Онлайн-конференция Висама Али Бардвила на "Ансар.Ru"

Уважаемые читатели! Приглашаем вас к участию в онлайн-конференции на сайте "Ансар.Ru", которая состоится во вторник, 23 июня.

На этот раз гостем нашего портала станет председатель "Союза исламских организаций", советник председателя Совета муфтиев России по международным связям, член Совета Федерации исламских организаций в Европе, президент благотворительного фонда «Ихсан» Висам Али Бардвил.

Задать вопросы гостю можно в данном разделе, оставив комментарий.

Внимание! Все сообщения, не относящиеся к онлайн-конференции или содержащие оскорбления, провокации и пр., будут автоматически удалены.

Уважаемые читатели! Просим вас также при публикации своего сообщения просматривать уже заданные вопросы для того, чтобы избежать повторов, таким образом вы значительно облегчите работу, как нашему гостю, так и сотрудникам портала.

Обращаем внимание пользователей, не зарегистрированных на сайте, что количество знаков для вашего вопроса ограничено! Будьте внимательны и не допускайте обрыва вашей фразы, что затрудняет понимание вопроса.

Также просим вас проявлять исламскую этику и начинать свой вопрос со слов приветствия.

-------------------------------------------

Биографическая справка:

Висам Али Бардвил, председатель"Союза исламских организаций", советник председателя Совета муфтиев России по международным связям, член Совета Федерации исламских организаций в Европе, президент благотворительного фонда «Ихсан».

Родился 19 апреля 1975 г. в городе Тархуна (Ливия).Там же окончил среднюю школу.

Отец,Али Бардвил,араб-палестинец,работал преподавателем в школе. Мать, Эффат Хельми,арабка-египтянка.

Висам Али проживает в России с 1993 года. С 2000 г. является гражданином РФ.

Закончил подготовительный факультет РЫБВТУЗ (г.Астрахань). Затем поступил на медицинский факультет Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ, Карелия). Выпускник шариатского факультета Европейского института гуманитарных наук (Шатошинон, Франция). Со студенческих лет занимается исламским призывом.

Окончил курсы: "Аль-Вассатыя" (Кувейт), "Управление религиозными организациями" (Академия госслужбы при Президенте РФ), "Стратегическое планирование" (Стамбул,Турция), "Курсы повышения квалификации деятелей исламской организации" (Медина, Саудовская Аравия).

Преподавал арабский язык в ПетрГУ на юридическом факультете(политология,международные отношения), также являлся преподавателем мусульманских школ г. Петрозаводска и г. Мурманска.

В 2000-2008гг. - председатель первой мусульманской общины г. Петрозаводска. Был назначен муфтием Равилем-хазратом Гайнутдином имамом–хатыбом Петрозаводской общины. Участвовал в учреждении мусульманских общин в городах Карелии.

В 2001г. - избран председателем и муфтием Духовного управления мусульман Республики Карелия ("Община мусульман РК").

2001-2006 гг. - главный редактор мусульманской газеты «Прямой Путь».

2003-2015 гг. - член Совета муфтиев России (СМР), 2003-2007гг. - сопредседатель СМР.

2005-2010 гг. - Член Общественного совета МВД РК.

2006-2014 г. – член Совета и заместитель председателя «Союза исламских организаций» (СИО), с 2007г. по 2010г. – член исполкома СИО.

2006-2011 гг. - член-учредитель и член Совета КРОО «Исламское просвещение»(Карелия).

В 2007 г. стал членом Исполнительного комитета Союза мусульманских журналистов России.

Висам Бардвил также является членом-учредителем Европейской ассамблеи имамов и религиозных наставников, членом комитета при главе Республики Карелия по противодействию экстремизма и терроризма, членом Организации солидарности народов Азии и Африки (Карельский филиал).

В 2007 г. включен в списки «Славные сыны Отечества» в энциклопедию «Лучшие люди России».

В 2009 г. награжден медалью «Духовное единение» СМР за заслуги перед карельской уммой.

С 2014 года является советником председателя Совета муфтиев России по международным связям.

В 2015 г. награждён Орденом почёта "Аль-Фахр".

Автор книги "Благотворительность в исламе - Закят". Также является автором статей в различных российских и зарубежных СМИ.

Женат, имеет шестерых детей.

Заданные вопросы (77)


  1. Дамир
    (19.06.2015 14:46) #
    1

    ассаламу алейкум! подскажите, есть ли в Сунне советы как правильно проводить ифтары и сухуры?

    еще хотел спросить, в каких случаях путнику лучше держать пост?

    • (23.06.2015 13:22) #
      2

      ва алейкум салям!

      Ответ на первый вопрос. Ифтар нужно проводить как можно раньше, а сухур - как можно позже. То есть, разговляться сразу после захода солнца, а принимать сухур в последний период перед утренней молитвой. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в разных хадисах указал на важность этого, сказав: “Моя умма будет пребывать в благе, пока она спешит в приеме ифтара и попозже проводит сухур”. Сегодня многие этим пренебрегают. И это является одним из признаков того, в каком состоянии находится наша умма.

      Чаще всего, люди не соблюдают эту сунну или из-за распространения неграмотности, или из-за проявления крайности и чрезмерности. И это отрицательные признаки.

      Также, сунной является не отказываться от приема пищи, даже, если не очень хочется есть или пить. Так, например, Пророк (мир ему и благословение) указал, что прием пищи на сухур есть благодать, от которой человеку не стоит отказываться. И назвал его благословенной пищей, призывая к тому, чтобы употреблять хотя бы глоток молока и один финик. Пророк (мир ему и благословение) сказал, что Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто принимает сухур. Есть также хадис о том, что отличие поста между мусульманами и людьми Писания в том, что мусульмане принимают сухур.

      Также сунной является совместный прием пищи с людьми из числа родственников или братьев по вере. И так делал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

      Дуа перед ифтаром (когда человек ожидает времени его наступления) – это время, когда мольба верующего не отвергается Всевышним. Дуа можно также делать и во время ифтара, и после него. Дуа во время сухура тоже имеет свою ценность, так как это время выпадает на последнюю треть ночи.

