Примется ли поклонение человека, постящегося в Рамадан и не совершающего намаз?

Вопрос:

Многие, так называемые, этнические мусульмане с готовностью начинают поститься в месяц Рамадан - кто несколько дней, а кто и весь месяц. Но при этом отказываются делать намаз под предлогом, что это очень сложно. Примется ли пост таких людей? И стоит ли их отговаривать их от такого частичного соблюдения поста?

Или может быть укреплять их в этом решении, и даже призывать к такому хотя бы частичному соблюдению поста даже без намаза других интересующихся исламом, учитывая, что через эту тягу к посту их можно будет заинтересовать постепенно более полным соблюдением ислама?

Ответ:

Магомед-Басыр Гасанов, доктор шариатских наук

Всевышний Аллах вменил верующим в обязанность религиозные предписания для того, чтобы они посредством их выполнения достигли многочисленных благ в обоих мирах. Следование этим предписаниям способствует воспитанию душ мусульман и улучшению их нрава на этом свете, а в Последней жизни их ожидает довольство Господа и вечный Рай, шириной с небеса и землю.

К этим предписаниям относится и соблюдение поста в месяце Рамадан. В Коране сказано: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — может быть, вы будете богобоязненны!» (Коран, 2:183)

Согласно выводам толкователей Корана, данный аят призвал мусульман стремиться стать лучше в совершении праведных дел и обретении достойных качеств, сообщив, что пост не является обременительным обрядом поклонения, выпавшим на долю только одних мусульман.

Также пост оказывает положительное воздействие на богобоязненность человека и его поведение: за отказ от еды, питья и половой близости с супругой во время поста он получает награду от своего Творца и приближается к Нему, постящийся приучает себя всегда помнить о том, что он находится под присмотром Всевышнего Аллаха.

Во время поста суживаются сосуды, по которым дьяволы передвигается по человеческому телу, и поэтому уменьшается их воздействие на человека и количество совершаемых им грехов. Также во время поста человек обычно стремится совершить побольше праведных поступков, а ведь именно они являются признаком благочестия и богобоязненности.

Вдобавок, когда богатый человек ощущает на себе боли, которые вызывает голод, он начинает активнее помогать бедным и неимущим, что также является одним из признаков благочестия и богобоязненности (Тафсир Саади).

Пост предписан в месяц Рамадан. Об этом говорится в Коране и Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний Аллах в Коране сказал: «Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!» (Коран, 2:183)

А в изречении посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве, что нет никого и ничего достойного поклонения кроме Аллаха; совершении [обязательной пятикратной] молитвы; выплачивании закята; совершении паломничества в Мекку; соблюдении поста в [месяце] Рамадан». (аль-Бухари и Муслим)

Таким образом, соблюдение поста в месяце Рамадан является одним из основ Ислама, которые необходимо соблюдать каждому мусульманину. Послабление же при соблюдении поста делается больным, путникам и подобным им категориям, которым, с учетом их обстоятельств, дается право восполнить его в другое время.

Поэтому, как считают мусульманские правоведы, тот, кто не постится, считая это не обязательным, становится неверующим (кафир), а тот, кто без уважительной причины не соблюдает пост полностью или частично, но не при этом не отрицает обязательности его соблюдения, считается нечестивцем (фасик), но никак не неверующим.

Что же касается человека, полностью или частично соблюдающего пост в Рамадане, но при этом не совершающего молитву (салят), то если это происходит с отрицанием (джухуд) обязательности совершения молитв, в таком случае он впадает в неверие и пост не будет принят от него.

Если же он не молится только по причине нерадения и лени, то согласно мнению большинства мазхабов приверженцев сунны, он не будет считаться неверующим и его пост будет действительным (сахих).

Но стоит учитывать то, что статус молитвы в исламе находится выше поста, так как среди столпов ислама молитва (салят) по важности является вторым после произнесения формулы свидетельства веры (шахада).

Оттого правоведы считают совершение молитвы наиболее важным видом поклонения Аллаху после произнесения шахады. В этой связи, некоторые ученые сказали о недействительности поста того, кто не совершает молитв даже по причине лени и беспечности.

В любом случае, мы не утверждаем, что ураза того, кто частично или полностью постится в Рамадане, но при этом не совершает намаз не будет принят от него, так как принятие (кабуль) поклонения находится только в компетенции Всевышнего Аллаха.

Мы всего лишь, говорим, что с правовой стороны такой пост, по мнению большинства факихов, будет действительным. Хотя за оставление молитвы (салят) он будет считаться нечествицем.

Наш долг – разъяснять ему важность выполнения всех, пяти столпов ислама, а также делать за него дуа и надеяться на то, что пост такого человека в будущем станет причиной совершения им предписанных молитв и других столпов ислама.

Я знаю немало таких случаев, когда люди начинали частично поститься, а теперь они совершают все предписанные молитвы и соблюдают пост в Благословенном Рамадане.



комментариев