КБР: от религиозной конфронтации к гражданскому партнерству

В последние несколько лет Кабардино-Балкарская Республика становится новым очагом напряженности на Северном Кавказе. При этом экономический рост, начавшийся приток инвестиций и процессы позитивного общественного развития сдерживаются процессами радикализации общества, в которые вовлекается, прежде всего, молодежь. Теракты, убийства туристов, контртеррористические операции превратили некогда популярный курортный регион вокруг Эльбруса в «горячую точку».

Проходящий в Нальчике уже два с лишним года судебный процесс, на котором 58 человек одновременно обвиняются в попытке вооруженного мятежа, является дополнительным и весьма существенным фактором дестабилизации ситуации в республике и в регионе в целом.

В ходе судебных слушаний со стороны подсудимых и свидетелей неоднократно звучали заявления о применявшихся к ним недопустимых методах физического и психологического воздействия (пытках), о преследовании верующих, в том числе о составлении списков т.н. «молящихся», о преследовании родственников подсудимых или подозреваемых в причастности к незаконной экстремистской деятельности.

К сожалению, эти заявления не находили и до сих пор не находят должного правового отклика у представителей правоохранительных органов и органов юстиции, которые должны или наказать виновных в совершении деяний, ущемляющих права и достоинства граждан РФ, или доказать, что эти обвинения – ложные.

В ходе прошедших в Общественной палате РФ 12 апреля слушаний «Кабардино-Балкария: проблемы радикализации молодежи», организованных Рабочей группы ОП РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе, были выслушаны позиции правозащитников, журналистов, политиков, членов Совета Федерации РФ, общественных деятелей, ученых, следящих за происходящим в Кабардино-Балкарии.

Свою позицию озвучил и посетивший мероприятие глава Кабардино-Балкарской Республики Арсен Каноков, который предложил продолжить начавшийся разговор на любой из существующих публичных и общественных площадок Кабардино-Балкарии. Также он подчеркнул свою готовность встретиться с членами семей всех 70-ти человек, которые согласно данным правоохранительных органов находятся в рядах вооруженного подполья, и вести переговоры под своими гарантиями, чтобы эти люди вернулись к мирной жизни.

Глава КБР заявил о своей поддержке инициативы по созданию на территории республики центра исламского образования, в рамках которого мусульманская молодежь могла бы получать полноценные знания о своей религии. Также Арсен Каноков отметил, что власти республики ждут инициатив со стороны институтов гражданского общества по преодолению и разрешению накопившихся проблем. Каноков подчеркнул, что готов отвечать перед обществом на поставленные перед властью вопросы.

Руководитель республики ответил на многочисленные жесткие вопросы, поднятые правозащитником Александром Черкасовым и журналистом Орханом Джемалем в ходе их вступительных и обзорных докладов, имевших целью проанализировать сложившуюся на сегодняшний день в КБР ситуацию.

Арсен Каноков разъяснил участникам слушаний позицию руководства КБР по проблемам стремительной радикализации мусульманской молодежи; высказал свою позицию о причинах, приведших к вооруженному нападению на Нальчик в октябре 2005 года; о последствиях недостаточного авторитета и эффективности работы официального мусульманского духовенства; о проблемах, связанных с реализацией 131-го Закона в республике, приведших к обострению земельных споров между жителями КБР. Глава республики подчеркнул, что для него важен гражданский мир и согласие для всех народов Кабардино-Балкарии.

Член Совета Федерации от КБР Альберт Кажаров отметил необходимость повышения эффективности работы законодательных, судебных и правоохранительных органов, а также их взаимодействия с общественными структурами. Об ответственности властей кавказских республик за «потерянное поколение» мусульманской молодежи заявил член Совета Федерации Асламбек Аслаханов.

Член Общественной Палаты РФ Елена Лукьянова заявила о том, что для нормализации ситуации в республике и, в целом, в регионе предпочтительнее вести долгие переговоры, подключать механизмы маслахата (примирения) и народной дипломатии, нежели выносить несправедливые приговоры зачастую невиновным людям. Сохранение подобной противозаконной практики, на ее взгляд, будет способствовать новому витку радикализации в республике.

