Онлайн-конференция Гумера Исаева на "Ансар.Ru"
Уважаемые читатели! Приглашаем вас к участию в онлайн-конференции на сайте "Ансар.Ru", которая состоится в пятницу, 28 февраля.
На этот раз гостем нашего портала станет известный российский востоковед-политолог, руководитель Санкт-Петербургского Центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев.
Задать вопросы гостю можно в данном разделе, оставив комментарий.
Внимание! Все сообщения, не относящиеся к онлайн-конференции или содержащие оскорбления, провокации, а также расцененные администрацией сайта как спам, будут автоматически удалены.
Уважаемые читатели! Просим вас также при публикации своего сообщения просматривать уже заданные вопросы для того, чтобы избежать повторов, а также по возможности задавать ваши вопросы в рамках одного поста - таким образом, вы значительно облегчите работу, как нашему гостю, так и сотрудникам портала.
Обращаем внимание пользователей, не зарегистрированных на сайте, что количество знаков для вашего вопроса ограничено! Будьте внимательны и не допускайте обрыва вашей фразы, что затрудняет понимание вопроса.
Также просим вас проявлять исламскую этику и начинать свой вопрос со слов приветствия.
----------------------------
Биографическая справка:
Исаев Гумер Галиевич, востоковед-политолог
Родился и вырос в Ленинграде/Санкт-Петербурге.
В 2000 г. закончил бакалавриат, а в 2001 г. - магистратуру Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кафедру стран Ближнего и Среднего Востока.
В 2001 проходил языковую стажировку в Каирском Университете (Египет).
В 2002 г. работал переводчиком в Ливии.
С 2002 г. работает в СПбГУ на факультете политологии, восточном факультете, факультете Свободных наук и искусств.
В 2005 г. защитил диссертацию в СПбГУ по специальности «история международных отношений и внешней политики».
С 2004 г. является главным редактором Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока MEAST.RU — независимого интернет-проекта, посвященного политическим, социальным и экономическим процессам на Ближнем Востоке.
С 2013 г. работает в Турецко-российском культурном центре в Стамбуле. Работает над докторской диссертацией.
Сфера научных интересов: новейшая история Ближнего Востока, ближневосточный конфликт, политика сверхдержав на Ближнем Востоке, события «Арабской весны».
Гумер Исаев является автором многочисленных публикаций в различных периодических и научных изданиях в России и зарубежом.
Соавтор и главный редактор книги «Ближний Восток. Война и политика» (2009, «Издательство фонда Марджани), соавтор учебника «Мировая политика и международные отношения» (2005), соавтор в книгах: «Нефть, газ, модернизация» (2008), «Ксенофобия в политике» (2008).
Владеет языками: арабский, английский, немецкий.
Женат. Трое детей.
Почему вопросы Ислама постоянно обсуждают т.н. религиоведы, которые не имеют отношения к мусульманам? Где российские исламские аналитики и политологи, почему их голос не слышен?
Увеличить присутствие и влияние мусульман-исламоведов и востоковедов очень просто — нужно самим идти в востоковедение и исламоведение, получать знания, становится специалистами, учёными, формировать свою точку зрения и влиять на дискурс.
Я часто слышу жалобы от мусульман, дескать, почему же в российском медиа-пространстве столько исламоведов-исламофобов, типа географа Силантьева, израилеведа Сулейманова или Яны Амелиной? Мой ответ может показаться жестким: если не нравится — воспитывайте и продвигайте своих, правильных исламоведов!
Понятно, что еще есть вопрос доступа к аудитории: прекрасные специалисты могут прозябать в безызвестности, в то время как балом правят дилетанты — только их мы видим и читаем в СМИ, они приглашаются везде как единственные и неповторимые эксперты. Но это не повод опускать руки — нужно ставить еще более амбициозные задачи: создавать свои информационные ресурсы в виде авторитетных интернет-порталов, журналов, газет, которые были бы качественнее, лучше и интереснее, чем ресурсы исламофобов.
Кроме того, нужно создавать мощные информационные и аналитические ресурсы для немусульман. Если обычный интернет-пользователь вдруг захотел узнать что-то об исламе или мусульманах, ближневосточной культуре и традиции, политике и экономике он выбирает сайт, который предлагает более качественную и интересно поданную информацию. Пусть мусульмане создают такие ресурсы, а не жалуются, что кто-то рассказал об исламе вместо них и рассказал лживо и плохо. Мусульманам нужно брать дискурс в свои руки, самим рассказывать о себе остальным людям, не доверяя эту важную задачу дилетантам или провокаторам.
Салам алейкум! По Вашему мнению, как еще мусульмане России могут кооперироваться, кроме как вокруг Духовных управлений&! Какие объединения необходимы, чтобы поддерживать исламское движение и развивать его???
Ва алейкум ас-салям!
Для того, чтобы мусульманам кооперироваться не нужны какие-то специальные институты, но раз уж так сложилось, что есть Духовные Управления, то нужно использовать факт их существования для улучшения религиозной жизни верующих.
По поводу работы ДУМов существует много негативных замечаний. Я не готов критиковать саму систему Духовных Управлений в России — думаю, это должны делать специалисты, хорошо разбирающиеся в вопросе. Наверное, она действительно нуждается в реформировании и необходим пересмотр ее базовых составных. Лично я отношусь к деятельности ДУМов с долей скепсиса, но скорее всего связано с тем, что я вырос в Санкт-Петербурге.
