Вопрос:
Мой работник украл у меня товар на моем предприятии. Могу ли удержать с его зарплаты сумму стоимости товара в двойном размере как наказание за его мошенничество? Иначе это ему сойдет с рук. Он же ничего не потерял. Уволил один работодатель, пойдет к другому. А тяжесть содеянного поступка так и не почувствует.
Ответ:
Батраз Цорионов, магистрант Исламского университета имама Мухаммада ибн Сауда
Хвала Аллаху Господу миров! Мир и благословение Пророку Мухаммаду и всем тем, кто последовал за ним вплоть до Судного дня. А затем:
Воровство является большим грехом. Аллах Всевышний сказал: "Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый" (Коран 5:38).
Тяжесть греха воровства в исламе можно осознать, если поразмышлять над тяжестью наказания за этот поступок. А грех воровства у того, кто оказал доверие (как работодатель) более тяжкий, так как это из один из признаков лицемерия, о которых говорится в пророческом хадисе.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, описывая признаки лицемера: "...тот, кто предаёт, когда ему доверяются..." (аль-Бухари 34, Муслим 58).
Что касается описываемого в вопросе работника, то если он совершил воровство, не имея никаких причин на это (т.е. не было несправедливости в его отношении, и нет острой нужды в этом), то он совершил большой грех, за который будет отвечать в этом мире и в Судный день, если не вернет украденное и искренне не покается перед Аллахом Всевышним за содеянное.
Что касается удержания с его (вора) зарплаты суммы стоимости товара в двойном размере как наказание за воровство, по моему мнению, не разрешается, так как Аллах Всевышний сказал: "Если кто покусился на вас, то и вы покуситесь на него, подобно тому, как он покусился на вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах - с богобоязненными" (Коран 2:194).
Также Аллах Всевышний сказал: "...наказывайте их так, как они наказывали вас" (Коран 16:126).
Ученые говорят, что тот, у кого забрали не по праву что-либо или тот, у кого было украдено, не в праве забирать больше того, что у него забрали или украли.
Ибн Абдуль-Барр, да помилует его Аллах, сказал в книге "ат-Тамхид": "Тексты (шариата) указывают на то, что наказание должно быть соразмерным причиненному ущербу".
Совершивший воровство потерял ваше доверие и доверие круга вашего общения. И, насколько мне известно, устроиться на работу - нелегкое дело. Тяжесть своего поступка он прочувствует уже в этом мире, так как "возмездие бывает в меру поступков". А наказание за это в Судный день будет более суровее, если человек не покается.
Аллах Всевышний сказал: "Будет положена книга, и ты увидишь, как грешники будут трепещать от того, что в ней. Они скажут: "Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех - все подсчитано". Они обнаружат перед собой все, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо" (Коран 18:49).
Также Аллах Всевышний сказал: "Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах - Прощающий, Милосердный" (Коран 24:22).
Этот аят был ниспослан в отношении того, кто участвовал в оскорблении матери правоверных, когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, поклялся не помогать ему, на что Аллах Всевышний ниспослал этот аят.
Просим Всевышнего Аллаха в эти благословенные дни для него и для нас истинного пути, и чтобы Он привел наши нравы в порядок.
А Аллаху Всевышнему об этом ведомо лучше!