Председатель Исполкома Российского конгресса народов Кавказа Алий Тоторкулов отметил важность диалога государственных структур с недовольной и протестной молодежью. Причем, на его взгляд, инициатива подобного диалога должна исходить от властей республики. Сегодня же подавление и сдерживание активности гражданских институтов на Кавказе приводит к тому, что многие общественные ниши занимают радикалы.

Руководитель Общественного движения «Хасэ» КБР Ибрагим Яганов говорил об экономической составляющей радикализации молодежи. Зона радикализации, на его взгляд, – это Эльбрусский, Баксанский, Чегемский районы и город Нальчик, являющиеся центрами экономической активности в республике. По его мнению, большой процент инвестиций, направляющихся в эти районы, по причине коррумпированности чиновничества уходит к вооруженному подполью.

На слушания были приглашены представители МВД КБР, УФСБ по КБР, Прокуратуры КБР, Следственного управления Следственного Комитета по КБР, Национального антитеррористического комитета, представители судебных структур КБР, имеющих отношение к «Процессу 58-и». Но, к сожалению, многие из них проигнорировали приглашения Общественной Палаты РФ, и поэтому слушания прошли без их участия.

На этот факт свое внимание обратил и член СФ РФ, ветеран правоохранительных органов Асламбек Аслаханов. Тем не менее, участники слушаний подчеркивали в своих выступлениях, что только открытое сотрудничество государственных структур, общественных и правозащитных организаций может стать залогом успешной борьбы с терроризмом и радикализмом.

Кроме того, участники слушаний отметили свою обеспокоенность призывами к введению под предлогом борьбы с терроризмом и экстремизмом мер коллективной ответственности и коллективного наказания, как разрушающих основы законности в Российской Федерации.

По итогам слушаний, в ходе которых был дан подробный анализ ситуации с радикализацией молодежи в республике, выявлены причины этого явления, участники мероприятия выступили со следующими рекомендациями органам государственной власти и институтам гражданского общества РФ:

- активно привлекать общественные и правозащитные организации, включая Общественную Палату РФ и Общественные Палаты регионов, для контроля за содержанием в СИЗО подсудимых, подследственных или подозреваемых в радикальной и экстремистской деятельности вплоть до посещения СИЗО с целью проверки жалоб на угрозы применения пыток и иные методы воздействия, нарушающие конституционные права граждан РФ;

- предложить общественным организациям, включая Общественные Палаты разного уровня, выходить в органы государственной власти с инициативой брать на общественные поруки тех представителей радикальной оппозиции, которые готовы содействовать процессам гражданского урегулирования и пропаганде отказа от террористической деятельности. При этом тем из них, включая отбывающих наказание или находящихся под следствием, кто искренне заявит о своей готовности содействовать прекращению террористической деятельности и гражданской конфронтации, рассмотреть возможность смягчения режима содержания в местах лишения свободы, вплоть до условно-досрочного освобождения или частичной или полной амнистии;

- прекратить практику составления так называемых списков «молящихся» - граждан Российской Федерации, подвергающихся преследованию, давлению со стороны силовых структур только на основании того, что они являются активно практикующими религиозные обряды мусульманами. Подобные списки или слухи о подобных списках являются одним из факторов радикализации исламской молодежи не только в КБР и СКФО, но также и в Российской Федерации в целом.

- участники слушаний выразили свою обеспокоенность введением практики коллективной ответственности за совершенные или даже не доказанные преступления, которая выражается в преследовании родственников и членов семей подозреваемых.

Ведущий мероприятия, руководитель Рабочей группы ОП РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе Максим Шевченко, завершая слушания, подчеркнул, что опыт других регионов Кавказа говорит о возможности национального примирения. Для этого нужна политическая воля и воля всех действующих сторон. Рабочая группа по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе и ОП РФ готовы поддерживать позитивные процессы, ведущие к гражданскому миру и согласию в регионе в целом.

Участники слушаний отметили деятельность руководства СКФО и КБР по консолидации общественных и государственных усилий в деле преодоления радикализма и терроризма и призвали государственные структуры к большей открытости и сотрудничеству с журналистами и правозащитниками в деле защиты прав граждан Российской Федерации.

Рабочая группа ОП РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе



комментариев