      И последний совет. Соблюдение сунны во время ифтара - есть небольшое количество еды (1-3 финика) и воды (другой жидкости). После этого, совершать молитву магриб. А после молитвы продолжить основной прием пищи. Именно так поступал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

      Ответ на второй вопрос. Среди мусульманских ученых есть разногласия в понимании действий Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников. Например, захириты считают, что путнику не разрешается соблюдать пост вовсе. Аль-Аузаи и Саид ибн Нусаиб считают, что путнику лучше не соблюдать пост. Но большинство ученых во все времена считали и считают, что путнику дозволено как соблюдать пост в пути, так и не соблюдать его. Но, если это не тяжело, не вредит человеку и не имеет последствий для его здоровья, то лучше пост соблюдать.

  2. Ахмет
    (19.06.2015 16:55) #
    1

    Ассаламу алейкум, щейх! Скажите, насколько важна выплата закята для мусульман России? Ведь мусульмане в нашей стране не богаты в основном...

    • (23.06.2015 13:25) #
      2

      ва алейкум салям!

      Закят для верующего человека – обязательный обряд и является актом поклонения Богу. Ведь мы не совершаем молитву или хадж, только потому, что это может принести пользу кому-либо из людей и является полезным для общества. В первую очередь, мы выполняем свои обязательства перед Создателем. Следовательно, мусульмане, живущие в России, как и мусульмане всего мира, должны (при необходимых условиях) выполнить свой долг. Независимо от того, приносит это большую пользу, является ли актуальным (полезным).

      К тому же, я не согласен с мнением, что большинство мусульман в России являются бедными. Практика доказывает, что достаточно большое число мусульман являются закятоплатежными. Но, к сожалению, они пренебрегают своими обязательствами перед Всевышним.

      Также я считаю, что выплата закята обязательна, даже если сумма небольшая. Так как стремление мусульманина выполнить волю Бога будет причиной Его довольства и благословения. А ответственное отношение к данной обязанности и выполнение ее приведет к снижению бедности. И это логично, потому что одно из назначений закята – помощь бедным и нуждающимся, с целью выведения их из этой категории.

  3. танзиля
    (20.06.2015 03:17) #
    1

    Уважаемый хазрат.с.а.живу в селе.есть мечеть.но прихожан мало.женщин нет среди них вообще или редко.на таравих езжу в город.там благоприят.атмосфера дружелюбн.общение.обретение новых знаний.могу ли закят поделить между двумя мечетями?и отдать часть знакомым и близким?как правильно будет распорядится

    • (23.06.2015 13:28) #
      2

      ва алейкум салям!

      Согласно единодушному мнению мусульманских ученых (иттифак), закят выплачивается там, где человек заработал свой доход. Если в месте, где проживает человек, точно не нуждаются в его закяте, тогда этот закят можно передать в другую местность. Также, при обычных условиях, закят передается руководству общины для того, чтобы они расходовали его на нужды этой же общины. Руководство же должно распределять закят между теми, кому это действительно необходимо.

      Если руководство общины не выполняет эту обязанность, то Вы можете распределить закят сами, по своему усмотрению. В том числе, между знакомыми и родственниками.

  4. Нурлан Сагит оглы
    (20.06.2015 16:30) #
    1

    Салам алейкум! В связи со сменой курса рубля не могу сейчас разобраться платит мне закят или нет!

    Сколько должно быть у меня на счету, чтобы закят стал моим долгом??

    • (23.06.2015 13:30) #
      2

      ва алейкум салям!

      Во-первых, выплата закята зависит от вида Вашего дохода. В зависимости от этого расчет отличается: занимается ли торговлей, получает ли зарплату, арендует ли помещение.

      А если Вы спрашиваете о минимальной сумме для выплаты закята (нисаб), то её можно рассчитать, узнав стоимость одного грамма золота по курсу ЦБ России и умножить на 85. Например, в этом году во многих городах и областях России (где закятный год (аль-хауль) начинается с 1 Рамадана), в этот день один грамм золота стоил 2042,25 руб/г. То есть, минимум – это 173 591,25 рублей.

  5. Абдулла
    (20.06.2015 17:18) #
    1

    В чем принципиальная разница между закятом и садака?

    • (23.06.2015 13:31) #
      2

      Закят (в отличие от садака) – это фард, обязательный обряд, отрицание которого выводит человека из веры. И отказ от выплаты закята влечет за собой наказание Аллаха. А выполнение – приводит к Его довольству и награде.

      Садака же является добровольной. Так, если человек дал садака – он может получить награду от Аллаха. Если нет – на нём нет греха.

      Важно отметить, что садака не принимается Всевышним, если человек не выплачивает закят.

  6. Ренат
    (20.06.2015 17:20) #
    1

    В Саратове на конференции известный политолог Шамиль Султанов назвал мусульман, не выплачивающих закят - ворующими у Аллаха. Согласны ли вы со столь жесткой оценкой?

    • (23.06.2015 13:35) #
      2

      Абсолютно согласен! К тому же, это можно назвать и воровством у мусульманской уммы. Так как закят – это право общины. И кто не вычислит закят должным образом и не выплатит его, может превратить всё своё имущество и доход в недозволенный (харам). Так же как нечистоты могут испортить чистую воду, даже если попадаются в маленьком количестве.

  7. Микаил
    (22.06.2015 16:55) #
    1

    салам алейкум! чтобы Вы порекомендовали российским мусульманам чтобы Рамадан оставил яркий след в их душах и жизни общин? два-три совета

    • (23.06.2015 22:46) #
      2

      ва алейкум салам!

      Я советую каждому мусульманину выбрать в себе один-два недостатка (грех, плохая привычка), над которой он будет работать в этот месяц. Также выбрать хорошее качество, которое он бы хотел приобрести. Таким образом, человек, завершая Рамадан, сможет стать лучше, чем в начале.

      Как правило, в этот месяц мусульмане стремятся уединиться для поклонения Всевышнему, чтения Корана и т.д. Я считаю, что сегодня мы живем в условиях, схожих с условиями первых мусульман, где нас окружает множество вызовов. И Рамадан для нас – хорошая возможность решить проблемы, касающиеся всей общины. Поэтому мы должны активно общаться с людьми, братьями по вере, соотечественниками, оказывать духовную помощь другим. Даже спасти одну чью-то душу было бы великим достижением этого месяца!

