На прошедшей в конце сентября в Москве конференции «Ислам: психологическая устойчивость – основа личного и общественного благополучия» впервые была открыта площадка для профессионального обсуждения проблем мусульман-неофитов в России. Этот шаг стал закономерным продолжением той работы, которую уже несколько лет активно ведут на местах специалисты разного профиля: психологи, исламоведы, журналисты, имамы.
Собравшиеся говорили о том, с какими проблемами сталкиваются неофиты, почему опасно оставлять эти проблемы без внимания и как интегрировать «новичков» в российское общество безболезненно и наиболее эффективно. Главным итогом такой встречи стало предложение об организации работы с неофитами на системной основе – открытии специальных центров поддержки и психологической помощи.
Определение понятий
Неофит (с др.-греч. «недавно насажденный») — новый приверженец (новообращенный) какой-нибудь религии, учения, общественного движения, новичок в каком-либо деле. Википедия.
Сегодня в мусульманской среде и в различных академических кругах принято считать, что исламский неофит – это непременно представитель славянского народа, тот самый «русский мусульманин», который у всех на слуху. Однако принимают ислам, то есть приходят к пониманию и осознанию себя верующими в Единого Бога – Аллаха и признают пророческую миссию Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, люди разных национальностей и взглядов в самых разных регионах мира.
Среди таких «новичков в исламе» - не только «бывшие православные», как принято считать в России. Есть и бывшие буддисты, и бывшие атеисты, и даже сатанисты, а также немало тех самых «этнических мусульман», которые хоть и родились и выросли в окружении таких же «этнических мусульман», но к пониманию истинных исламских ценностей и основ вероучения пришли только сейчас.
Эмпирические исследования и опыт последнего десятилетия говорят нам о том, что наиболее высокий процент обратившихся к исламу демонстрирует группа молодых людей и девушек в возрасте от 17 до 25 лет. Главным побуждающим мотивом для принятия ислама среди девушек уже многие годы остается замужество, любовная связь с мужчиной-мусульманином, а для молодых людей – влияние сверстников или авторитетного взрослого, а также личный интеллектуальный поиск.
Все эти данные, как правило, хорошо известны, вполне поддаются синтезу и анализу и являются общедоступной информацией. Значительно сложнее определить, каков дальнейший путь новообращенного мусульманина, с какими вызовами он сталкивается, как преодолевает возникающие сложности. От понимания этих процессов во многом зависит, каким образом следует выстраивать систему поддержки неофитов, задействуя при этом мусульманские и общественные ресурсы.
Внешние проблемы
Среди комплекса проблем, с которыми сталкивается мусульманин-неофит в нашей стране, можно выделить группу внешних (информационных, организационных, экономических) и внутренних (коммуникативных, психологических) проблем.
Говоря о проблемах информационного характера, следует, прежде всего, иметь в виду дезориентацию «новичка» в имеющихся источниках, его неспособность обработать весь массив противоречивой информации по исламской тематике. Неумение выделять главное и, грубо говоря, отличать ложь от истины, приводят к тому, что неофит, ощущая растерянность и беспомощность иногда в самых элементарных вопросах, испытывает потребность в авторитетном руководстве, становясь «легкой добычей» для тех, кто использует религию в своих корыстных целях.
Недостаточная информированность новичка в сочетании с отсутствием у него религиозного опыта и свойственным всем молодым неофитам рвением нередко приводят его к конфликтным ситуациям, когда он начинает отстаивать позицию, сформированную на основе одной-двух «фетв», случайно выхваченных из интернета. Такое поведение способствует формированию в исламском сообществе своеобразной «субкультуры общения»: перекидыванию друг другу плохих переводов и цитат в качестве «доводов» и абсолютное игнорирование практики собственных размышлений, практики сопоставления сказанного с реалиями и анализа противоположных мнений.