Что касается деятельности духовных управлений в других регионах, то я слышал как положительные, так и отрицательные отзывы со стороны верующих. Я знаю, что в рамках некоторых ДУМ действительно осуществляется крайне полезная работа, но ряд Духовных управлений либо бездействует, либо даже вредит умме.
Почему ООН и другие международные организации не реагируют (как мне кажется) на ущемление прав палестинского народа, геноцид мусульман в Мьянме, на зачистки мусульман в Дагестане, Татарстане и России в целом??
Я бы не стал говорить о том, что ООН совсем игнорировала интересы мусульман - ООН приняла несколько резолюций, призывающих прекратить оккупацию Палестины, принимала решения по другим болевым точкам (Косово, Дарфур). Было множество гуманитарных операций, осуществляемых под эгидой ООН в странах Азии и Африки.
Но давайте не будем забывать, что такое ООН. Это международная организация, в рамках которой самый действенный институт это Совет Безопасности, где тон задают несколько сверхдержав. Поэтому когда речь идет о принципиальных вопросах, то решения принимают сильные мира сего, учитывая свои собственные интересы. Иногда они совпадают с интересами мусульманских стран, но чаще противоречат им.
Не будем забывать, что мусульманский мир все еще остается объектом политики, но не субъектом.
Насколько глубоко студенты восточного факультета СПбГУ изучают ислам, чем эта методика отличается от преподавания этой же дисциплины в исламских вузах России и др. странах??
Следует разделять светское и религиозное образование, тем более, что в России они отделены друг от друга.
В той же Европе в рамках светских ВУЗов существует компромиссный вариант в виде теологических факультетов, но у нас пока никак не могут определиться со стандартами и понять разницу между теологией и религиоведением, хотя в некоторых государственных ВУЗах готовят специалистов по направлению теология.
Что касается Восточного факультета, то это в первую очередь историко-филологический факультет в рамках светского ВУЗа и он традиционно занимался подготовкой специалистов по истории и филологии стран Азии и Африки. Исламоведческого направления на Восточном факультете нет, а если бы оно существовало, то только в рамках светского религиоведения.
Ассаламу алейкум! расскажите, насколько та картинка, которую мы видим по телевидению о Сирии или Египте, отличается от реальной? действительно ли большинство людей, как показывают, на стороне официальных правителей? наверняка у вас больше информации.
Ва алейкум ас-салям!
Что касается «картинки», то нужно критически относиться к тому, что демонстрируют нам по телевизору. И речь тут даже не о российских каналах, а вообще о любых СМИ (особенно имеющих широкий охват аудитории), задача которых состоит в создании определенных настроений в обществе, а вовсе не в передаче объективной информации.
Так что надо иметь ввиду, что большая часть СМИ являются инструментами информационной войны и представляют интересы разных сил.
То же касается Интернета — все эти «независимые блоггеры» и очевидцы могут быть такими же участниками агитационной и пропагандисткой работы, как и официальные СМИ. Нужно искать объективные материалы, хотя, определение критериев объективности тоже очень сложный вопрос.
Пользуйтесь информацией из разных источников, сравнивайте, анализируйте, читайте между строк.
Почему образование (не духовное) на Ближнем Востоке сегодня считается низкого качества по сравнению с Западными вузами?!Так ли это? Если так, то почему в мусульманском мире не стремятся создать конкурентоспособные вузы.
Это очень важный вопрос, может даже куда более важный, чем многие политические.
На мой взгляд, повышение уровня образования в мусульманских странах должен занять главное место в планах развития. И вопрос здесь не только в серьезных вложениях в развитие образовательной и научной инфраструктуры — сегодня на Ближнем Востоке существуют огромные образовательные учреждения, немало исследовательских центров, издается большое количество литературы.
Нужно не только повышать качество образования, но и создавать возможность для молодых специалистов работать на благо своего народа и своих единоверцев. Мы видим, какое количество молодых выпускников ВУЗов приняло участие в событиях арабской весны — кажется, они получили образование и могут быть довольны, но им некуда применить свои навыки в условиях отсталой или неразвитой экономической системы. И осознание этого факта толкнуло их на выступления против властей.
Зная, какие ресурсы есть у некоторых мусульманских стран, особенно нефтедобывающих, невольно задаешься вопросом — почему бы не вложить средства в создание высококлассных учебных заведений, куда бы приглашались ведущие специалисты из разных научных отраслей. Но мы видим, как многие арабские богачи предпочитают отправить своих детей в Оксфорды и Гарварды, вместо того, чтобы создавать такие Гарварды у себя, и предпочитают приглашать не ученых, а покупать именитых футболистов, модных певиц и скаковых верблюдов для собственных развлечений. О каком росте науки и образования может идти речь? Нужно менять психологию.
Конечно, не все так плохо — сегодня есть сильные ВУЗы в некоторых мусульманских странах, например Турции, Индонезии. Но пока, особенно в сравнении с другими регионами мира, мусульмане находятся среди отстающих.
Салам алейкум! Как Вы думаете, почему Россия слила Каддафи, но держится за Асада?
Ва алейкум ас-салям!
Я считаю, что пассивная позиция России по отношению к Каддафи строилась на убеждении, что никакого военного вторжения не будет.
Напомню, что Россия не стала накладывать вето на резолюцию №1973, которая фактически открыла дорогу военному вмешательству стран НАТО в Ливию. Существует точка зрения, что Россия посчитала себя обманутой таким поведением западных стран в ходе ливийских событий и в случае с Сирией решила проявить принципиальную позицию.
