Как изменить мир? Основы креативного мышления

Современный человек тратит огромные деньги на то, чтобы научиться мыслить нестандартно. Ведь именно нестандартное, креативное, творческое мышление рождает лидеров, изобретателей и гениев.

Именно нестандартно мыслящие люди дерзают запускать ракеты в космос, развивать новые компьютерные технологии, осваивать новые рынки, мечтать об изменении мира к лучшему.

Именно нестандартно и смело мыслящие люди составляют интеллектуальную элиту любой нации и общины. Без такой категории людей невозможное развитие ни маленькой фирмы, ни целой страны.

Оттого на умение нестандартно мыслить и тратятся сегодня такие огромные деньги ведущими корпорациями и правительствами развитых стран. Но тут встает вопрос, можно ли научиться этому делу? Или отдельные люди получают такие способности от рождения?

Очень интересный взгляд на эту проблему содержится в данном ролике:

Тюрьма мышления

В данном ролике рассказывается об исследовании ученых Джорджа Лэнда и Бета Джармана, исследующих дивергентное мышление - способность мыслить нестандартно, креативно и творчески.

Из обследованных ими 1600 детей от 3 до 5 лет, нестандартно мыслящих с зачатками «гениев» оказалось 98%. Через 5 лет учёные опрашивали тех же детей с помощью тех же тестов.

«Гениями» нестандартного мышления оказались 32%. Опрос был повторён ещё через 5 лет. Результатов «гениальности» достигли только 10% детей. Тогда учёные дали те же самые тесты 200 тысячам взрослых, и только 2% смогло перешагнуть рубеж «гениальности» в нестандартном мышлении.

Данный ролик, если отбросить все погрешности исследования, ставит перед нами большое количество вопросов. Что ограничивает наше мышление и полет нашей мысли с возрастом? Почему наше сознание костенеет год за годом?

Для человека, реально заинтересовавшегося данными вопросами, предлагаю посмотреть следующий ролик о системе тренировки заданного поведения у блох:

Ответ на поставленные выше вопросы напрашивается сам собой. Чем старше становится человек, тем прочнее и непроницаемее становится клетка устоявшихся стереотипов и штампов в его сознании… Тем больше костенеет его мышление…

Это происходит из-за подчинения мышления косной и застывшей системе образования… Из-за подчинения своего мышления распространенным среди людей стереотипам… Из-за ограничения мышления своим скудным опытом и уже устаревшим опытом своего поколения…

Известный практический психолог Николай Козлов так описывает состояние человека, находящегося, как бы в заключении у своих стереотипов и предубеждений, и не умеющего мыслить свободно и нестандартно:

«Запреты и Предписания, аккуратно переплетаясь, окружают человека со всех сторон и образуют своеобразную клетку-тюрьму. При этом каждый владелец своей Тюрьмой очень гордится, считает ее самой Правильной Тюрьмой на свете и заботливо протирает прутья ее решетки, с негодованием отвергая предложения оставить ее и жить свободно...»

Что дает нестандартное мышление?

Для того, чтобы понять, что дает способность к нестандартному и свободному от устоявшихся стереотипов мышлению, приведем несколько показательных примеров из общественной, информационной, бизнес и технической сфер.

Пример 1. Минареты Европы

Жители современных европейских стран выступают против строительства новых мечетей в своих городах, усматривая в их возведении символ наступления ислама. Как показал опыт Швейцарии, дело именно в минаретах и куполах с полумесяцами, поскольку европейцы выступают против видимых символов ислама на их улицах.

Европейские мусульмане, осознав, что с точки зрения ислама минарет и даже полумесяц не являются обязательными элементами мечети, теперь просто строят крупные исламские центры в несколько этажей с подземной парковкой, где на одном из этажей есть огромный зал для коллективных молитв.

Все остальные этажи сдаются под кафе, парикмахерские, женские салоны, фитнес-клубы, библиотеки, офисы, детские садики и т.д., которыми могут пользоваться все горожане вне зависимости от религиозных убеждений. И против этого в Европе уже мало кто возражает.

Пример 2. Газета от руки

Редакция одной популярной газеты столкнулась с технической проблемой выпуска нового номера. Главный компьютер был сломан, но оставалось место еще для одной колонки. Вместо того чтобы оставить место пустым, колонка была написана от руки и размножена на весь тираж.

Именно этот номер газеты привлек невиданное ранее внимание читателей. Немалая часть тиража газеты была раскуплена коллекционерами, и популярность издания выросла еще больше.

Пример 3. Билеты на борту

В крупном аэропорту самолеты двух конкурирующих компаний взлетали через каждые полчаса в одном и том же популярном у пассажиров направлении. Взлеты происходили поочередно. Обойти своего конкурента долго не удавалось ни одной из двух компаний.

Одна из компаний решила, что она теряет часть клиентов из-за проволочек в покупке билетов в кассе и регистрации. Чтобы не терять клиентов и обойти конкурентов, было принято решение оформлять билеты уже на борту.

Пример 4. Станок наоборот

На завод привезли полностью автоматизированный токарный станок-робот. Он сам обрабатывал металлические детали точно по заданному образцу. Но возникла проблема – он быстро забивался металлической стружкой, которую сам же станок снимал с деталей.