Подобные информационные пробелы, противоречивость фактов и мнений, деструктивное влияние некачественного или заведомо вредоносного контента – проблема всей российской уммы сегодня, которую следует решать журналистам, блогерам, переводчикам и педагогам сообща, создавая и поддерживая в активном рабочем состоянии единое информационное поле, получая обратную связь и эффективно обрабатывая запросы потребителя.
Под организационными проблемами понимается отсутствие развитой мусульманской инфраструктуры, особенно в регионах, неорганизованность местного мусульманского сообщества и часто неспособность этого сообщества обеспечить новичку достаточный уровень комфорта на совместных мероприятиях. Излишнее внимание к неофиту со стороны «опытных» единоверцев может как привлечь человека в общину, так и оттолкнуть от нее.
У новичка возникают трудности с походом в мечеть, с покупкой мяса-халяль или с поиском подходящей одежды. В этой связи появление сегодня электронных сервисов, позволяющих без труда найти ближайшую мусульманскую общину или кафе-халяль, конечно, облегчает жизнь любому мусульманину, независимо от его «стажа» пребывания в исламе.
Говоря об экономических проблемах, следует учитывать, что низкий уровень жизни в целом по стране дает аналогичную картину и в среде мусульман. Однако неофит нередко сталкивается и с дополнительными негативными факторами. К ним, в частности, можно отнести отсутствие финансовой поддержки со стороны родственников как следствие конфликта неофита с родителями и другими членами семьи на почве религии.
Девушка, надевая хиджаб, может потерять работу, а в дальнейшем ее ждут серьезные проблемы при трудоустройстве, если она так и не научится адекватно позиционировать себя в современном обществе. Молодые люди торопятся завести семью, не уделяя должного внимания вопросам финансового обеспечения, - таков результат воздействия «неофитского максимализма» и вырванных из контекста догматов на психику и сознание мусульманина.
Благотворительные фонды, работающие с самыми уязвимыми категориями населения, не способны сегодня обрабатывать весь массив данных о нуждающихся мусульманах, а самоорганизация мусульманских сообществ в деле помощи единоверцам пока находится на начальном этапе и, за редким исключением, выстраивается интуитивно.
Внутренние проблемы
Наиболее часто у новообращенных мусульман возникают коммуникативные проблемы. Это происходит потому, что привычные сценарии общения рушатся: ограничивается круг друзей, меняется алгоритм взаимодействия с противоположным полом, возникают психологические барьеры и даже фобии, которые ошибочно принимаются за «растущий иман».
Под нагромождением искусственных запретов, которые возникают из-за неверного понимания тех или иных требований новой религии, некоторые «новички» оказываются в полной изоляции от общественной жизни, воспринимая такую изоляцию как единственно правильный способ взаимодействия с окружающим «кяфирским» обществом.
Следуя нерациональным советам единоверцев, неофиты часто поспешно вступают в брак, в котором рискуют закрепить и приумножить собственную дезадаптацию. Неумение отстоять собственные границы, которые пока так и не определены, неспособность предъявить партнеру адекватные требования, установленные шариатом, в итоге могут привести к распаду семьи, разочарованиям и подавленности, растущей неуверенности в себе.
В целом, коммуникативные проблемы напрямую перекликаются с психологическими проблемами, возникающими на начальном этапе практически у каждого человека, который пришел в новую для него среду. Это неуверенность в себе, неспособность принимать решения, нередко ощущение одиночества, своей «неуместности», отверженности, отчужденность.
При принятии исламского мировоззрения у людей, воспитанных в духе «европейских ценностей», обостряются гендерные противоречия: пересматриваются роли женщины и мужчины, ценностные ориентиры и вопросы предназначения полов. Несоответствие «себя прошлого» новым религиозным идеалам порождает проблемы с самооценкой, провоцирует нарастание чувства вины и стыда.
У неофита возникают не свойственные ему прежде поведенческие реакции, осмысление которых требует времени и ресурсов. Ограниченность или отсутствие таких внутренних ресурсов приводят к тому, что человек буквальным образом «зацикливается» на догматической стороне религии, пытаясь «спрятаться» за жесткими и простыми формулировками.
