Почему от нас люди бегут, не хотят с нами рядом жить, против мечетей протестуют?

Около двух тысяч жителей московского района Митино собрались в среду вечером на акцию против строительства исламского гуманитарного центра и мечети при нем. Однако ничего такого официально, в бумагах, не было. Власти только обещали выделить землю. А потом как хозяева своего слова – хочу дал, хочу забрал - передумали. «В связи с возражениями части жителей района Митино».

Это схема стара как мир. Отказать в праве на строительство мечети на законных основаниях нельзя. Есть же Конституция, закон о религии, принцип свободы вероисповедания и проч. Но если очень хочется, т.е. если люди выходят на улицу протестовать, то можно. «Ну что тут поделаешь, - говорят местные власти, - мы хотели, чтоб мечеть была, мусульмане же имеют право, как и остальные на культовые заведения, но люди против. Они не против мечети и мусульман как таковых, просто место и вправду какое-то неподходящее. Будем искать другое».

И опять процесс заявок-согласований затягивается на годы. Как говорится в таком случае, и волки сыты, и овцы целы, т.е. и жители довольны, и мусульманам вроде как не отказали, и, самое главное, все по закону. Все шито крыто.

Тоже самое было несколько лет назад с выделенным местом под мечеть в московских Текстилях. Эта же схема реализовывалась и во многих других городах.

С другой стороны, что никакой мечети в Митино не будет, что все это чей-то пиар было ясно с самого начала. Подумать только: мало кому известная организация вдруг получает в столице место под 13-этажный исламский центр с мечетью. Это, скорее, походило на какой-то рекламно-политический финт, чем на религиозную деятельность. Так что раздраженные митинцы могли на митинг и не выходить. Но у страха глаза велики.

Мне лично все равно, какая из исламских организаций получит (если когда-нибудь получит) право на строительство новой мечети в Москве. В конце концов, мечеть строится на десятки и сотни лет и предназначена она для тысяч обычных мусульман. На фоне этого любые вопросы снимаются. Мечеть – это всегда благо для мусульман.

Но легко не будет. Из истории мы знаем, что в Москве только одна (!) мечеть, на Поклонной горе, была построена полностью в соответствии со всеми требованиями. И то были возражения в Мосгордуме. Все остальные мечети были признаны официально пост-фактум. Две – Соборная и Историческая – еще до революции, в Отрадном – в 90-е. Строились же они, скажем так, на полулегальной основе. Вроде как все было разрешено и согласовано, а вроде и нет. Это с какой стороны посмотреть: закон, что дышло…

Нам всем, мусульманам, обществу, властям, надо искать какой-то компромисс, брать на себя какие-то обязательства. Без работы над собой, без взаимных уступок и желания понять, ничего не получится.

Да, мы, мусульмане, имеем право на мечети, имеем все законные основания молиться в нормальных условиях, а не в луже и не в снегу. Мы не должны и не хотим перекрывать дороги из-за намазов, создавать кому-то проблемы и кого-то пугать числом приходящих на праздничный намаз. Это естественное, нормальное и неотъемлемое право.

С другой стороны, не всегда в основе протестов и нежелания строительства мечетей лежит ксенофобия, исламофобия и др. Просто жители районов, в которых планируются строительстве мечетей, тоже имеют свои права. Они не хотят, чтобы под их окнами разбивали лагерь лица без определенного места жительства и занятий, чтобы горами нарастал и не убирался за собой мусор, был шум и гам, чтобы в антисанитарных условиях велась купля-продажа сим-карт и дынь, готовка, кормление грудных детей. Никто не хочет оказаться, мягко говоря, в очень некомфортных условиях для жизни для себя и своих детей.

К сожалению, в Москве и в некоторых других городах мечети зачастую начинают производить впечатления кишлаков (в самом негативном смысле этого слова) на выезде. И у меня, и, знаю, у многих братьев и сестер сердце обливается кровью, когда я вижу, что происходит: грязь, несанкционированная торговля прям на тротуарах и проезжей части, рост мелкого криминала (да, в наших мечетях воруют!), туалеты в ужасающем состоянии и проч. Положа руку на сердце, некоторые из них признавались, что и сами не хотели бы жить рядом с такой мечетью.