Ливийские события показали, что свержение власти в таких странах возможно только силовым путем, но к вмешательству в Сирию ни НАТО, ни другие страны, были явно неготовы. Россия сделала ставку на то, что Асад не будет свергнут в ближайшей перспективе и не прогадала.
Я не исключаю, что российские стратеги не стали цепляться за Каддафи именно потому, что значительная часть влиятельных государств мира решила от него избавиться любой ценой. С Асадом же такой однозначности не было, чем и воспользовалась Россия.
Кроме того, не будем забывать о давних связях между Россией (СССР) и Сирией, а также наличие российской военно-морской базы в Тартусе.
Ассалам алейкум брат Гумер. Как вы считаете сохраниться ли Сириия целостной или будет разбита на несколько государств?
Ва алейкум ас-салям!
Сирия и так уже разделена на части гражданской войной.
На примере Ирака, Ливии и Сирии мы видим сегодня создание нового вида failed state: слабого децентрализованного государства, раздираемого внутренними противоречиями и вялотекущей межплеменной/межрелигиозной рознью, нуждающегося во внешней опеке.
Создается впечатление, что архитекторы Большого Ближнего Востока как раз хотят реализовать эту модель на всем Ближнем Востоке: десятки управляемых конфликтов при сохранении контроля над ресурсами и рынками сбыта.
Ассаляму алейкум, Гумер Галиевич. "Большое видится на расстоянии" - как Вам из Турции видится настоящее и будущее мусульман России? Что нам не достает, чтобы перестать быть объектом, и стать субъектом политики?
Ва алейкум ас-салям!
Что издалека, что изнутри - то, что происходит с исламом и мусульманами в России не вызывает у меня оптимизма.
С одной стороны отсутствие единства среди мусульман, неэффективная работа многих муфтиятов, превращение религиозных деятелей в чиновников (со всеми вытекающими из этого последствиями), отсутствие авторитетов и рост радикальных настроений среди молодежи.
С другой — рост исламофобии в обществе, действия государственных органов в виде запретов мусульманской литературы или арестов людей по надуманным обвинениям в экстремизме.
Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы из мусульман сделали «пятую колонну» в России... На мой взгляд, в России уже давно имеет место кризис в отношениях между религией и государством, и особенно он виден на примере взаимоотношений с исламом.
В некоторых регионах России, кажется, ситуация приемлемая, но где-то все очень скверно. Как найти выходы из кризисной ситуации — вопрос сложный и вряд ли можно на него ответить одним предложением.
Насколько устойчиво положение правящей в Турции партии Эрдогана и его соратников? В чем причина раскола и роль Гюлена в этом?
Трудно сохранить объективность в анализе турецких событий. С толку сбивают приближающиеся выборы.
В Турции сейчас идет настоящая информационная борьба между разными силами: вбрасываются компроматы, проходят массовые увольнения, на улицах митинги и демонстрации.
Я бы не стал сводить все к конфликту Эрдогана и Гюлена — это в некотором смысле красиво оформленная спекуляция, которую уже несколько месяцев тиражируют СМИ.
На мой взгляд в недрах правящей элиты имеет место раскол, но причина его не столько в пресловутой «борьбе за власть» и личных амбициях каких-либо людей, сколько в различии подходов к дальнейшему развитию страны. И все это происходит на фоне ошибок правящей партии, внешнеполитических трудностей Турции и проблем с экономикой.
Я бы хотел посоветовать российским мусульманам не умножать конфликты в умме, ожесточенно споря друг с другом о том, кто же прав Эрдоган или Гюлен, а надеяться на то, что у турецких братьев хватит сил самостоятельно преодолеть внутренние разногласия и выйти из кризиса еще более сильными.
Как реагируют мусульманские страны на запрет религиозной литературы (в том числе турецких авторов), строительства мечетей и притеснений мусульман (хиджаб) в России?
Я не слышал о том, чтобы какие-то государства (именно государства, а не общественные организации или фонды) выражали протесты по поводу запретов религиозной литературы в России.
В России, например, часто бывает премьер-министр Турции Р.Эрдоган — говорят, у него хорошие личные отношения с В.В.Путиным, но это почему-то не изменило ситуации с творчеством турецкого богослова С.Нурси, которое так и остается под запретом.
Хотелось бы верить, что лидеры мусульманских стран в ходе личных встреч с российскими коллегами выражают озабоченность в связи с запретом мусульманской литературы и другими неразумными действиями по отношению к мусульманам.
Ассаламу алейкум, Гумер Галиевич!
Как Вы считаете, добьется ли палестинская администрация на текущих переговорах с израильской стороной каких-либо положительных для себя результатов. Или данные переговоры лишь формальность?
Ва алейкум ас-салям!
Ситуация в палестино-израильских отношениях такова, что переговоры уже давно представляют собой формальность и ничем принципиально важным не заканчиваются. Едва ли не каждый президент США, обещает «сдвинуть дело с мертвой точки», мы уже много лет слышим об «успешных инициативах», «дорожных картах», о каких-то новых «всех устраивающих» схемах. Но пока ситуация остается такой же, как и была много лет назад — у палестинцев нет своего национального очага, они продолжают жить в гетто, наблюдая как упитанные дипломаты из разных стран собираются для очередных переговоров по решению палестинского вопроса.