      Важно укреплять братские отношения. Это можно делать через присутствие на совместных ифтарах. Не отказываться от приглашений и самим организовать дома или в мечети ифтары для единоверцев.

      Совершение совместных молитв (фард, таравих), итикяф (благородное пребывание в мечетях) также способствуют укреплению братских отношений, дружбе между мусульманами, уменьшают такие явления, как взаимное недоверие и конфликты.

  8. Муслим
    (23.06.2015 00:34) #
    1

    Ассаламу алейкум, шейх! Чем занимается ваша благотворительная организация?

    • (23.06.2015 22:47) #
      2

      ва алейкум салям!

      Этот фонд работает на территории Северо-Запада России. Он оказывает поддержку нуждающимся, а также осуществляет содействие различным, важным в развитии мусульман, проектам.

      В дальнейшем есть планы расширить географию деятельности Фонда.

  9. Абдурахман
    (23.06.2015 00:36) #
    1

    Салам алейкум! Дайте совет, как удержать молодежь от радикализма и крайностей?

    • (23.06.2015 22:52) #
      2

      ва алейкум салям!

      Для решения этой проблемы должна проводиться комплексная работа. В первую очередь, это доступность правильной информации о религии и современной реальности. Так как много молодежи подвержено этим проявлениям из-за своей неграмотности в разных областях религии, недостаточно глубокого её изучения.

      С другой стороны, причиной тому становится неправильное толкование ситуации в мусульманских странах и обществе. К примеру, Сирия. Некоторые люди едут туда, даже не зная где эта страна находится на карте мира, сколько там населения, когда началась гражданская война и причины её начала!

      Также очень важен диалог с молодежью, терпеливое отношение к ним со стороны имамов, муфтиев, религиозных деятелей. Имам-хатыбы должны в своих проповедях уделять внимание решению актуальных проблем (особенно для молодежи). Нужно развивать проекты, приносящие пользу мусульманскому обществу и религии, в которые можно вовлечь молодёжь.

      Работа с молодежью должна проводиться по принципу того, что каждый обязан принимать участие в исламском призыве. Призыв может иметь различные формы: от благотворительности до распространения знаний. А также по принципу, что все призывающие должны действовать сообща, коллективно. И не последнее слово здесь – дисциплина. Мы видим, что в мусульманских странах, где люди привыкли работать в рамках религиозных сообществ и есть сильные авторитетные лидеры и ученые, минимально распространяется идея к экстремизму.

      Нужно уделять большое внимание также и детям. С самого детства нужно давать подрастающему поколению знания о религии. Не только ознакомительного характера. Это должны быть глубокие знания об основах религии, науках о целях шариата, науках о приоритетах, о мусульманских меньшинствах. Это поможет нам защитить их от пропаганды экстремистов.

      Также одна из причин того, почему молодёжь легко попадается в сети экстремистов заключается в том, что они разочарованы в положении мусульман своей страны. Где часто происходит нарушение прав, запрет на строительство мечетей, снос существующих мечетей, похищение и исчезновение религиозных деятелей и активистов, убийства. Обыски и акции устрашения сил безопасности во время совместных молитв, оскорбление чувств верующих в СМИ, увольнение с работы по причине религиозных убеждений, запрет девушкам-мусульманкам ходить в хиджабе в учреждениях, запрет религиозной литературы (история мусульман, цитаты из Корана, хадисы и т.д.). Вся эта атмосфера способствует радикализации молодёжи. Поэтому, мусульманам следует создавать мощные правозащитные центры, которые бы начали добиваться установления законной справедливости и соблюдения конституционных прав верующих.

      Это не единственное, что мы должны делать. Но, я считаю, что это главное направление.

  10. Антон
    (23.06.2015 04:13) #
    1

    Саламу Алейкум, Глубокоуважаемый хазрат.
    Если человек лишен жилища, снимает дом, и копит на квартиру он должен выплачивать закят с той суммы, которую он копит на жилье?

    • (24.06.2015 12:04) #
      2

      ва алейкум салям!

      По этому вопросу есть разные мнения среди мусульманских учёных. Но я придерживаюсь того, что закят – это акт поклонения и послушания Господу Великому. В нём есть благословение и очищение для мусульманина. Его выплата спасает человека от ада.
      Если сумма денег у мусульманина достигла размера нисаб (85 г золота) и прошёл год с момента её накопления, независимо от того, для какой цели она предназначается, тогда выплата закята обязательна и его размер составляет 2,5%. И будьте уверены, что Аллах Всевышний благословит то имущество, с которого выплачен закят, ведь в Коране сказано: “Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников” (2:276), а также: “Приумножен для вас будет закят, который вы раздаёте, стремясь к лику Аллаха” (30:39).

      Ваше накопленное не станет меньше, ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: “Имущество не уменьшается из-за выплаты милостыни”.

  11. Мустафа
    (24.06.2015 18:02) #
    1

    Ситуация в России с мечетями крайне сложная, местами напряженная. В Москве их всего 4 на 1,5 - 2 млн. мусульман.В Уренгое разрушили,в Ставрополе не возвращают,в Пятигорске хотят снести в Тамбове хотят отнять место под строительство,в Калининграде тоже,в Воронеже не дают место... Почему? Что делать?

    • (26.06.2015 11:12) #
      0

      Вначале хочу отметить, что в России за последние 20 лет построено более 8 тысяч мечетей. Поэтому я не согласен с тем, что ситуация в стране крайне сложная.

      Подобные ситуации возникают в отдельных регионах, как правило, либо из-за проблем самой мусульманской общины (раскол, незнание законодательства и пр.); либо со стороны местных властей, где некоторые госслужащие не хотят осознать, что мы живем в свободной стране, в которой все граждане имеют равные права. В том числе, и равные права на свободу вероисповедания.

      Территориально Россия является большим государством, поэтому мусульмане, зачастую, не знают о проблемах единоверцев в других регионах. А также часто не проявляют братскую солидарность, которая способствовала бы решению многих подобных проблем.
      Поэтому решение проблемы заключается в устранении их причин: сохранении единства общины, интеграции в общество, активного участия в его жизни, налаживания конструктивных отношений с органами власти и т.д.

  12. (20.06.2015 12:52) #
    0

    женщине запрещено выходить после захода солнца из дома, а именно после магриба и не стоит посещать таравихи . этот запрет в исламских странах ,а что говорить про россию .

