Для самых развитых экономик мира уже давно нет никаких ограничений – где искать эффективные технология развития и роста прибыли… Самые интеллектуальные проекты мира, такие как Google, Apple, DARPA, RAND – также черпают свои прорывные идеи по всему миру…
Эта характеристика – открытость любой новой идее и готовность искать прорывные технологии по всему миру – отличает все передовые проекты сегодняшнего мира. Будь этот проект - японская экономика, вбирающая в себя все прорывные технологические находки со всего света, или Силиконовая долина в США, привлекающая лучшие мировые умы.
У мусульман особое отношение к Китаю
Именно эта характеристика в прошлом обеспечила и невероятный технологический рост мусульманского общества – его открытость любому уверовавшему, готовому влиться в новую общину со своими талантами и умениями, а также открытость любой новой технологии, делающей мусульманскую общину более сильной и развитой.
Примеры тому – и использование мусульманами персидских военных технологий при обороне Медины, и использование опыта сирийских христиан в организации налогового учета на территориях огромной страны, и освоение мусульманами всего багажа медицинских знаний, накопленных античными обществами – и многие другие.
В основе такой открытости мусульманского общества всем новым знаниям и технологиям лежал принцип, изложенный в известном пророческом хадисе «Ищите знания, даже если за ним придется отправиться в Китай». Этот хадис цитировали многие и в прошлом, и в современности.
Однако мало, кто давал разъяснения, что же знания могли почерпнуть мусульмане в далеком Китае. Понятно, что речь шла не о религиозных знаниях, поскольку Китай не был страной мусульманских ученых. Речь могла идти о каких-то других знаниях, полезных мусульманам…
Например, знания о медицине, о мореходстве, о военном искусстве, об управлении… Сфер, в которых Китай накопил уникальные знания, очень много. Однако одна из самых уникальных сфер открылась миру только недавно. Так упорно Китай хранил и прятал от всего мира эту свою сокровенную тайну…
Самая стратегическая тайна Китая
Речь идет о китайском искусстве эффективных стратегий, гарантирующих успех в самых кризисных ситуациях. Эти китайские стратегии, родившиеся в военной деле, стали известны миру под названием «36-ти китайских стратагем».
Сам термин «стратагема» происходит от древнегреческого слова, обозначающего военной хитрости полководца на поле боя. Китайцы же для обозначения стратагемы используют слово «цзи» - хитроумный план, расчет, уловка, военную хитрость.
Один из первых западных авторов, открывших миру это, веками хранившееся в глубокой тайне китайское искусство, Харро фон Зенгер предлагает понимать под стратагемами «неортодоксальные пути к достижению военных, гражданских, политических, экономических или личных целей».
Наш академик Владимир Мясников отмечает, что понятие «стратагема» обозначает «стратегический план, в котором для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость». Причем китайцы закладывали в это слово одновременно «и сообразительность, и изобретательность, и находчивость».
Значение стратагем для китайской истории, образа мышления и особенностей китайской всей китайской цивилизации сложно переоценить. Китайская культура и общественное сознание пронизаны ими, как сознание мусульманское пронизано пророческими хадисами.
Успех современных китайских бизнесменов многими аналитиками объясняется именно тем, что они на мировых рынках используют свое тайное оружие – умение с помощью стратагемных хитростей найти выход из любой ситуации и обойти конкурентов.
Однако, российские и западные бизнесмены практически не знакомы со стратегемным искусством Китая. Как пишут аналитики, западные бизнесмены и политики поражены «стратагемной слепотой».
Как выглядит стратагема?
Сами стратагемы представляют собой короткие образные высказывания, концентрирующие в себе тот или иной стратегический принцип. Например, традиционная форма стратагемы в китайской культуре выглядит так: «В покое ожидать утомлённого врага», или «Поднять шум на востоке — напасть на западе», или «Бить по траве, чтобы вспугнуть змею» и т.д.
Для любого воспитанного в китайской культуре за данными короткими высказываниями сразу же встают глубины смысла и исторической мудрости. И выражены они бывают обычно в стихотворной форме.
Например, стратагема «Сманить тигра с горы на равнину» дополняется следующим двустишьем:
Дождись срока, когда противник устанет.
Используй кого-нибудь для того, чтобы заманить его в ловушку.
