Психологическая устойчивость мусульманина

29 сентября в Москве при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и при участии Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования Казанского (Приволжского) федерального университета прошла Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Ислам: психологическая устойчивость – основа личного и общественного благополучия».

К участию в работе конференции были приглашены психологи, педагоги, врачи, религиозные и общественные деятели, этнографы, богословы и журналисты из 20 регионов России.

Главной целью собравшихся на конференции специалистов стал своеобразный «смотр» всех тех наработок, методик и того колоссального опыта психологической работы, который за последние годы был накоплен в научных, исследовательских, религиозных и общественных институтах страны.

Поднять самые актуальные проблемы для исламского психологического сообщества, обозначить дальнейшие пути развития отрасли, обсудить перспективы сотрудничества между психологами, их клиентами и религиозными деятелями – такая задача стояла перед организаторами мероприятия.

Этой масштабной встрече предшествовало проведение круглых столов на тему исламской психологии в 2016-2017 годах в Москве, Казани, Санкт-Петербурге и Назрани.

С приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель начальника Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике Алмаз Файзуллин.

Актуальность поставленных задач

Сегодня система психологической помощи мусульманам фактически выстраивается эмпирическим путем отдельными энтузиастами, психологами и имамами. Об этом в своем выступлении в ходе пленарного заседания рассказала одна из главных организаторов встречи, председатель Оргкомитета конференции, кандидат педагогических наук, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета, член Русского религиоведческого общества Алия Ольга Павлова.

«К великому сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время в отечественной как психологической, так и исламоведческой науке накоплено совсем немного сведений, которые можно хоть косвенно отнести к проблемам психологии ислама. Вместе с тем на повестке дня возникает множество вопросов, имеющих прямое отношение к психологическому здоровью личности мусульманина и психологической безопасности общества в целом», - сказала О. Павлова.

Среди наиболее актуальных запросов общества эксперт назвала необходимость психологического изучения проблемы религиозно мотивированного экстремизма и психологической профилактики этого явления. «Совершенно очевидно, что личности, склонные к экстремистской деятельности, - это люди, имеющие большое число непроработанных серьезных психологических проблем, которые и являются первопричиной экстремистского поведения», - отметила она.

Не менее актуальными в наше время, по словам О. Павловой, становятся и запросы от мусульман на консультации по вопросам семейных и детско-родительских отношений, в том числе по проблемам в межэтнических и межрелигиозных браках. Проблемы смены религиозной идентичности, противодействие зависимостям и депрессиям средствами исламского знания и религиозной практики – все это, по ее мнению, говорит о том, что «запрос на разработку психологической проблематики в рамках ислама крайне велик и значительно превышает предложение».

В свою очередь, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета Резеда Сафиуллина-аль Анси, выступая с докладом на тему «Вера как ресурс психологической устойчивости личности», поделилась с присутствующими опытом реализации проектов социально-психологической направленности в сфере исламского образования.

В частности, она рассказала о проводимых с имамами занятиях по психологическому консультированию на базе Российского исламского университета в Казани, о курсах по основам практической психологии, о занятиях по подготовке консультантов по семейной психологии с учетом исламской этики для преподавателей примечетских курсов и сотрудников религиозных организаций.

«Возникло четкое понимание, что необходимо воспитание именно мусульманских психологов, - отметила Р. Сафиуллина-аль Анси. - Самые злободневные вопросы, которые ставятся на рассмотрение: допустимость в исламе ряда практик, применяемых в практической психологии, и соответствие их шариату, самообладание и эмоциональная грамотность, этика психолога при рассмотрении личных историй клиента, религиозность и религиозная идентичность».

Выступающие также говорили об исламе как факторе психологической устойчивости личности, психолого-педагогическом потенциале ислама, деятельности исламских психологов и профессиональных качествах имамов. После проведения пятничного намаза началась работа дискуссионных площадок, круглых столов и секций по различным направлениям.

Психологическая помощь мусульманам

Наибольший интерес у психологов, педагогов и исследователей вызвала секция конференции «Психологическая помощь мусульманам: подходы и содержание», где немало внимания было уделено проблемам семьи и брака, детско-родительских отношений и психологического консультирования.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнографии народов Кавказа Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) Макка Албогачива (г. Санкт-Петербург) выступила с интереснейшим докладом об особенностях психологии мюридов и суфийских практиках на Кавказе.

Мастер глубинной психологии и психотерапии, теолог, руководитель Общественного объединения мусульманок Крыма «Буллюр» Зейнеб Баирова рассказала о таких факторах благополучия мусульманских семей, как терпение, умение прощать, социально-активная жизнь и поддержание связей с родственниками, а также благонравие и богобоязненность.

Председатель мусульманских общин Первомайского района Крыма, магистрант направления «Теология» Российского исламского института Ваид Билялов в своем докладе коснулся темы важных профессиональных качеств религиозного служителя как представителя «помогающих профессий». Он отметил необходимость развития коммуникативных навыков и просоциальной активности имама, повышенную моральную ответственность, достаточный уровень рефлексии и эмпатии.