Не раз встречал у многих братьев и сестер подобные настроения. Они так и говорят, что лишний раз, за исключением того, что обязательно, во многие мечети идти желание как-то не возникает. К сожалению. Просто тамошняя обстановка совсем не способствует тому, чтобы прихожан туда тянуло.

Кстати, услышав все это, я как-то поинтересовался относительно стоимости и предложений в домах, прилегающих к той же Соборной мечети в Москве. Результат не сильно меня удивил: квартиры там продаются в достаточно большом количестве и цены в них несколько ниже средних по району.

Москвичи не хотят жить рядом с мусульманами. Пора признать, что в этом большая доля нашей с вами вины. В известных хадисах Пророк (мир ему) говорит, что верующий – это тот, в присутствии которого все живое пребывает в комфорте, мире и безопасности, это не тот, кого боятся люди, а к кому, наоборот, стремятся, рядом с которым им хорошо и приятно. Вот так, несоблюдение наших же принципов, того, чему учит Ислам, бьет по нам же.

Есть, конечно, и другие примеры. Так, одну мою знакомую мусульманку, носящую хиджаб, люди, впервые встретившие ее на улице, неожиданно попросили присмотреть за коляской с их ребенком, пока они будут в магазине. Эта девушка внушила им своим видом, своим поведением, своим образом те мир, спокойствие, доверие, о которых и говорил Посланник Аллаха (мир ему). Ах, если бы так было всегда…

Я пишу об этом в очень мягких тонах, чтобы никого не обидеть. Пишу это не от того, что хочу кого-то задеть или на кого-то «накатить». Думаю, многие и так понимают, о чем речь. Просто наболело. Проблема стала социально значимой, как мы видим.

По Шариату, мы всегда, в любой ситуации, несем ответственность за то, как демонстрировали красоту нашей религии. В Коране Аллах учит нас мольбе (ду’а) о том, чтоб мы не стали причиной отторжения людей от Ислама, иными словами не были ходячей антирекламой своей религии.

Если ситуация сложная – то и награда, иншаАллах, больше. А красота и привлекательность религии для многих, для очень многих людей, состоят в том числе и в том, в каком виде ее приверженцы содержат свои культовые центры. Встречают по одежке – ничего не поделаешь…

И это нормально. О необходимости содержать в достойном виде мечети говорится и в Коране и много раз в Сунне.

Если у администрации мечетей не хватает сегодня времени заниматься такими вопросами, можно привлечь активистов, прихожан, общественность. Думаю, многие с большой радостью согласятся принять участие в облагораживании по-настоящему родного дома Аллаха. Можно провести серию субботников, организовать дежурства, провести сбор средств специально на нужды охраны и обеспечения чистоты в местах для омовения, на ремонт сантехники, если потребуется, и проч.

Тут главное, чтобы люди увидели результат своего участия. Иначе, если инициатива в очередной раз зависнет, многие разочаруются вообще в перспективах исправления ситуации и своего участия в ней. Опять станут сетовать «на верхи», тем самым углубляя отчуждение между простыми верующими и руководством исламских организаций.

Эту проблему надо решать. Пока мы, мусульмане, не наведем порядок в своих мечетях и вокруг них, не превратим мечети в образцы мира, красоты и культуры, пока люди не увидят в них место, которое несет пользу всем окружающим, а не очередные крупные проблемы, они будут протестовать. Давайте не стесняться открывать наши мечети для всех, развенчивать стереотипы, звать окружающих на помощь и помогать окружающим самим.

А пока от нас люди бегут, не хотят с нами рядом жить, против мечетей протестуют. Да, есть исламофобы, кавказофоы, мигрантофобы и другие неадекватные люди. Но большинство же – нормальные. С ними можно и нужно договариваться. Мы живем в одной стране, в одно время, мы в одной лодке.

Я думаю, жаловаться на неприязнь к нам и нашей религии не совсем правильно. Аллах поставил нас в такие условия в качестве испытания, для нашего же блага и очищения, для того, чтобы мы чему-то научились и чего-то поняли. Поэтому нам следует работать над собой и над ситуацией, чтобы ее исправить. И делать это надо по Корану и хадисам, которые учат тому, как надо относиться к тем, кто живет рядом с нами. Об этом я писал более года назад в статье «Аллах создал исламофобов для нашего же блага»

К сожалению, к этой теме нам придется возвращаться и возвращаться.