    • (23.06.2015 22:33) #
      2

      Во-первых, женщине не запрещается выходить после захода солнца. И нет подобного запрета в мусульманских странах. Это абсолютно не соответствует действительности! И в России мусульманки ходят в разных городах и областях в мечети, как на обязательные молитвы, так и на таравих-намаз в Рамадан. Здесь нет ограничений ни с точки зрения шариата, ни с точки зрения законодательства.

  13. Тамерлан
    (21.06.2015 15:00) #
    0

    Ассаламу 1алайкум.
    если жена не любит родственников мужа, и когда ей что то велят родственники мужа из семьи она ищет оправдания и как бы грубит против них. муж может развестись с женой?
    живут все в одном дворе вместе.
    сын есть у них.
    спасибо за ранее.

  14. Тамерлан
    (21.06.2015 15:07) #
    0

    жена ушла от мужа, и сказала что не вернется в этот двор. и хочет чтоб жили отдельно без родителей мужа. младшему сыну это как позор выехать из дома родителей, традиции. все будут считать позором выехать. даже если выедет из дома родителей ему не куда поселиться нету собственного жилья. или снять?

    • (23.06.2015 22:34) #
      2

      Одно из прав жены – иметь собственное жилье, где она может проживать с мужем, отдельно от родственников. Поэтому, советую мужу не думать о разводе, а стараться выполнить свои обязательства и найти жилье, возможно, и съёмное. Если это вызывает недовольство родителей, он должен стараться по-доброму объяснить им свои действия и не прерывать родственную связь с ними.

      Истинный мусульманин должен всегда стараться держать в равновесии и в гармонии свои обязательства между родственниками и женой. А жене бы посоветовал, чтобы она проявила терпение и дала мужу время для выполнения своего обязательства. И не покидала супружеский дом.

  15. Абдельхат
    (21.06.2015 17:51) #
    0

    Ассаламу алейкум! В настоящее время с Братьями занимаемся учреждением Местной религиозной организации мусульман при ДУМ РФ. Предстоит много расходов, начиная с организации и обустройства погоста а также строительства молельного дома. Ограничена ли сумма пожертвования на эти цели для учредителя?!

    • (23.06.2015 22:35) #
      2

      ва алейкум салям!

      Ограничений нет. Ни с точки зрения шариата, ни с точки зрения российского законодательства.

  16. (21.06.2015 23:24) #
    0

    Ва алейкум салам, брат Абдельхат! Нет таких ограничений и быть не может, поскольку каждый волен распоряжаться своим имуществом (в т.ч. и деньгами) именно так, как он пожелает, не причиняя вреда правом и интересам других лиц, общества и государства. Вы не вредите никому, значит нет для Вас преград Да поможет Вам Аллах!

  17. танзиля
    (22.06.2015 00:15) #
    0

    Уважаеьый хазрат с.а.можно ли мне быть прихожанкой другой мечети,если у меня в селе рядом есть мечеть?но в ней мало прихожан..а в городской мечети больше общения,читаются хадисы и т.д.как мне быть какую посещать и куда давать закят? заранее благодарю за ответ.

    • (23.06.2015 22:36) #
      2

      ва алейкум салям!

      В какую мечеть ходить – это Ваше решение, и нет в этом никаких ограничений. Но выплата закята, как я сказал ранее, осуществляется там же, где человек заработал эти деньги. То есть, в городе (селе, области и т.д), в котором он проживает.

  18. Muslima
    (22.06.2015 08:50) #
    0

    Ассаляму алейкум, Висам хазрат! Как сложилась судьба ваших старших детей, удалось ли взрастить их в исламской вере несмотря на то, что их мать покинула религию? После просмотренной несколько лет назад передачи про вашу семью болит душа за них, все ли сложилось благополучно

    • (23.06.2015 22:37) #
      2

      ва алейкум салям!

      АльхамдулиЛлях все мои дети в исламе. ДжазакАллаху хайран за Ваши переживания.

  19. Ренат
    (22.06.2015 11:08) #
    0

    уважаемый хазрат! по состоянию здоровья я не держу пост и выплачиваю в Рамадан фидию. я родился и вырос в одном городе, а живу и работаю в другом. вопрос: в каком из этих городов (общину, мечеть) я должен отдать сумму фидии?

  20. Тимур
    (22.06.2015 11:37) #
    0

    каждый год среди мусульман возникают разногласия из-за начала/конца Рамадана. как вы считаете, что необходимо предпринять, чтобы исключить в дальнейшем эти споры.

    • (23.06.2015 22:39) #
      2

      Причина разногласия по этому вопросу не только в различных богословских решениях, а в основном, как проявление политического раскола и борьбы между различными течениями и группировками среди мусульман. И это крайне отрицательное явление и показатель того, в каком тяжелом положении находятся мусульмане современности.

      Я думаю, что проблема решится, когда исчезнет её причина. Но я настойчиво призываю мусульман соблюдать фетву учёных своей местности. Даже если вы не согласны с методикой их расчёта. Потому что проявление и сохранение единства уммы приоритетнее.

  21. Марат Давлетшин
    (22.06.2015 14:16) #
    0

    Как правильно понять, когда нужно начинать платить Закят? Одни говорят, что надо оценивать свое имущество по цене золоту, другие - по цене серебра! Пробовал перевести в рубли в обоих вариантах, но получаются разные цифры!

    • (23.06.2015 22:40) #
      2

      Закят выплачивается один раз в год. Начало года определяется обычно руководством мусульманской общины. Во многих областях России началом года для закята объявляется первое число месяца Рамадан. А минимальная сумма дохода, с которой надо платить закят (нисаб), равна стоимости 85 г золота. Стоимость одного грамма золота можно узнать по курсу ЦБ РФ в день начала закятного года.

      Что касается серебра, то мусульманские учёные давно отменили расчёт закята по нему, так как его стоимость стремительно падала со временем первых мусульман.

  22. Ильдар
    (22.06.2015 17:14) #
    0

    Сколько выплатить закят со 150 лошадей, которые на свободном выпасе???!

    Стоимость каждой от 35-50 тыс.руб. На зиму готовлю для них сено! Некоторые (от 2 до 5 шт) все время находятся на домашнем кормлении - больные, некосячные, жеребята, оставшиеся без матери и т.д.