Давление на неофита
К сожалению, все эти проблемы могут усугубляться постоянным и усиливающимся давлением, которое на современного мусульманина-неофита оказывает общество. В первую очередь, это давление со стороны родственников и близких, не принимающих его религиозный выбор: известны случаи, когда принявшие ислам молодые люди и девушки подвергаются оскорблениям, издевательствам, угрозам, побоям, лишаются жилья и средств к существованию.
Неадекватную реакцию на «мусульманство» своего знакомого могут проявить и коллеги на работе – вплоть до увольнения или заявления в полицию, и преподаватели и однокурсники в ВУЗе. Неблагоприятную атмосферу вокруг явления «неофитства» создают федеральные и местные СМИ, повышенный интерес к «новичку в исламе» проявляют правоохранительные органы. Добавим к этому не всегда дружелюбное отношение со стороны даже самих братьев и сестер по вере – и вывод о естественной самоизоляции от такого общества напрашивается сам собой.
Следует отметить, что адаптация нового мусульманина происходит менее болезненно, а иногда и почти незаметно, именно в тех сообществах, где принятие и поддержка неофита особенно выражены, а давление сведено к минимуму. Это такие регионы России, как Чеченская республика, Ингушетия, Дагестан. В этой связи выглядит логичным и оправданным стремление некоторых новообращенных покинуть регион проживания и переселиться в республики или страны с более комфортным «мусульманским климатом».
Неблагоприятные сценарии
В зависимости от того, какими личными качествами обладает человек, пришедший в ислам, различается и его реакция на оказываемое давление. Кто-то способен преодолеть этот этап самостоятельно, применяя и перерабатывая жизненный опыт, переосмысливая собственные паттерны поведения. Кто-то находит мощную поддержку в своем окружении: в семье супруга, в мусульманском социуме.
В случаях, когда первоначальная эйфория, сопровождающая момент религиозного выбора, сменяется стрессом, неизбежным при недостатке внутренних ресурсов, отсутствии помощи со стороны и нарастающем давлении извне, дальнейшие неблагоприятные последствия такого стресса, как правило, развиваются по трем сценариям.
В одном случае неофит все ярче ощущает свое бессилие перед возникшими сложностями: он становится безразличным к происходящему или воспринимает давление «как должное», отрицает очевидные личностные проблемы, начинает искать более «легкие» пути для проживания своего состояния и, как следствие, постепенно отказывается от совершенного выбора.
Так, женщины снимают хиджаб, мужчины перестают посещать мечеть, снижается чувство ответственности за выполнение религиозных предписаний. В конечном итоге, такой неофит может и вовсе «уйти из ислама», унеся с собой ворох нерешенных проблем и внутренних противоречий, свой негативный опыт. Для обретения временного равновесия он продолжает духовные поиски и нередко снова становится неофитом другой религии, секты или иного сообщества.
Следующий метод преодоления так называемого «этапа перехода» - от эйфории к осознанному пребыванию в исламе и в обществе – добровольное «затворничество», построение устойчивой преграды между неофитом и социумом. Этот естественный защитный механизм перерастает в настоящую крепость, где неофит проживает реальность, руководствуясь различными теориями о необходимости ограждать себя от окружающих людей ради сохранения «чистоты» своей религии.
Длительное пребывание в состоянии «затворничества» делает мусульманина замкнутым, утрачиваются навыки социализации, увеличивается тревожность, растет чувство безысходности. Неофит «проваливается» в депрессию, нередко принимая ее за естественное состояние верующего человека, который пребывает «в этом бренном мире» вынужденно и скоро соединится со своим Господом. Такое состояние, без должного вмешательства, рано или поздно может привести к возникновению различных психических нарушений.
Наконец, чрезмерно высокий уровень сопротивления неофита тому давлению, которое оказывает на него общество, его устойчивая обида на окружающих за их неприятие и невнимание, его яростное желание принести себя «в жертву», стать «героем» и воплотить свои духовные идеалы в жизнь, способно привести к радикализации его взглядов.