Россия не более ксенофобская, чем США или Европа. Там тоже хватает ненавистников мусульман, чему есть многочисленные подтверждения. Но нам не хватает культуры толерантности в самом хорошем, классическом смысле этого слова. Нам всем – и мусульманам в том числе. Научится уважать, понимать и помогать друг другу – это сложный и мучительный процесс. Но альтернативы у нас, если мы хотим нормально и долго жить в нашей общей стране, нет.

Абдулла Ринат Мухаметов



15 комментариев


  1. (21.09.2012 13:02) #
    2

    И в мечетях и около них, часто действительно бардак.Я тоже ловил себя на мысли, что не очень-то люди живующие рядом с мечетью в Москве, будут рады таким соседям.Но я не думаю, что: "Можно провести серию субботников, организовать дежурства, провести сбор средств специально на нужды охраны и обеспечения чистоты в местах для омовения, на ремонт сантехники, если потребуется, и проч."
    И уж конечно же с тем, что:"Россия не более ксенофобская, чем США или Европа".
    Просто количество мечетей в Лондоне в 50 раз больше, а в Париже в 100 раз больше, чем в Москве. И у нас реальное недовольство людей, спланировано как минимум местными властями.
    Субботники и сбор средств-это хорошая мера, но не главная. Главное-это то как понимают Ислам мусульмане Лондона к примеру и в Москве.
    В Лондоне муниципалитет сам предлагает пустующие помещения, и есть случаи, когда помещение храмов других конфессий были переданы мусульманам.
    Они не живут в Лондоне, как Штирлиц в Берлине, хорошо работают с мусульманами и власть видит, что там где есть работа религиозных организаций, там социальная обстановка меняется.
    У нас другая среда-агрессивная, колючая, нездоровая. Вряд ли это реклама нашего Дина. Я часто удивляюсь, как несмотря на нас кто-то еще приходит к Исламу?! Насколько он красив и величественен, что даже мы не можем от него отвратить людей.
    И еще многое зависит от региона, в разных регионах разная ситуация. Я понимаю что московским мусульманам сложнее, у них там такой большой колхоз. Но например у нас в Саратове, власти и население не против, земля под мечети выделяется, мы просто не успеваем строить.
    Я предлагал нашим ехать в Москву. Думаю, что за год-другой, мы с помощью Аллаха, смогли бы изменить ситуацию.

    • (21.09.2012 18:49) #
      0

      ..."И у нас реальное недовольство людей, спланировано как минимум местными властями." Вот именно!!!

    • (22.09.2012 20:36) #
      1

      "Насколько он красив и величественен, что даже мы не можем от него отвратить людей."
      Ас Салам Алейкум.
      Самокритично, но очень красиво сказано.

  2. (21.09.2012 14:10) #
    1

    машаАллах. "Оттолкни зло тем, что лучше". Серьезная проблема, серьезный подход должен быть, нелегкие решения. Как же нам сделать это усилие? Ведь все эти хоругвеносцы и остальные провославные экстремисты, которые организовывали, что в Текстилях, что в Митино эти несанкционированные сборища они пользуются именно тем, о чем пишет Абдулла. Достаточно озвучить несколько тезисов: толпы, шум, грязь, преступность, антисанитария. Все! А ведь если эти реально существующие причины изжить из московской, мусульманской действительности, то всем этим исламофобам нечем будет аппелировать. Если бы на проспекте мечеть была как на Поклонной, разве были бы такие протесты в Митино? И мусульмане были бы такие же опрятные и не околоачивались без дела возле мечети. Думаю нет.

    • (21.09.2012 18:34) #
      1

      На проспекте была вечная стройка, отсюда грязь, заборы и.т.д. Попрошайничеством там занимались в основном цыгане. Неужели мусульмане сами обязаны прогонять их с территории мечети? Есть же полиция. То же самое относится и к рынку.
      Вообще все это отговорки. Придумать причину несложно, было бы желание.

