Миру грозит новая война за ресурсы Арктики?

Оттава начала крупномасштабную военную операцию в Арктике, новой земле обетованной для нефтяных компаний

С учетом того, что потепление климата делает природные богатства Крайнего севера доступнее для использования, Канада готовится к возможным конфликтам. Чтобы лучше встретить возможную опасность, она дала старт крупнейшей на данный момент военной операции в Арктике, которая проводится совместно с Данией и США. Ее кодовое название Nanook 11.


Учения по защите суверенитета Канады на Крайнем севере будут продолжаться до конца августа в проливе Ланкастер и проливе Дэвиса, а также Баффиновом заливе и на острове Корнуоллис. Хотя число отправленных на операцию Министерством обороны людей (1100 человек) и выглядит довольно скромным, в масштабах ресурсов Канады страна активно готовится к выполнению боевых задач на севере. Недавно в Оттаве приняли решение увеличить число охраняющих арктические территории рейнджеров-эскимосов и модернизировать их оснащение.

Развертывание войск в Арктике с участием подразделений стран-союзников является прямым посланием в адрес России, главного конкурента Канады в этом регионе. «Север принадлежит нам. Мы хотим показать нашим партнерам во всем мире (…), что мы обеспечиваем наше присутствие. В этом наша задача», - сообщил Radio-Canada капитан корвета Люк Трамбле (Luc Tremblay).

Разрешение на добычу нефти


Россия заявила о намерении раздвинуть свои границы в Арктике, передав в ООН в 2012 году запрос о расширении ее континентального шельфа. В начале первого мандата в 2006 году премьер-министр консерватор Стивен Харпер (Stephen Harper) делал упор исключительно на развитии военной составляющей на Крайнем севере. Сегодня же Оттава пытается найти союзников, организовывает научные экспедиции и проводит пиар-кампании, чтобы показать всему миру, что Арктика принадлежит Канаде.

На прошлой неделе представитель Франции по вопросам международных переговоров по Арктике и Антарктике Мишель Рокар (Michel Rocard) принял участие в путешествии на квебекском ледоколе «Амундсен». Потепление климата способствует развитию судоходства в арктическом регионе. Так, по информации Национального центра данных по снегу и льду США, в июле площадь ледников достигла минимальной отметки для этого месяца, по крайней мере, с момента первых спутниковых замеров в 1979 году. С тех пор в мире началось сражение за контроль над нефтью, газом и огромными рыбными ресурсами Арктики.

Кроме того, возможно, что у выловленных здесь крабов в скором времени появится привкус нефти: Министерство по делам коренных жителей выдало нефтяным компаниям Husky Energy, ConocoPhilips, Imperial Oil, MGM Energy и Shell разрешения на добычу в море Бофорта и на крайнем севере. Арктика становится новым эльдорадо для нефтяных гигантов.

«Эта территория представляет для нас стратегический интерес», - недавно сообщил официальный представитель Husky Energy Колин МакКоннелл (Colleen McConnell). Дело в том, что на нефтяные и газовые ресурсы Арктики приходится пятая часть неразведанных запасов углеводородов на нашей планете. Правительство консерваторов отменило все моратории на разведку нефтяных месторождений на Крайнем севере.

Стивена Харпера не поколебала даже произошедшая в прошлом году катастрофа на платформе ВР. «В Канаде очень строгое законодательство», - заявил глава правительства. С этим утверждением, однако, не согласны практически все экологические организации. Так, в одной из публикаций по Арктике в канадском представительстве Всемирного фонда дикой природы написали следующее: «Наше законодательство позволяет слишком много… В настоящий момент не существует ни одного метода очистки от нефти покрытой льдом воды».


Труднее, чем в Афганистане

В опубликованном в начале августа отчете национальной энергетической комиссии Канады указывается, что в связи с экстремальными климатическими условиями в случае аварии работы по очистке можно будет проводить лишь один день из пяти, если разлив нефти произойдет в июле, и четыре дня из пяти, если это случится в октябре. Канадские военные, по всей видимости, признают правоту экологов. Согласен ли с этим и капитан Трамбле? «Это крайне трудная среда, - говорит он. - В Арктике бывает труднее, чем Афганистане. Главная наша проблема – это логистика, а также необходимость определить, сколько времени мы сможем проработать на холоде».



0 комментариев