    • (23.06.2015 22:42) #
      2

      Если лошади используются для личных нужд как средство передвижения, тогда закят с них не платится.

      Если животные покупаются с целью их дальнейшей перепродажи, тогда закят платится по примеру “закята с торговцев”.

      Если лошади пасутся на пастбищах, тогда их количество должно составлять 5 и более особей. В этом случае их оценивают по рыночной стоимости и высчитывают 2,5% в пользу закята.
      Если лошади не пасутся на пастбищах, а вскармливаются в основном своими хозяевами, тогда закят платится с дохода, полученного от продажи их мяса, или в результате участия лошадей в спортивных состязаниях. Если вес мяса составит более 647 кг за год, тогда размер закята составляет 10% за вычетом производственных затрат.

      Если лошади участвуют на скачках, тогда годовой доход их владельца с вычетом всех затрат должен превысить стоимость 85 г золота. Размер закята составляет также 10%.

  23. Muslim
    (23.06.2015 02:19) #
    0

    Ассаляму Алейкум" Хазрат подскажите если мусульмане занимаются торговлей на территории мечети, и они умышлено создают монополию (выгнали конкурента) считается ли их торговля и халялной?

    • (24.06.2015 12:02) #
      1

      ва алейкум салям!

      Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) запретил людям заниматься торговлей в мечетях. Исходя из этого, торговля на территории самой мечети не дозволена.

  24. Антон
    (23.06.2015 04:16) #
    0

    Известна ли вам практика заключения юридических никах-договоров, с установлением суммы махра, и причинами изъятия махра, в случае невыполнения учловий договора.
    т.е. интересуют те договора, которые имеют силу в светском суде.
    Существуют ли типовые договора?

    • (24.06.2015 12:06) #
      2

      В российском законодательстве существует понятие брачного договора, который можно использовать для сохранения некоторых шариатских прав супругов. Но, к сожалению, эта практика не распространена среди мусульман и нет опыта использования этих норм. И мне неизвестно о существовании таких типовых договоров.

  25. (23.06.2015 10:22) #
    0

    Салам алейкум, уважаемый Висам Али! Как человека, часто бывающего в сафаре, меня интересует правильность совершения намазов. В течение 12 лет я, советуясь с более информированными и авторитетными людьми, накопил следующую практику.
    1. В сафаре я читаю только фарз-намазы и витр. При этом объединяю зухр и аср (оба читаю в два ракаата), а также магриб (без сокращения) и иша (в два ракаата). Первые два стараюсь делать в период зухра, а вторые - в период иша, т.к. занят бываю делами до поздней ночи. Витр, который обычно у меня состоит из 3 ракаатов, в сафаре делаю в 1 ракаат. Кроме того, из числа обычных суннатов делаю два ракаата перед аль-фаджр, а при остальных фарз-намазах не читаю.
    2. Если я в самолёте, то читаю намаз в том же порядке, только сидя на месте в кресле (поклоны тоже получаются по типу "лбом в спинку кресла переднего пассажира").
    3. Следуя в автомобиле, для намаза выхожу наружу практически в любую погоду (разве что морозы не видел ниже 30 градусов), а семье (женщины) велю читать в салоне сидя.
    4. С собой в автомобиле везу всегда несколько бутылей чистой воды. А в самолёте делаю тайамум.
    5. Если в сафаре у кого-то в гостях либо в санатории или в гостинице, то через 3 дня на 4-й день с магриба полностью перехожу на обычный режим намаза. Исключение делаю для Москвы и других сравнимых по величине мегаполисов, так как в них за день в буквальном смысле только моргнуть успеваешь. Стараюсь либо сохранить омовение и совершить зухр и аср вместе либо сидя в метропоезде, либо если кто-то предоставит помещение, пользуюсь им, или в любом более или менее спокойном месте на коврике или скамье.
    6. Самое сложное - до сих пор сомнения в том, правильно ли я поступаю в родном селе, где собственного дома нет, только родительский. Тут я также читаю как в сафаре. Только в родительском доме режим сафара прерываю. Выйдя из него и пребывая у других родственников и знакомых, снова перехожу на режим сафара.
    7. И последнее. Будучи в сафаре, особенно в Москве, достаточно проблемно успевать на пятничную хутбу и джума-намаз. Если очевидно, что не успеваю, то не пытаюсь мчаться на возможных парах в мечеть, количество которых можно пересчитать на пальцах одной руки инвалида, а спокойно совершаю один в обычном режиме сафара.
    8. Если в сафаре нахожусь в месяц Рамадан, то пост продолжаю соблюдать, поскольку свободного времени мало, и его соблюдение никакой трудности не представляет. По этой же причине продолжаю поститься в сафаре также и по понедельникам и четвергам.

    Уважаемый Висам Али! Я благодарен Вам за то, что Вы прочитали моё изложение. Меня интересуют ошибки, которые я допускаю. Назовите их, пожалуйста, да будет доволен Вами Всевышний!

    • (24.06.2015 12:10) #
      2

      ва алейкум салям!

      Что касается порядка совершения молитвы во время путешествия, то существуют различные мнения (мазхабы). Ваши действия соответствуют авторитетным мазхабам. Могу только сделать некоторые уточнения.

      Первое, если Вы путешествуете самолётом или на машине, то желательно не молиться сидя, а ждать возможности совершения полноценной молитвы. Например, если Вы знаете, что Ваше путешествие начинается до зухра, но заканчивается до захода солнца, то молиться лучше после прилёта, совместив зухр и аср во время асра. А если такой возможности нет, тогда можно молиться сидя в кресле, но при этом нет необходимости касаться лбом спинки кресла впереди сидящего или какой-либо другой поверхности во время суджуда (земного поклона). В данном случае, достаточно кланяться вперёд.

      Вместо таяммум в самолёте лучше делать масх (обтирание обуви).

      Насчет срока путешествия, в котором путник может сокращать молитвы, есть много мнений ученых - от 4 до 15 дней. То есть, если человек приехал в какое-то поселение, которое не является местом его постоянного жительства и, знает, что он будет находиться там больше 4-15 дней (по разным мнениям), то он не имеет права молиться как путник. С первого дня своего прибытия он молится как обычно.

  26. Тагир
    (23.06.2015 12:21) #
    0

    вы были муфтием Карелии. Насколько сложно быть главой мусульман общины, где верующие составляют меньшинство населения? Будучи арабом, приходилось ли вам сталкиваться с трудностями непонимания среди местных мусульман

    • (24.06.2015 12:18) #
      2

      Несомненно это была тяжелая ответственность. Тем более, община мусульман не просто является меньшинством в Карелии. Это община, которая появилась вновь и не имеет исторических корней. Мы были первой мусульманской общиной в истории этого края.

      Непонимание было и со стороны местной власти, и со стороны общественности, населения. Были также большие противоречия среди мусульман, которые принадлежали к различным национальностям и мазхабам. В принципе, мы ожидали этого. Поэтому, вооружились верой и терпением. Несмотря на то, что были некоторые отступления, достижений всё-таки было больше.

      Что касается моей национальности. Хотя я сталкивался с мусульманами, страдающими болезнью “шоубия” (идеология которых основана на ненависти к арабам), основная масса мусульман всё же смотрела на арабов как на потомков Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников, говорящих на языке Корана. Следовательно, отнеслись очень уважительно и с почётом.

      На сегодняшний день прихожане мечетей Карелии исчисляются тысячами. Строятся новые мечети. Проводятся религиозные просветительские занятия для мужчин и женщин, взрослых, молодёжи и детей. Печатается мусульманская литература. Проводятся прочие религиозные мероприятия. Также мусульмане ведут активную общественную деятельность.

      Сегодня представители мусульман есть в различных общественных советах министерств и ведомств. Участвуют в культурной и благотворительной жизни общества Карелии, вносят весомый вклад в развитие региона.

      Примечательно, что благодаря грамотной просветительской работе не было совершено ни одного теракта, не было создано ни одной террористической группировки. И нет случаев вербовки мусульман экстремистскими движениями.

  27. Мансур
    (23.06.2015 13:22) #
    0

    Есть ли такой хадис о том, что золото будет всегда расти в цене до Судного дня??

  28. Муса
    (23.06.2015 13:33) #
    0

    Нужно ли мне платить закят, если у меня есть нуждающиеся близкие родственники, которым я и так помогаю финансами?

    • (24.06.2015 12:20) #
      2

      Закят – это право общины, и расходуется он на ее нужды.
      Если в Вашей местности нет организации, занимающейся сбором и распределением закята, тогда Вы можете отдать закят своим родственникам. Но, на мой взгляд, это недопустимо.
      Это не касается той местности, где есть такая организация. В этом случае свой закят надо отдавать только закятному фонду.
      Вы должны найти иные средства для оказания помощи своим родственникам.


  29. Муса
    (23.06.2015 13:38) #
    0

    Можно ли беременным держать пост?

    • (24.06.2015 12:21) #
      2

      Можно, если при этом женщина не подвергает риску своё здоровье и здоровье будущего ребёнка.

  30. Умар
    (23.06.2015 13:54) #
    0

    Салам алейкум, шейх! Не будет ли греха, если на скопленные средства купить автомобиль для работы и удобства передвижения (не для роскоши), а поездку в Хадж отложить на следующий год или через несколько лет??

    • (24.06.2015 13:05) #
      2

      ва алейкум салям!

      Большинство мусульманских учёных, за исключением аш-Шафии, считает (на основании достоверных хадисов), что хадж мусульманин обязан совершить сразу же, как только у него появится необходимая для этого сумма средств. Поэтому, если у человека есть дополнительные средства (сверх необходимых для жизни), этих средств достаточно для совершения хаджа, а также позволяет здоровье, и дорога туда является безопасной, то он не должен откладывать поездку в хадж.

  31. (23.06.2015 22:45) #
    0

    Ассаламу алейкум, шейх! Какие на Ваш взгляд приоритетные задачи стоят перед мусульманами России? Что бы Вы предложили для их решения?

    • (25.06.2015 11:21) #
      1

      ва алейкум салям!

      Я представляю будущее нашей общины – объединённой, количественно большей (в части соблюдающих мусульман) и качественно более грамотной и сведущей в религии. Это - высокий процент светской образованности среди мусульман, большое количество обладателей высшего образования, профессионалов. Это также более высокий материальный уровень жизни мусульман. А также, эта община, которая будет защищена в правовом плане, будет владеть полноценно своими гражданскими правами наравне с остальными гражданами.

      Ещё одной из задач является успешная интеграция мусульман в государство и общество, возможность принимать активное участие в различных сферах жизни страны (политической, общественной и пр.), представлять исламские ценности, приносящие пользу стране и народу. А именно, в будущем мусульманин в России сможет полноценно соблюдать все нормы своей религии, при этом он будет чувствовать себя комфортно как в личной жизни, так и в жизни мусульманской общины и российского общества в целом. Он сможет свободно и беспрепятственно положительно влиять на российское общество. То есть стать теми, о ком говорил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение): “Самый лучший из вас - больше всего приносящий пользу людям”.

      А чтобы добиться таких результатов, нам следует больше всего уделять внимание воспитанию детей. Передавать им высокий уровень исламских знаний. Добиваться того, чтобы они получали самое лучшее светское образование. Руководители мусульманских общин должны направлять молодежь к выбору специальностей, больше всего приносящих пользу общине и оказывать им благотворительную помощь в получении ими образования (книги, стипендии и т.д.). Хорошее образование – один из путей решения проблемы бедности. Поэтому такие препятствия, как ношение хиджаба или совершение молитвы в образовательных учреждениях, не должны останавливать нас на этом пути!

      Также мы должны уделять большое внимание женщинам, поднимать уровень их религиозного знания, приобщать их к жизни мусульманской общины наравне с братьями и даже больше.

      Немаловажной является забота о мусульманской семье, с момента её создания. К примеру, можно проводить специальные семинары для будущих супругов, учреждать организации, специализирующиеся на оказании помощи супругам, разрешении кризисных ситуаций.

      Мусульманские бизнесмены должны объединяться в сообщества, создавать фонды поддержки каждого из них (в случае оказания кого-либо из них в трудной ситуации), а также начинающим бизнесменам. Выплачивая закят, давая садака и управляя вакфом, они смогут стать хорошей материальной основной для развития мусульманской уммы.