С другой стороны история показывает, что вариант вооруженного противостояния в Палестине не дает результатов — военное превосходство израильтян таково, что любой конфликт заканчивается массовой гибелью мирных палестинцев, а в мировых СМИ действия Израиля в лучшем случае подвергаются сдержанной критике, а обычно просто оправдываются «борьбой с террором». Не способны помочь и те, кто так часто и громко говорит о необходимости помочь палестинцам — увы, но сегодня колоссальные средства из одних мусульманских стран идут на то, чтобы свергать режимы в других.
Да, палестинцы получают какую-то гуманитарную и финансовую помощь, но они далеки от реализации своих политических целей (я говорю о государственности), когда-то гарантированных, кстати, мировым сообществом.
Уважаемый Гумер Галиевич! хотел бы услышать мнение эксперта по ситуации в Египте. считаете ли Вы, что Ихваны еще смогут вернуть проигранные позиции? Ваш прогноз на ближайшее время?
С одной стороны, мы видим как в стране произошла контрреволюция и военные вернули себе власть, сняв выбранного демократическими процедурами президента и жестко подавив выступление сторонников «Братьев-мусульман».
Мировое сообщество проигнорировало факт государственного переворота, предпочтя иметь дело с военными в Египте.
С другой стороны нельзя отрицать того факта, что «Братья» оказались неопытными политиками и не справились с бременем власти. После свержения Мубарака Египет представлял собой бурлящий котел: было много проблем, которые нужно было решать, порой непопулярными и даже жесткими средствами. Экономика находилась в плачевном положении, быстро таяли золотовалютные резервы, денег Египту никто кроме Катара так и не дал.
Важную роль в падении «Братьев-мусульман» также сыграли внешние силы, в том числе некоторые арабские страны, такие как Саудовская Аравия.
Ассаляму алейкум, Гумер Галиевич!
Можно ли говорить о расистких проявлениях в том, как израильтяне рассматривают палестинцев и обращаются с ними?
В какой степени проект государства Израиль "белого", европейского происхождения?
Ва алейкум ас-салям!
Сионизм как идеологическое учение формировался под сильным влиянием европейского национализма и колониальной идеологии превосходства белого человека, для которого жители Азии и Африки были дикарями.
Напомню, что одним из популярных лозунгов сионистов был «Землю без народа — народу без земли!». Т.е. палестинцы вообще не брались в расчет, а еврейские колонисты, считали себя более достойными Палестины по причине большей развитости. Сегодня некоторые наследники колонистов в Израиле предлагают «гуманные» варианты решения палестинского вопроса, путем массовой депортации, называя эту процедуру деликатным словом «трансфер».
Есть и радикалы, считающие, что на территории Палестины должны находиться только иудеи. Впрочем, есть в Израиле и те, кто ратует за равенство между евреями и арабами в рамках единого демократического государства.
Можно ли найти рычаги влияния на мусульман, чтобы объединить их? И каковы эти рычаги по вашему мнению?
Проще перечислить факторы, которые мусульман разъединяют... Даже читая форумы на мусульманских порталах, я удивляюсь тому факту, что мало какие вопросы объединяют российских мусульман — они ожесточенно спорят друг с другом по поводу разных мелочей... Наверное, это нормально, когда есть какие-то разногласия, но не нужно давать этим разногласиям вносить раскол в отношения между братьями.
Ассалам алейкум, Гумер Галиевич!
Как Вы считаете, что официально(или кто)помешало мусульманам Кавказа провести митинг в Москве? И мог бы он радикально изменить отношение русских к мусульманам России да и всего мира?
Заранее благодарю.
Ва алейкум ас-салям!
К сожалению, я не следил за ситуацией вокруг митинга и не имею информации о том, кто и что помешало этому мероприятию.
Мне кажется, что власти вряд ли хотят видеть какие-то мусульманские митинги на улицах российских городов.
Ас-саламу Аллейкум уа рахматуЛЛАХИ уа баракату! Как вы считаете на сколько было законно приход к власти Хафеза Асада в 1970 году и вобще на сколько лигитимна была его власть? Братья сирийцы заслуживающие доверия говорят, что с приходом к власти Хафеза Асада, который был представителем более малочисленной группы алауитов, с высших руководящих постов в руководстве государством и вооруженных сил были сняты мусульмане-сунниты, и в дальнейшем не имели возможность претендовать на влиятельные должности. Что вы знаете об этом и коково ваше мнение?
Ва алейкум ас-салям!
В 1960-х гг. Ближний Восток был совершенно другим, чем сейчас - религия не играла такой роли, главными трендами в республиканских странах арабского мира были светские идеологии: панарабизм, арабский национализм и арабский социализм. Так что Асад пришел к власти не как алавит — он был одним из политических деятелей эпохи арабского национализма, когда национальная идентичность преобладала над религиозной.
Что касается легитимности, то в те годы модные сегодня демократические процедуры не играли особой роли в процессах легитимизации власти — как правило, власть захватывали силой в ходе военных переворотов, а авторитет новых лидеров держался на харизме и эффективности их действий.
Эта эпоха породила яркие фигуры: Насера, Арафата, Каддафи, Хусейна — все они пришли к власти посредством переворотов.