Для людей западной культуры, не знакомых глубоко с китайской культурой, современные исследователи искусства стратагем предлагают и более детальной разъяснение каждой стратегической хитрости. Приведем пример детального разъяснения смысла одной из 36 стратагем.
Стратагема № 23«Объединиться с дальним врагом, чтобы побить ближнего».
Когда мы стеснены в позиции и скованы в действиях,
Нужно извлекать выгоду из слабостей противника вблизи
И избегать ведения войны против противника вдали...
- Задача: Ради постепенной экспансии временно дружить с дальним неприятелем и воевать с ближним.
- Применение: Стратагема напоминает о нецелесообразности борьбы сразу с несколькими противниками. Всегда предпочтительнее разбить врагов по одному. Вести боевые действия против дальнего противника обременительно и непрактично, а заключение с ним тактического союза обычно несложно, так как спорных моментов, непосредственно затрагивающих обоюдные интересы, зачастую меньше, чем с ближайшим соседом или конкурентом.
- Важно: Помнить о стратегическом, «дальнем» характере стратагемы и не терять выдержки. В идеале иметь как можно меньше явных врагов, стараясь поддерживать видимость мира со всеми.
- Необходимо: Хорошее знание реального положения дел и психологии объектов
Что интересно, стратагемы использовались даже китайским руководством для противодействия влиянию СССР. Так в начале второй полвины 20 века Мао Цзэдун в период напряженных отношений с Москвой использовал против соцлагеря стратагему № 18 «Бей по голове, остальное само развалится».
Некитайские стратагемы
Познакомившись со стратагемностыо, каждый из нас, естественно, начинает думать о том, а не было ли аналогов стратагем в истории его собственного народа? Естественно, что у всех народов мира были в истории собственные стратегические хитрости или приемы, позволявшие им достигать успеха.
Но вот только немногие народы смогли столь детально систематизировать свое исторически выработанное стратегическое искусство, как это сделали китайцы в своем «Трактате о 36 стратагемах».
Сегодня, после того, как Запад познакомился с китайскими стратагемным наследием, предпринимаются попытки найти и в западной истории свои аналоги китайских стратагем. Так, например, швейцарский протестантский священник Ульрих Маух написал книгу «Хитроумный Иисус», в которой использовал 36 китайских стратагем для раскрытия хитроумия Иисуса.
На мусульманском Востоке существовали свои политические стратегии, большей частью основанные на примерах из пророческой жизни, а также первых правителей мусульманского государства. Даже советские востоковеды специально изучали эти «мусульманские стратагемы».
Однако любой мусульманин, хоть мало мальски знакомый с культурой своей религии, может навскидку назвать с десяток мусульманских стратегий успеха первых лет и десятилетий ислама.
Если сформулировать их в рассматриваемой нами «стратагемной традиции Китая», они могли бы звучать примерно таким образом: «Покинуть Мекку, чтобы вернуться в нее победителем» или «Простить самых страшных врагов, чтобы обезоружить остальных» и т.д…
Стратагемы современного мира
Сегодняшние аналитики и политологи вовсю используют термин «стратагема» применительно к анализу того, что происходит в мире. Например, известный аналитик Сергей Кургинян утверждает о существовании специфических стратагем у республиканской партии США.
Причем одна из этих стратагем, по Кургиняну, заключается в использовании республиканцами пугала «радикального исламизма» по подрыву стабильности на Ближнем Востоке и на пост-советском пространстве.
Наши отечественные авторы пытаются и через призму китайских стратагем оценить стратегии российских компаний. Например, Татьяна Шамгунова утверждает, что концерн «АвтоВАЗ» в своей борьбе с конкурентами активно использует стратагему «Вытащить хворост из очага».
«Суть стратагемы заключена в том, что компания избегает открытого противостояния с конкурентом, но воздействует на источник его конкурентного преимущества. Это ослабляет конкурента и позволяет компании использовать данную ситуацию в свою пользу», - пишет Шамгунова.
И в заключение хотелось бы привести цитату из той же Шамгуновой о том, что не стоит думать, что стратагемы учат постоянному обману и тотальной войне на уничтожение конкурента.
Поскольку высшее стратегическое искусство, будь то в войне, в политике или в бизнесе состоит именно в умении превращать врагов в союзников, а конкурентов в партнеров. Именно осознавшие эту истину игроки и добиваются самых впечатляющих успехов.
Руслан Курбанов, директор Фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир»