Атеизм или православие? Мусульмане выбирают третий вариант

Середина января. Не за горами весна. Птицы будут возвращаться с юга, фермеров ждут сельхозработы… А у школьников начнется четвертая четверть. В этом учебном году она запомнится в школах введением нового курса – «Основы религиозных культур и светской этики». Пока лишь в рамках эксперимента.

19 регионов попало в список. Среди них три – из Приволжского федерального округа: Пензенская область и республики Чувашия и Удмуртия. И результаты выбора предметов, которые желают изучать школьники (или правильнее сказать – их родители), на сегодня известны по всем трем регионам.

Распределение учащихся по предметам курса в Пензенской области было оглашено в конце декабря, о чем сообщали местные СМИ. Ирина Барыкина, начальник отдела общего образования регионального Министерства образования, тогда рассказала, что в школах области будут преподавать всего два предмета: «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Из шести модулей курса 38% школьников сделали выбор в пользу первого, 62% - в пользу второго.

В Чувашской республике расклад несколько иной. Учащиеся остановили свой выбор на четырех предметах курса. «За бортом» остались лишь «Основы иудейской культуры» и «Основы буддийской культуры» (см. таблицу). При этом большая часть школьников, по данным пресс-службы министерства образования Чувашии, предпочла изучать мировые религии. И всего 1,7 % детей пойдут на предмет по исламской культуре.

Как рассказала «Ансар.Ru» начальник отела дошкольного и школьного образования министерства образования республики Удмуртия Лариса Пластинина, в регионе без внимания не остался ни один из модулей (см.таблицу). Ислам в Удмуртии решили изучать 2,8% школьников. Лидируют по количеству желающих (53%) «Основы светской этики». Однако, несмотря на то, что учащиеся распределились по всем из шести предложенных предметов, возникает главный вопрос: «как их изучать?». Ни по одному из модулей, как отметила Лариса Витальевна, в регионе пока учебников нет. Да и, что скрывать, не только в Удмуртии.

Не вызывает сомнения тот факт, что во всех регионах, где экспериментально вводится новый курс, сейчас царит паника. Школам требуются педагоги, умеющие преподавать столь специфические предметы. Школам нужны программы и учебные пособия, по которым можно вести этот курс. И того, и другого в России не хватает. Вероятно, в связи с этим за прошедшие полгода в новостных лентах не раз можно было прочесть про своеобразные внутришкольные «диверсии»: выяснялось, что детям навязывали изучение основ светской этики. Конечно, педагогам так намного проще. А то вдруг найдутся в школе три, два или вовсе один ребенок, которого родители решат отдать на «Основы исламской культуры»! Выделять для него отдельно учителя? Кабинет? Внедрять программу? Пусть лучше пойдет со всеми на светскую этику! Или может, вовсе, на «Основы православной культуры»?

Не нужно быть ученым-аналитиком, чтобы понять простую вещь: детей, которые представляют в той или иной школе религиозное меньшинство, скорее всего, будут «подсаживать» в другие группы. И, безусловно, лучше, если ребенок из мусульманской семьи пойдет изучать «отвлеченный» предмет, нежели ОПК. Другими словами: в сегодняшних условиях приходиться выбираться из двух зол меньшее. И «меньшее зло», по мнению заместителя муфтия Единого Духовного управления мусульман Пензенской области Абдуррауф-хазрата Забирова, - это основы мировых религий. На сегодня, это единственный, на его взгляд, приемлемый вариант. «Основы светской этики» Абдуррауф-хазрат не принимает во внимание, поскольку этот предмет, как считает заместитель муфтия, может воспитать в ребенке только атеиста.

И на данный момент в Пензенской области по обоюдному согласию представителей всех четырех конфессий принято решение не вводить узкоспециализированные модули.

- Для того, чтобы выбирать такой предмет, как основы исламской культуры, нужна программа обучения. А у нас нет учебников, которые бы были ободрены Министерством образования России, ни для учителей, ни для учащихся, - поделился своим мнением с корреспондентом «Ансар.Ru» Абдуррауф-хазрат. - То, что создали сейчас в Татарстане – это не серьезно. Должен быть общероссийский учебник и его должны создавать серьезные люди. А щипать из разных трудов и пособий тезисы, мысли и главы – это не дело, - заключает он.

- У нас в стране существуют мусульманские высшие учебные заведения - в Москве, Казани, Дагестане, но ни одна из этих структур ни сделала шаг к созданию учебника, - отметил наш собеседник. По его мнению, это самая настоящая пассивность и леность со стороны мусульман.

На данный же момент в России ситуация такова: большинство детей и их родителей выбрали для изучения именно светскую этику и основы мировых религий. Чему научатся те четвероклассники, на которых этот «религиоведческий» эксперимент будет ставиться? Узнаем скоро.

Распределение желающих изучать те или иные модули (количество приведено в процентах)

Предмет курса

Пензенская область**

Чувашия*

Удмуртия*

Основы православной культуры

-

31

16

Основы исламской культуры

-

1,7

2,8

Основы иудейской культуры

-

-

0,3

Основы буддийской культуры

-

-

0,2

Основы мировых религиозных культур

38

42,9

27,7

Основы светской этики

62

24,4

53

*по данным региональных министерств образования

**по данным ЕДУМП



комментариев