За образование в России взялись всерьёз. Реформаторство в этой сфере вообще дело обычное. К сожалению, постоянные метания из одной крайности в другую приносят зачастую весьма эклектичные симбиозы.
От западной системы образования взяли систему «научки», которая выразилась в введении ЕГЭ, против которого категорически выступает подавляющее большинство учителей старой школы, которые привыкли учить, а не натаскивать. Эти учителя, воспитанные в духе советской системы образования, никак не могут принять за данность, что воспитание личности можно свести к способности решать систему тестов. Но даже если считать, что подобный подход имеет право на жизнь и действительно готовит из молодых людей толковых граждан, то наверняка стоит идти в реформаторстве до конца, полностью копируя опыт западных стран. Увы, у нас всё не так. Уникальность отечественного подхода в том, что мы пытаемся совместить в одном «флаконе» сугубо механистический подход с восстановлением неких традиций российского образования. Итог – странная смесь непонятных ингредиентов, которая к тому же может в любой момент взорваться.
Это может случиться в одной из самых элитных гимназий Ульяновска – «Мариинке», известной также как "третья". Проблема созрела ещё в прошлом году, когда в школе появился иконостас и началось восстановление домовой церкви. Времена, когда в здании школы находилась женская Мариинская гимназия и эти атрибуты религиозного воспитания были к месту, давно прошли – сегодня в гимназии обучаются дети самых разных вероисповеданий. Понятно, что упор на православную атрибутику возмущает родителей таких детей – равенство религий и свобода вероисповедания гарантированы Конституцией России. На деле же оказывается, что Конституция для ульяновских чиновников от образования – это ничто.
Обращение родителей-мусульман в министерство образования Ульяновской области принесло неожиданный результат. В ответном письме, подписанном министром образования Ульяновской области, говорится, что все дети, по сути, обязаны воспитываться в канонах православной культуры. Вне зависимости от вероисповедания, пола и возраста. Представить такое в любой западной стране просто невозможно: там образование – это процесс социализации и обретения необходимых жизненных навыков, не посягающий на религиозные чувства. Но у нас всё не так – взяв за основу те же принципы, у нас решили дополнить их искусственно навязываемой религиозностью. А как же Конституция? А никак! Ответ всегда один – обучайтесь в канонах православной культуры. И никакого понимания того, что религиозное и светское воспитание – это разные в корне вещи! Основы религии должны закладываться в семье и этот процесс не должен никак смешиваться с процессом гражданского воспитания.
Родители детей-мусульман, которых в гимназии более 60-ти, решили бороться до конца и, не удовлетворившись отпиской из министерства, которую сочли попросту оскорбительной, написали в прокуратуру. Но в гимназии на это не обращают внимания – домовая церковь в рекреации продолжает строиться, а дети других вероисповеданий вынуждены как-то подстраиваться под этот факт.
Фарид Аюпов, председатель ульяновской татарской автономии, чей 11-летний ребёнок учится в гимназии, говорит, что и он сам, и другие родители-мусульмане испытывают явный дискомфорт от прямого навязывания чуждой им религиозной культуры. Дети задают сложные вопросы, на которые у родителей нет ответа – вторжение иной религиозной парадигмы в жизнь детей сильно ломает систему внутренних установок, которые закладывались в семьях с детства. Психологи называют подобную ситуацию когнитивным диссонансом, когда столкновение в сознании противоречивых установок порождает серьёзные психологические проблемы – вплоть до неврозов. Особенно такая ситуация опасна для не до конца созревшей детской психики.
Но властям от образования по-видимому этот факт неведом, иначе подобных проблем удалось бы легко избежать. Ведь долгие годы все мирно уживались – религия была делом семьи, школа – местом учёбы, а национальные вещи подавались в виде факультативов. Например, татарский язык на такой основе преподаётся сегодня во множестве ульяновских школ. И никто не навязывает его изучение всем детям без исключения. «Мариинка», чье руководство, по-видимому, взяло прямой курс на «восстановление исторических традиций», введение факультативного преподавания татарского языка в стенах гимназии запрещает. Как говорят родители детей иного нежели православное вероисповедания, в поиске «исторической правды» стоит идти до конца и превратить 3-ю школу в женскую православную гимназию, которой она и была до революции. Но пока это общеобразовательное учреждение, которое обязано следовать букве закона.
А закон говорит, что образование у нас всё-таки светское. Тем более, что к его крайней «механизации» призывают и реформаторы, стремясь к модели воспитания личности в духе ценностей потребительского общества. Увы, но это самое потребительское общество у нас видят, судя по всему, сугубо национальным. Вот цитата из письма исполняющего обязанности министра образования Ульяновской области Мидленко О.В. по поводу «Мариинки»: «русские православные святые и полководцы осознаются национальным сознанием как лучшие люди России. Школьникам необходимо показать, что они действительно лучшие по уму, по талантам, по мужеству, по человечности, по духовной силе». Как говорится, без комментариев. Не удивительно, что родители детей других национальностей восприняли это как причисление их к людям второго сорта. И готовы бороться до конца. Бороться, по сути, за свои права, гарантированные Конституцией.