Решить проблему никак не удавалось – ни выдуванием стружек, ни их периодическим вымыванием подаваемой под давлением водой, ни установкой чистящих щеток. Пока не было найдено просто и нестандартное решение…

И это было решение – подвесить станок вниз головой к потолку цеха. Роботу же все равно, в каком состоянии работать. А металлические стружки сами собой падали вниз на пол цеха, где их с легкостью сметали уборщики…

Азы креативного мышления

Опять-таки, из написанного выше советы тем, кто хочет научиться мыслить нестандартно, напрашиваются сами собой. Для этого надо сознательно ломать устоявшиеся рамки мышления, заданные нам системой образования и распространенными стереотипами.

Ряд экспертов для этих целей советует:

Сознательно прилагать усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи

  • Не беспокоиться о том, что о вас могут подумать люди
  • Стараться мыслить широко, при этом, не обращая внимания на запреты, накладываемые культурными традициями
  • Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотреть другие варианты и попробовать найти новые пути

Есть и другой набор советов, как научиться думать креативно и нестандартно:

  • Соединять вещи, которые никто до вас не додумался соединить
  • Составить список ассоциаций. Объединять ассоциации
  • Делать то, что не делал до вас никто
  • Постараться развить свежий взгляд на привычные всем вещи
  • Переворачивать понятия и символы, ставить всё с ног на голову, придавать знакомым вещам новые значения
  • Использовать известные всем вещи необычно
  • Доверять своей интуиции там, где иногда не могут помочь логика, ассоциативное мышление и развитые аналитические способности
  • Делать то, что не делал до вас никто

Методика SCAMPER

Однако, это всего лишь набор простых советов. Но в мировой практике существуют и более системные подходы к развитию способности нестандартно и креативно мыслить. Одним из таких подходов является методика SCAMPER.

SCAMPER – это методика развития креативности, которая предлагает систему конкретных приемов по решению нестандартных задач, возникающих перед человеком в бизнесе, общественной, технической и иных сферах.

Опять-таки, как и в методике SWOT-анализа и SMART-концепции постановки целей, SCAMPER является аббревиатурой из следующих английских слов:

  • Substitute – заменить
  • Combine – комбинировать
  • Adapt – приспособить
  • Modify – модифицировать
  • Put – применить
  • Eliminate – удалить
  • Reverse – поменять порядок

Значение

Пояснение

S

Substitute

Заменить

Заменить что-то, например, компоненты, материалы, людей

Подумайте о том, как заменить часть проблемы, продукта или процесса чем-либо другим. Поиск замены часто приводит к новым идеям. Вы можете искать замену вещам, местам, процессам, схемам действий, людям, идеям и даже эмоциям

С

Combine

Комбинировать

Комбинировать, например, с другими функциями, приборами

Подумайте о комбинировании двух или более частей вашей проблемы, чтобы создать принципиально новый продукт или усилить их взаимодействие. По большей части креативное мышление подразумевает комбинирование уже существующих не связанных между собой идей, товаров, услуг с целью создания чего-то совершенно нового

A

Adapt

Приспособить

Приспособить под новые задачи или добавить что-то, например, новые элементы, функции

Подумайте, как приспособить уже имеющиеся идеи под новые проблемы. Возможно, решение вашей проблемы уже существует. Помните, что все новые идеи и решения в какой-то степени заимствованы из существующего багажа знаний

М

Modify

Модифицировать

Модифицировать, например, изменить размер, форму, цвет или другой атрибут

Подумайте, как вы можете преувеличить или модифицировать свои идеи. Видоизменение или преувеличивание ваших идей может повысить их конечную ценность или дать вам новый взгляд на наиболее важные составляющие вашей концепции

Р

Put

Применить

Применить для чего другого, в другой отрасли

Подумайте, какие новое применение вы могли бы найти для своей текущей идеи, или подумайте, какие из примененных ранее методов вы могли бы использовать для решения вашей нынешней проблемы. Часто бывает, что одна идея прекрасно применима для решения гораздо большего числа проблем, чем казалось ранее

Е

Eliminate

Удалить части

Удалить части, упростить

Подумайте, что произойдет, если вы устраните или минимизируете некоторые части вашей концепции, идеи или разработки. Упростите, сократите или уберите некоторые компоненты. Посредством регулярной перетряски идей, объектов, схем действия вы постепенно сузите спектр проблем к одной или нескольким, наиболее важным

R

Reverse

Поменять порядок

Поменять местами, перевернуть, найти применение в чем-то противоположном

Подумайте, что бы вы сделали, если бы ваша идея, объект или схема частично действовали в ином или обратном порядке

Методика ТРИЗ

Ну и напоследок, стоит упомянуть об отечественной методике ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), разработанной еще в советские годы. ТРИЗ на основе детально разработанной методики помогает решать сложные задачи практически в любой сфере.

Работа над ТРИЗ была начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и к настоящему времени концепция развилась до серьезных масштабов. ТРИЗ основывается на научном подходе к поиску новых решений, к изобретательскому мастерству на основе специальных алгоритмов.

Чтобы стать специалистом в области ТРИЗ нужно потратить немало времени. Однако нам достаточно составить хотя бы впечатление об этой методике, чтобы знать, в каких сферах и в каких случаях мы могли бы ее использовать.

Сделать это можно, посмотрев следующее видео:

Любой человек, поставивший себе целью изменить своего сознания, а с его помощью и изменение окружающего мира к лучшему, вполне в силах это сделать. Более подробно с практикой нестандартного мышления можно ознакомиться на тренингах Фонда «Альтаир».

Руслан Курбанов, директор Фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир»



комментариев