Действительно, в асадовской Сирии можно говорить об особой роли алавитов в управлении государством, непропорционально много алавитов в офицерском корпусе, в службах госбезопасности. Это связано с тем, что лидер страны хочет окружить себя максимально лояльными ему людьми — родственниками, соплеменниками, представителями своей конфессиональной группы. Так же Саддам Хусейн в преимущественно шиитском Ираке окружал себя родственниками и выходцами из родного Тикрита, а Каддафи — соплеменниками.
Я бы не стал говорить о том, что алавиты выдавили всех мусульман-суннитов с высоких постов — они есть среди представителей сирийской элиты. Например, долгое время министром обороны в Сирии был суннит Мустафа Тлас.
Махмуд Аббас кем является по вероисповеданию?
Это вопрос с подвохом? Насколько мне известно, Махмуд Аббас мусульманин.
Я никогда не сталкивался с другой информацией относительно его вероисповедания.
Мусульманский мир долгое время находился в застое. Откуда, из какой страны можно ждать "точек" роста? Российские мусульмане могут сыграть роль в возрождении уммы?
Если бы на этот вопрос можно было ответить несколькими предложениями, или даже страницами... Боюсь, что однозначного ответа на него нет.
Я не думаю, что "точки роста" должны обязательно быть в какой-то стране. Возрождение уммы должно начаться вне политических границ, как реализация некой сверхидеи.
Когда-то умма возникла также наперекор существующим границам и национальным условностям, создав могущественную исламскую цивилизацию на нескольких континентах.
И вообще, что американцы пристали к Ирану, что-то не верится, что из-за ядерного оружия? Какие реальные причины?интересно ваше мнение!
Да, ядерное оружие только один из поводов. Но он достаточно важен в контексте вопросов региональной безопасности.
Американская стратегия направлена на то, чтобы на Ближнем Востоке никто кроме Израиля не имел ядерного оружия. До Ирана претензии в разработке ОМП были к Ираку и Ливии.
Сейчас мы видим в Сирии, что едва ли не самым важным пунктом для США и Евросоюза является вывоз химического оружия из страны. И я уверен, что это не столько забота о повстанцах и мирных жителях (о которых забудят, когда они перестанут быть нужны), сколько об израильтянах.
Ассаляму алейкум, Гумер-абы. Какие специалисты, на ваш взгляд, сейчас наиболее востребованы для российской уммы?
Ва алейкум ас-салям!
Я отвечу кратко — нужны хорошие или даже отличные специалисты во всех областях. Нам нужны лучшие.
Почему палестинцы слабо отстаивают Аль-Аксу (воюют воюют, а результаты не утешительные), а наступление израильских оккупантов продолжается ускоренными темпами! В чем причина слабости палестинцев? До какого предела будет идти эта война??
Трудно винить палестинцев, что они плохо что-то делают - они уже несколько поколений находятся либо в изгнании, либо в оккупации. Пытались воевать — их назвали террористами, пытались договориться — их обманули. Многие из тех, кто на протяжении полувека пытался помогать палестинцам, зачастую делали это из корыстных соображений.
Я уже писал, отвечая на вопрос о палестино-израильском конфликте, что перспективы справедливого решения палестинского вопроса очень призрачны.
Ассаламу алейкум, брат Гумер! Насколько ситуация в Украине имеет общее с арабской весной? Или у них разная "природа"? И насколько это плохо (хорошо) для России?
Ва алейкум ас-салям!
Революционный бум, прокатившийся по всему миру заставляет говорить о наличии «революционного тренда». У каждой революции свои причины, которые в свою очередь являются совокупностью политических, экономических и социальных факторов. Так что на самом деле революции отличаются друг от друга. Как у Толстого: «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
В каком-то смысле события в Украине похожи на процессы происходившие в Египте, но детальное исследование процессов в Украине еще ждет своего часа — пока события в Украине в самом разгаре, да и «Арабская весна» еще далека от финала.
Мне сложно сказать, что действительно хорошо или плохо для России. Если говорить о геополитике, то нелояльный России режим в Украине вряд ли удовлетворяет интересам Москвы.
Но до «эндшпиля» еще далеко.
здравствуйте, Гумер Галиевич! я изучаю арабский язык в университете и планирую дальше работать переводчиком. подскажите, где лучше пройти языковую практику?
На какой стране остановить свой выбор с учетом последних событий в арабском мире?
Здравствуйте. Хотел бы пожелать Вам успехов в изучении арабского языка.
Что касается языковой практики, то она является обязательным этапом для подготовки любого филолога, тем более планирующего заниматься переводческой деятельностью.
К сожалению, события в арабском мире сделали многие страны небезопасными для студентов, желающих изучать арабский. Я сам когда-то проходил практику в Египте. Египетский диалект сильно отличается от классического арабского языка, но в Каире традиционно хорошие языковые курсы и созданы хорошие условия для изучающих язык. Но нужно следить за политической ситуацией — сегодня в Египте неспокойно.
Говорят, хорошие курсы сегодня есть в странах Персидского Залива.
Ассаламу алейкум,Гумер Галиевич?В последнее время непонятные движения происходят в Турции. Не могли бы пояснить, что происходит между Эрдоганом и Гюленом? Что из себя представляет движение "Хизмет"? Кем для турецкого народа является Ф. Гюлен? Спасибо.
Добрый день! скажите, что должно произойти в нашей стране, чтобы мы перестали быть лишь "сырьевой державой"? насколько опыт Турции, Малайзии и других стремительно развивающихся мусульманских стран может быть полезным в нашем случае?