      Что касается исламских знаний (фикх), то мы должны отказаться от привязанности к некоторым историческим традициям, ограничением только лишь одним мазхабом (пониманием), так как сегодняшняя реальность сильно отличается от положения, в котором жили наши отцы и деды (политика, общественность, экономика), как в нашей стране, так и в мире в целом.

      С другой стороны, мы должны освободиться от импорта фикха, который пришел из стран, страдающих тиранией, переживающих серьёзные кризисы. Нам следует основываться на фикхе, источник которого Коран и Сунна, а также совокупность понимания мусульманских учёных со времен сподвижников и по сей день. И выработка фетв, подходящих для реалий нашей жизни, должна основываться на фикхе приоритетов и мусульманских меньшинств, фикхе понимания реальности. То есть мы не обязаны ограничиваться одним классическим мазхабом или мазхабом шейхов, которые жили в других странах и других условиях. Для этого нам надо увеличить количество специалистов фикха (богословия) (на 20 млн мусульман можно иметь несколько тысяч докторов шариатских наук).

      Мусульманам также следует уже сейчас организовывать правозащитные организации, где работают юристы, журналисты, политики и прочие специалисты, для мониторинга нарушений прав мусульман во всех регионах России и проявления исламофобии в СМИ, а также для профессионального преодоления этих отрицательных проявлений. Начиная с регионов и заканчивая на федеральном уровне.

      Это, с моей точки зрения, одни из основных путей достижения целей возрождения ислама в России.

  32. Арсен
    (23.06.2015 23:50) #
    0

    Ассаламу алейкум! опять вопрос на счет закатя. Должен ли я платить закят с зарплаты, у меня нет отложенных денег, и деньги за год практически не собираются, уходят на строительство своего дома (пока живу в доме брата с мамой), но имеется собственная машина и зарплата около 20 000.

    • (25.06.2015 11:23) #
      1

      ва алейкум салям!

      Мусульманин суммирует свою зарплату за год, вычитает из неё свой прожиточный минимум, налоги. Если полученная сумма годового дохода составит стоимость более 85 г золота, тогда закят выплачивается в размере 2,5%.

      В Вашем случае, к примеру, годовой доход равен: 20 000 х 12 = 240 000 рублей. Сегодня прожиточный минимум на одного человека составляет 9 662 рубля в месяц, в среднем по России. 115 944 рубля – это прожиточный минимум на одного человека (Вы не указали, есть ли у Вас жена и дети). После вычета прожиточного минимума от Вашей зарплаты остаётся 124 056 рублей. То есть, это меньше минимальной суммы для выплаты закята, которая составляет 173 591,25 рублей. Следовательно, Вы не обязаны платить закят.

  33. Арсен
    (23.06.2015 23:51) #
    0

    И в продолжении о закате. Должна ли мама выплачивать закат с пенсионных накоплений?

    • (25.06.2015 11:26) #
      1

      Если человек имеет какие-то накопленные средства, то один раз в году от этой суммы (если она превышает минимум для выплаты закята – 173 591,25 рублей), она должна платить 2,5% от всей суммы. Но, если человек (имея необходимую для выплаты закята сумму средств), не имеет доступа к этим средствам, то он не выплачивает закят до тех пор, пока не будет иметь доступа к ним.

      Если имеется задолженность, то её сумма вычитается из суммы накопленных средств.

  34. (24.06.2015 07:14) #
    0

    Ассаляму алейкум ва рахматулЛахи ва баракяту! Уважаемый шейх, год назад я взял у родственника деньги на покупку квартиры, мой родственник давал мне эти деньги для целевого использования, т.е. я не мог на эти деньги купить машину, яхту и т.д., только квартиру. Но так сложилось, что квартиру я не купил, а попросил своего родственника, который дал мне деньги, использовать часть этой суммы для бизнеса, на что и получил разрешение. В течении года я занимался торговлей, которая приносила мне прибыль. Сейчас настал момент для выплаты закята, т.к. я являюсь свободным мусульманином, имею то, с чего выплачивается закят (денежный эквивалент 85 грамм золота), мой денежный эквивалент достиг нисаба. Но одно условие касаемое денег не выполняется, а именно: я на 100% не владею суммой, которую взял у родственника на покупку квартиры, и часть которой использую пока в бизнесе. К тому же я еще должен выплачивать закят с торговли - 2,5 % , помогите разобраться в этой ситуации. Есть ли на мне закят? И если да, то какую сумму я должен выплатить как закят, и с каких денег (со всей суммы, либо с той части которую использовал в торговли)? БаракялЛаху фикум!

    • (25.06.2015 11:28) #
      1

      ва алейкум салям!

      С наступлением сбора закята мусульманин должен посчитать сумму денег, которая у него имеется: капитал, вложенный в товар, доход от продажи и часть, оставленную на хранение. Суммируются также те деньги, которые он ожидает получить от своих должников, если только он уверен в их возврате в определённый срок. Также учитывается золото, серебро, предметы антиквариата, находящиеся у него дома или в другом месте на хранении.

      Если торговец является должником, тогда он вычитает свой долг со всего суммируемого. Так, если сумма, получаемая в итоге, эквивалентна стоимости 85 г золота (173 591,25 руб.) или превышает её, тогда торговец выплачивает с неё 2,5%.

  35. Дамир
    (24.06.2015 10:21) #
    0

    В России и в других государствах граждане, в том числе мусульмане, платят налоги. Почему нужно еще дополнительно платить закят?
    В мусульманских странах закят и налоги государству это разве не одно и то же??

    • (25.06.2015 11:29) #
      0

      Мусульманин должен платить закят с имущества, которое имеется у него после вычета налогов в том числе. Налоги в пользу государства считаются долгом мусульманина, поэтому они вычитаются из его доходов.

      Налоги отличаются от закята. Они не являются религиозным обрядом ислама, не начисляются и не раздаются согласно шариату. Кроме того, закят идёт на нужды бедных мусульман и мусульманской общины, а не в пользу плательщика закята. А налоги, как известно, идут в пользу всего общества, в том числе и самого плательщика закята. Например, на содержание полиции, которая обеспечивает его же безопасность.