Возникший тут же на горизонте «авторитетный мусульманин», будь то неизвестный шейх из интернета или рекомендованный братьями местный «проповедник», уводит «новичка» от понятия справедливой борьбы за социальное равноправие, от правозащитных инициатив и благородного энтузиазма в сторону объявления войны «всем неверным». И это наиболее сложный и опасный сценарий.
Организация помощи
В ситуации, когда неофит понимает, что нуждается в поддержке единоверцев, он использует те ресурсы, которые сегодня уже имеются в мусульманском сообществе. В первую очередь, это, увы, не мечеть и не джамаат в его городе, а комьюнити в социальных сетях, где он может, как ему кажется, безопасно и анонимно обратиться за советом в сложной ситуации, найти друзей, поделиться своим душевным состоянием.
Как мы знаем, в ответ он рискует получить порцию негодования, оскорблений, быть дезинформированным в вопросах исламских норм и требований, столкнуться с провокаторами, с невежественными людьми, с агрессивными выпадами в свой адрес и множеством других негативных явлений.
Вместе с тем, даже одно грамотно составленное сообщение от профессионального психолога, психотерапевта, лояльно настроенного на диалог, способно произвести благоприятный эффект, вывести человека из временного состояния беспомощности и мотивировать его на обращение к специалистам. Поэтому активное участие представителей профессионального сообщества в виртуальной жизни уммы – это один из наиболее эффективных методов предотвращения неблагоприятных последствий стресса у мусульман-неофитов.
Когда же неофиты, в силу недоступности интернет-сообществ или по совету друзей-мусульман, обращаются к джамаату – общине мусульман своего города, или к имамам в мечети, они снова рискуют столкнуться с равнодушием и безучастным отношением братьев и сестер к своим проблемам. Кому-то эти проблемы могут показаться «надуманными», «преувеличенными», «неважными», новичка могут осудить за его «слабость», «эгоизм», призвать к лучшему соблюдению своих религиозных обязанностей, обвинить в невежестве, лени, «грехах прошлого», за которые следует наказание.
Имамы мечетей, ведущие прием граждан, не всегда обладают достаточной компетенцией в вопросах психологии и, по сути, не могут совмещать в себе сразу множество функций, от хозяйственника и «специалиста по связям с общественностью» до личного консультанта каждого обратившегося. В некоторых мечетях настолько велик поток обращений от населения, в основном по бытовым и семейным вопросам, что заниматься «утешением» молодых людей, находящихся в духовном или психологическом кризисе, просто нет времени.
Но до тех пор, пока мусульманские общины и мечети не возьмут на себя ответственность за психологический комфорт «новоприбывших», остается вероятность, что «новичок» уйдет в «альтернативную» общину, в подпольную мечеть, к людям, которые с радостью примут его и поведут совсем в другом направлении. И именно профессиональное сообщество психологов, психотерапевтов, имамов, журналистов и педагогов должно сегодня предложить мусульманским общинам и мечетям на местах внятные алгоритмы оказания такой поддержки, вплоть до пошаговых инструкций.
Как выстраивать коммуникацию с человеком, находящимся в трудной жизненной ситуации, попавшим под давление общества? Куда направить неофита для получения грамотной консультации, для участия в групповом тренинге или на индивидуальную сессию психолога? Где неофиту получить необходимые навыки, чтобы ощущать себя уверенно и не совершать ошибок?
Наличие специальных центров, где будут оказывать такую поддержку и помощь, конечно же, заметно упростило бы задачу, однако для этого необходимо, как минимум, регулярно повышать уровень доверия мусульман к специалистам в области психологии – как мы знаем, сегодня область исламской психологии в России нуждается в мощном импульсе для развития.
Придется убеждать умму в необходимости системной работы с новообращенными, доказывать мусульманским, молодежным, общественным организациям, научным и исследовательским институтам, журналистскому сообществу и всем неравнодушным людям эффективность такой работы, привлекать в систему имеющиеся кадры и воспитывать новые. И это задача не на одно десятилетие.