погромами. Религиозные настроения у нас не столь сильны, а где сильны, то выражаются они по-другому или есть какие-то другие проблемы, которые отвлекают на себя энергию наших мусульман.
Да, были акции с сожжением американских флагов в Нижневартовске и Кизляре, дежурные осуждения со стороны муфтиятов, но, в целом, российские мусульмане отреагировали на действительно мерзкий и оскорбительный фильм спокойнее, чем когда были опубликованы карикатуры. Даже в Интернете в среде активистов на немногочисленные статьи по теме откликов было не много.
Еще слабее реакция мусульман на решение властей запретить «Невинность», что, в принципе, можно рассматривать как реверанс в нашу сторону. Ее практически нет.
Да, российским мусульманам, конечно, не все равно. Им очень не нравится видеотворение кучки психованных извращенцев. Но им и не хотелось, чтобы в результате неких происламских побуждений властей был закрыт «YouTube», который для многих активных верующих стал частью их повседневной жизни.
Мне лично кажется, что даже если, в конце концов, фильм останется в Интернете и не будет запрещен в России, то это особого возмущения мусульман не вызовет, как не вызвало раньше. А вот если запретят «YouTube» (в СМИ пишут, что к ноябрю это вполне может быть сделано), то роптать, конечно, будут побольше.
Проблема в том, что все исходящее сверху, в том числе даже правильные и хорошие вещи, у основной части активных мусульман никакого радужного приема не встречает. Сигналы власти в этой среде едва улавливают, что было отмечено не раз и не два. Не верят никому и не чему, во всем видится двойное дно и обман. Получается своего рода разговор слепого с глухим. Я тут не даю оценочных суждений – просто констатирую проблему.
Причина очень проста. На фоне запретов хадисов Пророка (мир ему), деятельности разного рода силантьевых и непропорционального применения силы и зачастую противоправной деятельности различных органов на Северном Кавказе все усилия отстоять чистое имя того же Пророка (мир ему) на международной арене эффекта не имеют. По крайней мере, внутри страны.
У людей это вызывает скепсис и ощущение рекламности происходящего, выражающихся в повторении старого, времен Перестройки, анекдота, в котором президент США хвалится Горбачеву свободой в своей стране. «У нас любой может выйти к Белому дому и потребовать «Долой Буша!», - говорит он. На что Михаил Сергеевич ничтоже сумняшеся парирует: «У нас тоже любой может выйти на Красную площадь и потребовать «Долой Буша!».
Многие мусульмане считают, что своими PR-акциями власти лишь пытаются ввести их в заблуждение. Спорить с такой позицией сложно. Ведь решения о запрете антиисламских фильмов или карикатур принимают те же суды, которые запрещают хадисы и жизнеописания Пророка (мир ему) и другие всем известные книги.
Тоже самое с законом о защите верующих. Мало кто следит за его разработкой и принятием, особо не рассчитывая, что он как-то улучшит положение мусульман и Ислама в России. Скорее, по умолчанию все это воспринимается как непонятные политические игры, имеющие к жизни верующих и религии мало отношения.
Проблема с обеих сторон. Мусульмане не умеют обратить себе на пользу падающие иногда в их руки козыри, выжимая их них максимум для себя. А непоследовательность властей оставляет огромный простор для негативных трактовок любых, даже самых позитивных, шагов.