Преодолеть "сырьевое проклятие" очень непросто - приток легких нефтедолларов развращает и делает ленивыми. Условно говоря, становится проще купить дешевое китайское, чем делать свое.
Однозначного ответа на то, как избежать полной зависимости от нефти и газа, нет. Пока цены высокие, об этом не особо задумываются. Но я бы посоветовал изучить опыт тех стран, которые в разные периоды оказывались в такой ситуации - это государства Персидского Залива и такие европейские страны как Норвегия и Голландия.
Ассаламу алейкум, брат Гумер.
Пользуясь случаем, хотел бы узнать Ваше мнение по поводу ситуации в Сирии: кто же всё-таки зачинщик этого крававого беспорядка? СМИ говорят об одном, ролики в интернете с места происшествий об обратном. Иначе говоря - где правда? Спасибо.
Ва алейкум ас-салям!
Мне кажется, что сейчас, когда счет погибших идет на десятки тысяч, а беженцев — на миллионы, уже не имеет смысла выяснять, кто сделал первый выстрел.
Ужас гражданской войны в том, что в ней не бывает победителей — а проигрывает всегда народ, на который ложатся все беды междоусобицы. Ведь и солдаты армии и повстанцы — все это представители одного и того же народа.
Я помню, как в разгаре гражданской войны в Ливии мои сирийские знакомые говорили: «У нас такой ситуации как в Ливии просто быть не может». Но, вот прошло пару лет, а сирийцы уже давно обогнали ливийцев по количеству жертв в братоубийственной войне, конца которой пока не видно.
Ассаламу алейкум, как вы считаете, вливание средств в олимпийский сочи сможет снизить поток российских туристов в Турцию? Или же пока рано говорить о том, что Сочи и другие курорты Краснодарского края сегодня могут конкурировать с турецким сервисом и all inclusive? Благодарю
Ва алейкум ас-салям!
Я не специалист в области туризма, но не думаю, что речь будет идти о какой-то конкуренции между Сочи и другими зонами отдыха.
Каждые несколько лет в мире открываются новые курортные зоны, но от этого потоки туристов на "старых" курортах не иссякают.
Я думаю, что кроме all icnlusive и качества обслуживания есть и другие факторы при выборе места для отдыха: например, кто-то боится летать и предпочитает поезд, у кого-то нет загранпаспорта и т.д.
Ас-саламу алейкум, Гумер Галиевич!
Озвучьте 3 основных и наиболее эффективных, на ваш взгляд, направления (формы, способа) оказания помощи жителям "горячих точек" Ближнего Востока со стороны российских мусульман.
Ва алейкум ас-салям!
Я бы выделил два важных направления:
1) гуманитарная помощь
2) информационная поддержка
Ас саляму алейкум.
почему мусульмане не видят своей политической цели, мечатся меж двух огней как минимум, почему нет своего курса почему живя в разных странах они вынуждены жертвовать своими интересами в угоду тех стран, ведь мусульмане являются одним телом, а не в союзе с теми кто нас разделяют?
Ва алейкум ас-салям!
Мне кажется, что основной ошибкой является как раз пресловутое «определение своей политической цели».
Почему-то для некоторых мусульман именно политические цели становятся столь важными. Прежде чем ставить и выполнять политические задачи, нужно иметь мощную базу: хорошо подготовленные и образованные кадры, отлаженную экономическую систему и т. д.
Практика показывает, что без такой базы любые инициативы обречены на провал.
Ассаламу алейкум! Где, в какой стране, мусульмане из России возрастом 50 лет и старше могут спокойно жить без притеснений, соблюдать Обряды Ислама, приносить экономическую пользу обществу. По горам бегать возраст не позволяет.
Вы сами поддерживаете оппозицию в Сирии или Асада? Аль-Сиси или Мурси?
Вообще иногда складывается впечатление, что люди в Египте сами не знают, чего хотят... Какой лидер должен быть в этой стране, на ваш взгляд, чтобы его через год снова не свергнули?
Как исследователь я стараюсь избегать каких-то предпочтений. Это в футболе можно болеть «за Мурси» или «за Сиси» - в оценке политической ситуации нужно быть максимально объективным.
Мне кажется, что сегодня в СМИ и в Интернете слишком много эмоциональных мнений и оценок достаточно сложных и неоднозначных событий и задача ученых не навешивать ярлыки, а попытаться разобраться в сложных процессах, дать характеристики деятельности политических деятелей или организаций.
Что касается египтян и того, что «они не знают чего хотят» - это нормальное явление. Людские массы как правило вообще не знают, что им нужно и задача общественных, религиозных или политических лидеров в том, чтобы объяснить куда и зачем должно двигаться общество.
Ассалам алейкум. Какие интересные идеи о государственном устройстве по Вашему мнению предлагает арабская элита?
Какие шансы развития Исламских финансов в России на данный момент?
На этот вопрос может ответить только один человек — Ренат Беккин.
Ассаламу Алейкум! Сейчас в странах СНГ в связи с событиями на Украине говорят о возможном повторении сценария в других странах, в Азербайджане, РФ... Как вы считаете такое возможно в других странах? Может ли произойти переворот в России?
Скажите, при каких обстоятельствах наконец Газа может стать свобоой? и что будет с ней с приходом к власти аль-Сиси, ведь после свержения Мурси, если не ошибаюсь, ужесточился контроль за передвижением через Рафах и пр.
Ва алейкум ас-салям!