  3. (21.09.2012 15:42) #
    1

    Мне понравилось как в Каире просто решена проблема с воровством обуви. Это не только у нас. На входе деревянные стеллажи, рядом сидит дедушка, принимает вашу обувь и выдает номерок. За символическую плату 2-3 фунта.Если мелочи вдруг при вас не оказалось он все равно примет. И людям спокойно, и дедушка при деле. Все спокойно, что поделать, такова реальность и в Каире, и в России.

  4. (21.09.2012 18:01) #
    1

    МашаАллах, замечательная статья. Вот например одна из насущных задач, еженедельная пробка на Минской у Мемораильной мечети. Наши братья ставят машины в два ряда. На прошлой джума мне одному удалось отправить как минимум 20 машин на парковку, которая пустует. Если бы было 5-6 волонтеров начиная с 12-12.30, проблему можно было бы решить полностью.

    • (21.09.2012 18:37) #
      0

      К чему такие сложности. Распечатайте соответствующее объявление, подсуньте под дворники.

  5. (21.09.2012 18:52) #
    2

    А под церквями такой ситуации видимо не наблюдается??? Живу в Киеве и наблюдаю возле "Киево-печерской лавры","Софиевского собора","Михайловской церкви" толпы немытых попрошаек,цыган, бабки свечками и всякой другой утворью торгуют, попы на дорогих иномарках и т.д. значит это нормально,это правильно? А как парки православные захватывают, сначало ставят деревянный крест потом какую то долбаную табличку, а потом постепенно вырубаются деревья и строиться так называемый "храм"! Значит такой безпредел это нормально, это по христиански. ИншаАллах не долго им осталось!!!

  6. (22.09.2012 12:04) #
    2

    Проповедь муфтиев направлено на борьбу с ваххабитами, салафитами и другими течениями называемые экстрeмисткими, выведенными за рамки ,,закона", а не с грязью в душах в своих и чужих, и с элементарным мусором вокруг.
    Думы их не о благе верующих, думы их о хлебушке насущном и желательно с маслом и икорочкой. Они несут службу. Чем больше грязи вокруг мечети и воровства внутри мечети, чем неприятнее и отталкивающе выглядят прихожане, тем лучше оплачивается их работа.

  7. (22.09.2012 18:49) #
    2

    Все это происходит при активном участии РПЦ,ничуть в этом не сомневаюсь,прото защищают свою территорию от идеологического вторжения,самим предложить народу особо нечего,поэтому опасаются других.
    А влияние будет,объязательно.
    Цыгане больше всего надоели самим мусульманам,так что это отговорка,пусть этим занимаются пенты,но они не будут делать свою работу,чтобы избавить мусульман от лишних хлопот.
    Долго жил в Москве и ни разу не видел,чтобы мусульмане с кем-то конфликтовали,с местными,только если они не провоцируют,бывали случаи,когда нападали скинхеды и им давали отпор.А так,чтобы кого-то домогались или еще чего-то,не помню.
    В настоящее время надо брать там,где дают землю,в городе никто не даст земли,иллюзий не нужно строить,Москва иншаАллах все равно будет расти и эти мечети окажутся в городе.
    Насчет грязи в туалетах,так пусть этим займутся работники мечетей,в той или иной форме.Если и это не могут организовать,то на что способны.Ситуация усложняется тем,что очень много приезжих,бедный мусульман,которые месяцами не могут найти работу,жилье.Большинство из них живут в мечетях,откуда их выгоняют постоянно.Большинство из них приехали в Мосвку не как туристы,а из-за нищеты у себя дома,москвичам мусульманам нужно помогать братьям,которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях,не всем подряд конечно,среди них могут быть разные преступные элементы,хотя бы тем,которые давно обитают в этих мечетях.

  8. (23.09.2012 00:17) #
    2

    Справка: в Казане 25 правосл. храмов + 4 монастыря и всего21 мечеть. В Уфе 20 храмов + 2 часовни и всего 12 мечетей. И это столицы МУСУЛЬМАНСКИХ регионов! В Москве на 4 мечети 535 храмов!!! Так кто кого оккупировал

  9. (02.10.2012 18:42) #
    0

    http://islamdem.ru/demotivators/view.php?id=33