  36. Ирпан
    (24.06.2015 10:51) #
    0

    Я все время в размышлениях, объясните некоторые вещи. Наблюдая за миром, я убедился в существовании Создателя, в этом у меня нет сомнений. Но почему я должен верить, что Коран это книга, руководство от этого Создателя??ведь об этом никто достоверно не знает, просто верят и все. Спасибо

    • (25.06.2015 14:26) #
      0

      Я приведу Вам несколько доводов, относительно того, что Коран – Слово Божье. И не является сочинениями Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

      Первое, Пророк (мир ему и благословение) не умел ни читать, ни писать - с рождения и до его кончины. Поэтому, как он мог написать книгу?!

      Второе, у Пророка (мир ему и благословение) была репутация правдивого человека. Даже его враги называли его ас-Садык (правдивый). За 23 года его пророческой миссии, несмотря на гонения, он ни одного раза не был замечен во лжи.

      Третье, в Коране мы наблюдаем, как часто Аллах обращается к Пророку (мир ему и благословение), повелевает ему что-либо или указывает на его ошибки. Все люди, жившие в его времена, указывали на его ясный ум, знали, что он не страдал какими-либо психическими отклонениями. Не логично было бы, если бы он сам делал себе какие-либо замечаниями перед своими последователями и врагами, которые ждали любой его ошибки (чтобы использовать её против него).

      Четвёртое. Коран говорит об исторических событиях, о которых не мог знать Пророк (мир ему и благословение) или кто-либо из его современников. И даже современная археология и историки доказывают достоверность названий мест и событий, а также имена исторических личностей, которые упоминаются в Коране (в отличие от других Священных Писаний).

      Пятое. В Коране упоминается о событиях, которые должны случиться в будущем. Некоторые из них происходят сейчас. Кстати, в Коране упоминаются по имени некоторые неверующие, которых Всевышний обещал подвергнуть наказанию. Если Коран не от Бога, то эти люди могли заявить о том, что они приняли ислам и покаялись. И таким образом, они бы доказали, что Коран поспешил назвать их заслуживающими адского наказания (несмотря на то, что они исправились). Однако, этого не произошло. И все, кто был назван обитателями ада, так и умерли неверующими.

      Шестое. В Коране есть некоторые научные факты, которые только спустя много веков наука смогла доказать. Причём, в различных научных сферах.

      Седьмое. Прекрасный язык Корана, гармония и отсутствие противоречия. Спустя 1400 лет никто не смог обнаружить ни одной ошибки или противоречия!

      Восьмое. Коран ниспослан на арабском языке. И до сих пор является самым лучшим литературным произведением на земле. Ни один араб не смог сочинить что-либо подобного или сравниться с его красноречием, несмотря на то, что арабы известны своей любовью к поэзии. Никто не смог принять вызов Аллаха - написать подобную Корану главу или стих.

      Девятое. В Коране упоминаются имена пророков и посланников больше, чем имя самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Например, Иисус. Его имя упоминается в пять раз больше, чем имя Мухаммада! А Моисея ещё больше. Если бы Мухаммад (мир ему и благословение) был сочинителем, разве он не упоминал бы своё имя больше всего, если бы он искал славы и величия?!

      Десятое. Текст Корана сохранился без изменений со времён его ниспослания (более 1400 лет). Ни одна буква не изменилась. Тысячи людей знают его наизусть. Это доказывает Божью сохранность этой Книги.

      Это лишь некоторые доводы, которые служат для мусульман подтверждением того, что Коран от Бога. Я Вам советую прочитать её внимательно. Вы убедитесь, что эта речь не похожа на человеческую. В ней есть руководство для идеальной жизни человека на земле и ключ к довольству Господа в ином мире.

  37. (24.06.2015 14:01) #
    0

    Баракалла, уважаемый шейх! Второй день внимательно читаю Ваши содержательные, понятные и очень полезные для мусульман ответы, советы и предостережения. Всяких благ Вам и довольства Аллаха!

  38. (24.06.2015 14:07) #
    0

    Асаламу Алейкум.
    Зякат. Скажите мне уважаемый, зякат - это налог. Налог, которым облагается верующий и который идёт в казну государства. Государства, в котором правит шариат, т.е. законы Аллаха. Из которого финансируется армия, наука, выплачиваются пособия и т.д, , т.е обеспечивает жизнеспособность Исламского государства. Государств у нас сегодня нет, отсюда - говорить о закяте, мне кажется, а Аллаху знать лучше, не уместно. Государства нет, а налоги должны платится ? куда, кому и куда идут эти деньги? Не правильнее ли будет говорить о садаке, милостыне для нуждающихся братьев по вере?
    Спасибо.

    • (25.06.2015 14:30) #
      1

      ва алейкум салям!

      Закят отличается от налогов тем, что является актом поклонения Богу. Также, закят ограничен восемью категориями статей расходов. От закята сам плательщик не получает блага. Но налоги, как мы знаем, не имеют ограничений расхода и собираются в пользу всего общества, в том числе и самого плательщика. Например, налог на дороги, которыми пользуются все люди, на медицину, полицию и армию и т.д. Даже из истории мусульманских государств мы видим, что закят и налоги собирались в разные фонды.

      Что касается сбора закята при отсутствии исламского государства, то ни в Коране, ни в хадисах не указывается такое условие! Это обязанность любого мусульманина, в любое время и в любом месте до конца Света. И если человек не является гражданином исламского государства, то он является членом мусульманской общины, которой следует передать свой закят. Это мнение абсолютного большинства мусульманских учёных всех времён.

  39. (24.06.2015 14:19) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  40. Сестра
    (24.06.2015 20:59) #
    0

    Ассаляму алейкум!
    Считается ли выплата налога закятом, если мы живем в мусульманском регионе? Иначе получается, что налог мы платим дважды, государству и мусульманской общине.
    БаракаЛлаху фик!

  41. Сестра
    (24.06.2015 21:01) #
    0

    Ассаляму алейкум!
    Считается ли выплата налога закятом, если мы живем в НЕ мусульманском регионе? Иначе получается, что налог мы платим дважды, государству и мусульманской общине.
    БаракаЛлаху фик!

    • (26.06.2015 11:14) #
      0

      ва алейкум салям!

      Ответ на подобный вопрос смотрите выше. Напоминаю, что налог отличается от закята. Налог считается долгом, который нужно вычесть из своего дохода. А из оставшейся суммы (если она превышает минимум нисаба) необходимо платить закят.