Тут был задан вопрос о банкротстве отечественного востоковедения, которое, например оказалось неспособно предугадать начало арабской весны. Скажу больше — никто в научном мире не мог предсказать начало революционных событий.
Революционные предпосылки можно найти во многих странах СНГ — это и коррупция, и проблемы в отношениях между властью и обществом и конфликт в элите и влияние внешних сил и многое другое. Но очень сложно определить при каких условиях в той или иной стране может произойти социальный взрыв.
Заблокированная Газа это вообще позорный сюжет для всех арабов и мусульман. Я наблюдал, с каким усердием некоторые арабские страны помогали свергать Каддафи и Асада, какие деньги вкладывали в то, чтобы одни мусульмане убивали других и думал о том, что эти огромные средства могли бы хоть немного облегчить трудную жизнь в Газе или в других местах, где действительно страдают люди.
Что касается Сиси, то в отношениях с Палестиной он будет придерживаться тех же принципов, что и Мубарак, отдавая приоритет мирным отношениям с Израилем.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
С приходом американцев в Ирак, стала ли жизнь в стране лучше, чем при Саддаме (ведь было тоже не сладко, по рассказам некоторых)?
Жизнь иракцев точно не стала лучше, потому что их страна подверглась насилию и многолетней оккупации, в результате американского вторжения сотни тысяч людей погибли и стали беженцами.
Несмотря на то, что прошло уже 10 лет с момента свержения Саддама Хусейна, Ирак до сих пор находится в состоянии вялотекущей гражданской войны. Багдад с трудом контролирует территории страны, в крупных городах постоянно происходят кровавые теракты.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Как Вам Олимпиада в Сочи? Церемония открытия, закрытия, ну и сами соревнования?
Я считаю, что спортом нужно заниматься самому, а не смотреть как это делают другие.
Увы, у меня времени на спорт нет.
На ваш взгляд, дйствительно ли так остро стоит вопрос крымских татар на Украине, что потребуется ввод росийских войск?
Мне трудно комментировать ситуацию вокруг Крыма, т. к. этот вопрос находится за пределами моего научного интереса — лучше спросить у специалистов.
Но хотелось бы, чтобы крымские мусульмане не стали пешками в чужой игре и не оказались потом главными виноватыми или жертвами каких-то кровавых событий.
Почему Роухани пошёл на сближение с Западом, а его предшественник был антизападником, учитывая то, что аятолла у них тот же самый (он ведь эти вопросы решает, а не президент)? Стало быть с аятоллой что-то не так? Неужели так американские и европейские санкции повлияли на внешнюю политику Ирана?
Я думаю, что с аятоллами в Иране все в порядке — они хитрые политики и действуют из прагматических соображений. Иран хочет стать региональным лидером, хочет развиваться экономически, хочет расширять сферу своего влияния.
Вчера обстоятельства складывались так, что нужно было демонстрировать миру оскал Ахмадинежада, сегодня Иран показывает улыбку Роухани. То же самое мы видим на примере США: внешне разные по имиджу президенты сменяют друг друга (как Обама Буша), но вектор развития страны не меняется.
Какое отношение у современных арабов к средневековой мусульманской философии, в частности Ибн Араби, Газали,Аверроэс, Омар Хаям, Авиценна?
Арабская элита пытается понять, почему они находятся в упадке, какие по их мнению главные причины и назовите Ваши?
Какие книги мусульманских авторов Вы посоветуете прочесть?
Я бы советовал просто побольше читать книги - причем разные и как можно больше.
Все это особенно важно для молодежи в наше "электронное время", когда люди получают "образование" на форумах и в социальных сетях...
В мусульманском мире есть религиозное или философское течение способное идеологически противостоять фундаменталистам и экстремистам?
Комментарий удален модератором.
Какое у Вас мнение о государственной политике проводимой по отношению к мусульманам России?
Я не вижу какой-либо централизованной политики по отношению к мусульманам. В смысле, нет последовательной политики государства, которая преследовала бы какие-то конкретные цели и задачи в отношении мусульман.
Может, надо их как-то декларировать? Не подчеркивать "значимость" и "важность" мусульманской общины в истории России, а вразумительно и четко обозначить свое видение места мусульман в будущем российского государства.
Да, я знаю, что выделяются средства на развитие мусульманского образования, реализуются и поддерживаются некоторые проекты и инициативы, связанные с жизнью мусульман. В некоторых регионах налажен диалог между властями и мусульманскими общинами. Но негативных факторов тоже немало - запрещается мусульманская литература, проходят аресты невиновных людей, в СМИ население страны запугивают угрозой "исламизма". Давайте сначала разберемся с той же запрещенной литературой - и тогда можно будет говорить о положительных сдвигах.
Вот сейчас как возникла сложная ситуация в Крыму, туда поехали несколько известных деятелей из мусульманской среды: "уговаривать крымских татар". Т.е. мы видим, как власть использует мусульманский фактор в своей внешней политике. Будет ли это рвение мусульман-государственников вознаграждено? Я не о медалях и грамотах говорю, а о пересмотре ряда важных направлений в отношении между исламом и властью.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Вы в свое время лично беседовали с Халедом Машалем, лидером ХАМАС, какой он как человек, как мусульманин? Какое производит впечатление? Насколько он авторитетен в Палестине?
