Вопрос:
Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух! Расскажите, пожалуйста, о спирте и его положении в Исламе. Можно ли использовать лекарства, в которых есть спирт или духи? БаракаЛлаху фикум!
Ответ:
Висам Бардвиль, имам общины мусульман Республики Карелия
Что касается спирта и алкоголя, то в Исламе, естественно, запрещено принимать алкогольные напитки, которые вызывают опьянение, сделанные на основе спирта. В этом нет сомнений. В Коране есть термин «хамр», от которого Всевышний Аллах призывал остерегаться. А что такое «хамр» пророк, мир ему и благословение Аллаха, объяснил, сказав, что все, что вызывает опьянение относится к понятию «хамр».
О запрете «хамра» говорится в Коране и многочисленных достоверных хадисах пророка, мир ему и благословение Аллаха. Помимо этого, все мусульманские ученые сошлись на мнении относительно запретности хамра. Это называется иджма.
Кроме запрета на употребление запрещено и продавать спиртосодержащие напитки, дарить, хранить у себя в собственности, производить, а также все, что связано с этими напитками, вплоть до того, что запрещено сидеть там, где распиваются спиртные напитки.
Но остается вопрос: можно ли использовать спиртосодержащие напитки в других сферах, в которых они могут принести пользу? К примеру, для наружного употребления в виде кремов, мазей и других лекарственных препаратов. Либо это может быть парфюм, который содержит большой процент спирта. В этом вопросе есть разногласия.
Одна группа мусульманских ученых посчитала, что это не разрешено. Другая часть считает, что запрета нет. Те, кто считает, что это не дозволено основываются на том, что спирт является нечистотой (наджас) с точки зрения шариата. Поэтому они ставят спирт в один ряд с другими нечистыми вещами, типа крови, мочи и так далее. По их мнению, если спирт попадёт, к примеру, на одежду человека или его тело, то он обязан очистить эти места. Человек не может молиться, пока на его теле или одежде будут следы спирта, говорят они.
Но многие ученые не считают алкогольные напитки нечистотами, хоть они и запрещены для употребления, так как явных доводов относительно этого нет в Коране и хадисах. И скорее всего мнение этих ученых – которые не запрещают использовать спирт в других целях – имеет более сильные доводы. Мнение же тех ученых, которые запрещают использование спирта в других целях основаны на аналогии. Причем, эта аналогия не несет сильного подтверждения, скажем так.
Поэтому лично я придерживаюсь мнения учёных, которые разрешают использование спирта в целях медицины, наружного применения и так далее. Спирт не является нечистью, следовательно можно совершать намаз, если на теле остались следы спирта. Особенно, если спирт был применен в медицинских целях, которые, безусловно, оправданы.
Даже, если взять мнение ученых, которые запрещают спиртосодержащие напитки, то они могут иметь ввиду именно те напитки, которые изначально были произведены для опьянения. Например, водка или шампанское изначально были произведены для, как опьяняющие напитки. А к одеколону, например, это не будет относиться, потому что изначально он был сделан не для употребления внутрь, как алкогольный напиток.
Есть и другой вопрос, связанный со спиртом. Это использование спирта в некоторых лекарственных препаратах. Данный вопрос очень много раз обсуждался современными мусульманскими учеными. Их мнение вкратце можно передать так: сами по себе алкогольные напитки не могут быть лекарством. К примеру, водку, вино или шампанское нельзя использовать, как лекарство, потому что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что Всевышний Аллах не сделал исцеления в том, что Он запретил. Но если, например, спирт содержится в каком-нибудь лекарственном средстве, для того, чтобы усилить его эффект, то в таком случае это будет исключением, если это лекарство является необходимым. Если врач, заслуживающий доверия, говорит, что подобное лекарство необходимо для излечения, то можно использовать его.
Всевышний Аллах говорит в Коране, что Он желает для нас облегчения, и не желает для нас затруднения. Тем более, если в этом есть нужда. В любом случае, мусульманам нужно стараться искать альтернативу и бояться Аллаха по мере возможностей, принимая эти лекарственные средства по мере необходимости.
Аллах знает лучше!