Можно ли мусульманке одной ездить за рулем автомобиля?

Вопрос:

Я слышала, что в Саудовской Аравии женщинам запрещено ездить за рулем. Но мне, как взрослой женщине, проживающей в Москве с детьми, сложно без машины. Мы с мужем в разводе, и мне приходится брать все на себя.

Отвезти детей в школу, привезти продукты, ездить на работу - все это я уже не представляю без машины, так как за рулем уже более пяти лет.

Скажите, пожалуйста, может это мнение не является единодушным среди всех ученых и есть шейхи, которые разрешают мусульманке ездить за рулем? Заранее вам благодарна!

Ответ:

Расим Кузяхметов, заместитель председателя Духовного управления мусульман Саратовской области

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Да, на самом деле некоторые современные мусульманские ученые запрещают женщине ездить за рулем. Среди них ученые есть и из Саудовской Аравии. Они аргументируют свою фетву определенными доводами, и мы уважаем их мнение, но в этом вопросе не все так однозначно.

Вождение автомобиля в своей основе является дозволенным действием как для мужчин, так и для женщин, потому что основа в мирских делах – дозволенность (халяль). Если обратиться к ретроспективе, то становится ясно, что передвижение на верховых животных и управление ими было узаконенным для обоих полов в прошлых веках, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщины подобны мужчинам» /1/.

Смысл хадиса в том, что относительно положений шариата и мужчины и женщины одинаковы. Без веской причины мужчины или женщины не могут быть ограничены в правах.

В дозволенности езды за рулем также есть аналогия в хадисе посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в котором он рассказывает о будущем ислама и его распространении одному из сподвижников: «Если ты проживешь долго, то непременно увидишь, как женщина будет путешествовать из Хиры в паланкине, и будет совершать обход вокруг Каабы, не боясь никого, кроме Аллаха!» /2/.

Если же вождение женщиной автомобиля может привезти к вреду, к тому, что с неё могут снять хиджаб, если это может привести к уединению с посторонними мужчинами, то в таком случае женщине не дозволено будет ездить за рулем.

В данном случае сработает шариатское правило «садду з-зараи’», то есть закрытие путей, ведущих к недозволенному. И запрет будет установлен ради сохранения ее чести, достоинства и других прав.

Исходя из вышесказанного проясняется, что вопрос вождения автомобиля женщиной является предметом разногласия среди современных ученых. Действительно, некоторых современные ученые запрещают это для женщин, но есть и те, кто разрешает.

Поэтому, на основе второго мнения, вы можете ездить на машине за продуктами, отвозить детей в школу, ездить на работу и по другим делам, если это не приведет к явному вреду.

Аллах знает лучше!

_________________________

/1/ Хадис передал Абу Дауд и ат-Тирмизи со слов Аишы, да будет доволен ею Аллах.

/2/ Хадис передал аль-Бухари со слов Адийя ибн Хатима, да будет доволен им Аллах.



комментариев