Знакомство с одним из лидеров ХАМАС стало для меня одной из самых интересных встреч в ходе моих поездок на Ближний Восток. Сам факт, что он, человек который столько раз подвергался риску погибнуть от рук израильтян (даже был отравлен агентами Мосада), на котором лежит ответственность за принятие стратегических решений, не отказался встретиться с группой молодых востоковедов из России, говорит о многом.
Халед Машаль показал себя искренним и скромным человеком, рассудительным и осторожным политиком. С тех пор прошло несколько лет, но ситуация на Ближнем Востоке серьезно поменялась в ходе арабской весны — ХАМАС покинул приютившую его Сирию.
Надо сказать, что у палестинцев особенно трудная судьба — у них нет государства и нормальных политических институтов, они вынуждены постоянно маневрировать в хитросплетениях большой ближневосточной политики.
Есть ли среди ваших детей дочки? если да, то как решается вопрос ношения платка в образовательных учреждениях?
Дочки есть, но они не достигли школьного возраста.
Комментарий удален модератором.
Комментарий удален модератором.
Арабская образованная молодежь в большинстве поклоняется перед Западной культурой или ещё исламский фактор имеет для неё значение?
Боюсь, очень общий вопрос — арабская молодежь в каждой стране разная, да и «поклонение западной культуре» имеет разные степени.
С «исламским фактором» еще сложнее. Мне кажется, что сегодня все чаще можно встретить сочетание этих на первый взгляд трудно сочетаемых вещей, когда приверженность исламским ценностям не мешает воспринимать западную культуру.
Об этом любит писать Тарик Рамадан.
Как объясните банкротство востоковедения и как следствие сплошные неудачи политики России на Ближнем Востоке.
Кризис в отечественном востоковедении начался с того момента, как московский Институт изучения Ближнего Востока сделал платным доступ к своим материалам. Это шутка.
Я считаю, что востоковедение не обанкротилось — оно просто живет своей жизнью, о которой многие просто не знают.
Что касается неудач российской политики на Ближнем Востоке то они вряд ли являются результатом «банкротства» какой-то научной отрасли, поскольку внешняя политика государства зависит от многих куда более важных факторов, например экономического.
Да и о каких именно неудачах идет речь? Россия не делала больших ставок в ближневосточной игре, предпочитая занимать осторожную позицию, тем самым сделала минимальными возможные потери.
Ассаламу Алейкум! Сейчас пошли громкие процессы в Турции. Сам я сторонник МНР. Во многом симпатизирую АКП. Благодарен СНР за их радушный приём казахов в трудные годы. Скажите, а почему Россия так слабо использует АКП и тандем Гуля-ЭРДОГАНА в деле урегулирования своих сложных внутренних отношений?
Ассаламу алейкум, уважаемый брат. Каково будущее Крыма?
Какие шансы на вхождение в Россию или Турции?
Ва алейкум ас-салям!
Ситуация развивается стремительно. Еще месяц назад трудно было представить, что ситуация в Украине зайдет так далеко. Пока мне представляется более вероятным, что Крым останется частью Украины, но его статус изменится в пользу большей автономии.
Ассаламу алейкум!
Государство Израиль одерживает победу за победой, а исламское окружение поражение за поражением, что является очевидным свидетельством поддержки Аллахом еврейского народа.
Что нужно сделать мусульманам, чтобы вернуть расположение МИЛОСЕРДНОГО АЛЛАХА?
Во многих странах мусульмане терпят притеснения, наряду со Свидетелями Иеговы, Кришнаитами и адептами учения "Бога Кузи".
Может стоит объединиться и выступить единым фронтом, отбросив несущественные противоречия?
Ваше мнение?
Вы предлагаете объединяться с адептами «бога кузи»? Боюсь, противоречия очень даже существенные.
Улучшение положения мусульман — дело рук самих мусульман. Нужно выстраивать свою систему влияния на политику государства.
Да, это очень сложно, но других вариантов я не вижу. Я знаю, что сейчас некоторые «эксперты» бросятся кричать о том, что я призываю к созданию «мусульманского лобби» и станут разводить конспирологические теории. Наоборот, мы имеем дело с исламофобским лобби, скрывающимся под маской борьбы с экстремизмом и нужно как минимум уравновесить его влияние на общество.
Пусть хотя бы в кругах, ответственных за принятие важных решений будет больше людей, реально понимающих проблемы мусульманской общины и рассматривающих мусульман не как «пятую колонну» - это уже будет хорошо.
Мы часто видим на торжественных государственных мероприятиях представителей разных конфессий — в том числе муфтиев, демонстрирующих своим присутствием взаимодействие между светской властью и исламом. Но потом в каком-нибудь сельском суде запрещают перевод смыслов Корана и вся идиллия летит в тартарары.
Имеет ли смысл ввести в РФ ограничения по возрасту (с 40 лет) для муфтиев? Послужит ли эта мера для борьбы с экстремизмом?
Может ли идея(возрастного ценза муфтиев)послужить стержнем в объединении мусульман России? Ведь и Коран был ниспослан человеку старше 40.
Не зря, ведь, это?
Предложения ограничить по возрасту муфтиев выглядят достаточно странными. Тем более исходя из соображений о влиянии возраста на "радикализм".
Получается, что до 40 лет муфтий может быть молод, горяч и радикален, а после 40 успокаивается, добреет, становится более умеренным? Мне кажется, что не нужно устанавливать возрастной ценз, а судить по уровню образования и опыту конкретного человека.
Есть ли совершенно новые подходы в понимание Корана?