Присутствующие также обсудили особенности обучения детей из религиозных семей в школах Ингушетии (Ренада Джалил-Ходжа, г. Назрань), проблемы детско-родительских отношений в мусульманских семьях (Халида Гурова, г. Уфа), проблемы психологической устойчивости личности (Зифа Нуреева, г. Москва). Заслушали выступление кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Михаила Рощина (г. Москва) о психологическом взаимодействии ученого и верующего во время полевой работы.

Особый интерес у присутствующих вызвало выступление богослова-целителя Центра исламской медицины Майрбека Юнусова (г. Грозный) о профилактике и лечении психических расстройств мусульман Кораном и Сунной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Целитель рассказал о той огромной работе, которую проводят сотрудники центра, и о методах лечения различных недугов.

В параллельном зале в это время завершила свою работу секция «Неофиты в исламе», где один из организаторов конференции, доктор философских наук, кандидат политических наук, заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Али Вячеслав Полосин (г. Москва), а также руководитель проекта развития личности «Экология отношений и достижений» Аиша Анастасия Корчагина (г. Москва), старший преподаватель Ингушского государственного университета Лида Тутаева (г. Магас) и журналист Айша Галина Бабич (г. Москва) обсудили психологические проблемы неофитов-мусульман, методы их преодоления, угрозы и риски.

Работа по профилактике экстремизма

Одной из главных дискуссионных площадок форума стала сессия «Профилактика экстремизма: теоретические подходы и практическая реализация». Педагоги, эксперты и общественные деятели говорили о психологии религиозного поведения, роли семьи в формировании межконфессиональной безопасности, о религиозной толерантности в поликонфессиональных регионах.

Доктор психологических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии Дагестанского института развития образования Анжела Дамадаева и кандидат педагогических наук, доцентр кафедры дошкольного и начального образования Дагестанского института развития образования Залиха Идрисова в своем докладе «Некоторые аспекты теоретических проблем психологии религиозного поведения» привели анализ работ отечественных и зарубежных исследователей феномена экстремизма и экстремистского поведения.

«Исследования указывают на более сложный механизм формирования экстремистского поведения, чем простая причинно-следственная связь между определенными составляющими общественно-политической жизни», - считают А. Дамадаева и З. Идрисова. Они пришли к выводу, что «феномен экстремизма можно назвать полифоничным, так как он охватывает широкий спектр межпредметных связей».

Кандидат филологических наук, доцент Пятигорского государственного университета, советник муфтия Ставропольского края по молодежной политике Мурад Ибрагимов рассказал о психолингвистических аспектах коммуникации религиозного радикализма. По его мнению, «изучение внутренней мотивации молодых людей встать на сторону бандформирований должно быть комплексным, то есть с тщательным изучением влияния «языка радикализма» на их мышление, сознание и речевую деятельность».

«Слабые когнитивные функции или неприспособленность мозга к осмыслению сложных понятий и концептов иноязычной культуры приводят к когнитивной «ловушке», т.е. человек, получая некую закодированную информацию, интерпретирует ее в соответствии с языковым кодом родного или унаследованного языка. Поэтому считаем обоснованным для разрешения указанной проблемы изучение следующих видов концептосфер арабского языка в сравнении с русской: национальной, языковой, художественной, групповой и личностной», - считает М. Ибрагимов.

Директор Общественного культурно-просветительского центра «Тавасуль» (г. Грозный) Казбек Исмаилов коснулся роли семьи в формировании межконфессиональной безопасности. Сотрудник Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования КФУ Ренат Музаферов (г. Казань) рассказал о деятельности информационно-консультативного центра «Диалог» по формированию иммунитета против деструктивных идеологических течений, а эксперт Центра Гендерной Политики Наталья Захарова (г. Махачкала) – о психологических аспектах становления исламской идентичности в Дагестане.

В рамках работы дискуссионной площадки по профилактике экстремизма также выступили и другие эксперты. После перерыва на намаз здесь же прошел круглый стол с участием сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний «Воспитательная работа с осужденными мусульманами».

Искусство общения, психодрама и медиация

Среди участников конференции немало желающих было посетить мастер-класс клинического психолога-психотерапевта, коуча, преподавателя международного уровня Профессиональной Психотерапевтической Лиги, психотерапевта Европейской Ассоциации Психотерапии Лейлы Мамедовой (г. Москва). Этот практикум был посвящен искусству общения в межрелигиозных и межнациональных браках. В результате работы участники осознали, что семья помогает каждому из партнеров развиваться личностно, духовно и эмоционально.

Психолог ООО «Эко-лидер» Ирек Мукиев (г. Казань) провел не менее захватывающий мастер-класс «Психодрама как доступный метод для мусульман в решении психологических проблем». А директор Центра психологической помощи и психологической посткризисной реабилитации Роза Ганиева, а также педагоги-психологи центра Мадина Шадиева и Айна Яндиева (г. Назрань) познакомили участников встречи с медиацией (технология урегулирования споров, посредничество) как альтернативном способом разрешения конфликтов.

Итогом проведения Первой Всероссийской научно-практической конференции «Ислам: психологическая устойчивость – основа личного и общественного благополучия» стало создание профессиональной Ассоциации исламских психологов. Организаторы также заявили о запуске журнала «Ислам: личность и общество», который будет посвящен актуальным вопросам психологии ислама и психологической помощи мусульманам. В социальных сетях пользователи уже назвали прошедшую конференцию «инициативой, которая войдет в историю».



комментариев