Курбан

Как Пророк (мир ему) удерживал молодых мусульман от крайностей?

Вопрос:

На фоне регулярных терактов в Европе и России многие журналисты и политики обвиняют мусульманских лидеров в том, что они не осуждают и не сдерживают насилие со стороны мусульманской молодежи.

Какие методы удержания верующей молодежи от крайностей использовались во времена Пророка (мир ему), и какие методы сегодня могут и должны применяться лидерами мусульманской общины России и стран Европы?

Ответ:

Расим Кузяхметов, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Саратовской области

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Для начала хотелось бы сказать, что, к сожалению, каждый раз, когда мусульманские лидеры России или Европы осуждают очередной теракт, общественностью это воспринимается, как оправдание. На мой взгляд, это существенная проблема.

Вообще, молодежь это такая часть общества, которая очень чувствительна.

У неё есть сила, есть энергия, возможности, но разум пока не достиг своего совершенства, поэтому молодежь обычно допускает ошибки, так как не имеет достаточного опыта жизни.

Проблема между молодежью и старшим поколением, так называемая «проблема отцов и детей», в большей степени зависит от старшего поколения. Потому что, в первую очередь, бывает виновата именно эта часть общества.

Во времена пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, уделялось очень большое внимание воспитанию подрастающего поколения. Примеры этому часто можно встретить в хадисах посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

В частности, передается, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, как-то раз выехал вместе со своим младшим двоюродным братом Абдуллой ибн Аббасом, да будет доволен им Аллах, в путь.

Так Абдулла ибн Аббас передал: «Однажды я ехал вместе с Посланником Аллаха (мир ему), сидя позади него, и он сказал мне: «Юноша, я обучу тебя некоторым словам: «Храни Аллаха, и Аллах сохранит тебя. Храни Аллаха – и найдешь его перед собой. Если просишь, то проси Аллаха, если ищешь помощи, то ищи ее у Аллаха. И знай: если все люди соберутся, чтобы принести тебе пользу, то не принесут они тебе никакой пользы, кроме той, что предписал тебе Аллах. А если все люди соберутся, чтобы нанести тебе вред, то они не нанесут тебе никакого вреда, кроме того, что предписал тебе Аллах. Все предопределено и чернила высохли».

Представьте себе, пророк – предводитель своего народа, правитель, управляющий огромной мусульманской общиной, нашел время и уделил его своему юному брату. Несмотря на всю свою занятость, он занялся его воспитанием, и это для нас является наглядным примером. Это пробел, который мы, к сожалению, не используем.

Молодежь необходимо воспитывать. Прежде всего, воспитанием подрастающего поколения, конечно же, должны заниматься отцы и матери. Они должны уделять воспитанию своих детей огромное внимание. Также и в школе, университете, в мечети.

Воспитанием молодежи должны заниматься взрослые люди, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, показывал нам в этом яркий пример. Есть и другой случай из жизни пророка, связанный со справедливостью – темой, которая также очень чувствительна для молодежи.

К посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, люди часто приходили с вопросами, на которые хотели получить ответ. И вот однажды к нему пришёл один молодой, довольно наглый, если так можно выразиться, человек, и сказал, что хочет совершить прелюбодеяние.

Вероятно, он хотел, чтобы пророк разрешил ему сделать этот дурной поступок. Но посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не стал его перебивать или злиться на него, а просто выслушал до конца и спросил, хотел бы он, чтобы на месте той девушки, с которой он хочет совершить прелюбодеяние в другой ситуации оказалась его сестра или мать.

Хотел бы он, чтобы кто-нибудь совершил прелюбодеяние с его матерью, женой или сестрой. Естественно, юноша ответил, что нет. Так Пророк (мир ему) дал ему разумный, справедливый ответ и предостерег от совершения греховного поступка.

Поэтому, когда к нам обращаются молодые люди, мы должны дать им пищу для размышления. Нужно поставить их на место тех людей, в отношении которых они хотят совершить греховный поступок. Это также касается экстремизма и терроризма.

Можно привести в пример хадис аль-кудси – это хадис, который посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приводит от своего Господа. То есть, смысл его от Аллаха. Так вот, в нем говорится: «О рабы Мои, я запретил несправедливость по отношению к Себе и сделал её запретной между вами. Так не притесняйте же друг друга!»

Обратите внимание, Всевышний Аллах начиная с Самого Себя показывает нам, что несправедливость является запретным деянием. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей…» (Коран, 5:32).

В этом аяте мы видим, как ислам запрещает убивать невинных людей, приравнивая убийство одного невинного человека к уничтожению всего человечества. К сожалению, некоторые радикалы порой разрешают проливать кровь невинных людей, совершенно игнорируя данный запрет.

Нам необходимо показывать пример своими делами и поступками, когда мы пытаемся учить или наставлять кого-то другого. Молодежь очень тонко и чувствительно замечает это, следовательно, надо обращать на это внимание.

Я думаю, что на сегодняшний день мусульманские духовные лидеры стараются на своем уровне, имея те возможности, которые перед ними есть, воспитывать молодежь. К примеру, я являюсь первым заместителем муфтия Саратовской области. У нас есть медресе, есть воскресная школа, детский лагерь, куда со всей России приезжают мальчики и девочки. Мы на своем уровне стараемся работать, что-то делать, встречаемся с молодежью, проводим различные мероприятия. Все это делается, кстати, при очень скудном финансовом положении, но работа ведется.

Однако, я хочу заметить, что мусульманские лидеры не смогут в одиночку воспитывать молодёжь и бороться с теми проблемами, которые над нами нависли, как например, радикализация молодежи.

В этом направлении нужно работать сообща, вместе с властью, которая должна понимать, что мусульманские лидеры в этом деле могут выступать только, как помощники. Кроме того, молодежи необходимо объяснять, что нельзя брать знания, кроме как у ученых и имамов, и необходимо остерегаться самозванных проповедников будь-то в интернете или собирающих случайные группы прихожан в мечетях.

Поскольку Аллах Всевышний говорит: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (Коран, 16:43). А также: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (Коран, 49:6).

Надо пояснять также молодежи тот факт, что приверженцы радикальных идей своими действиями, в первую очередь, дискредитируют исламскую религию. Поскольку то, что они делают от имени ислама, противоречит религии Аллаха. Но при этом, как я уже говорил, молодежь на все реагирует достаточно остро.

К примеру, нехватка тех же мечетей. Нередко молодым людям приходится во время пятничного намаза молиться на снегу. Несмотря на то, что на этой земле тысячи лет жили их предки, то есть это их родина, они платят все необходимые налоги, но все же не могут при всем этом как все нормальные люди совершить намаз в теплой, уютной мечети.

Естественно, это озлобляет. Поэтому очень важно отметить взаимосвязь между властью и религиозными деятелями. Только так можно достигнуть действительно хороших результатов.



2 комментариев


  1. (08.07.2017 22:36) #
    0

    Поэтому, когда к нам обращаются молодые люди, мы должны дать им пищу для размышления. Нужно поставить их на место тех людей, в отношении которых они хотят совершить греховный поступок. Это также касается экстремизма и терроризма.

  2. (09.07.2017 15:39) #
    0

    "К примеру, нехватка тех же мечетей".
    В Дагестане и Чечне их хватает, а террористов с тех краев тысячи.