В последнее время центральное место среди проблем Татарстана, могущих повлиять и на общую политическую обстановку в России, заняли непростые взаимоотношения руководства Духовного управления с известными в республике мусульманскими религиозными лидерами.
Придя к власти путем прямой протекции госчиновников, новое руководство ДУМ во главе с И. Файзовым, взяло курс на жесткое противостояние с активной частью исламской молодежи и религиозными деятелями, многие из которых за последние годы вернулись в республику, получив серьёзное религиозное образование в зарубежных вузах.
Таким образом, искусственно спровоцированный внутри религиозный конфликт в одной из крупнейших национальных республик в самом центре страны и его возможные последствия, могут явиться катализатором для дестабилизации религиозной обстановки во всем Волжско-Уральском регионе.
На зарождение и развитие данного конфликта, в немалой степени повлияла политика властей, направленная на жесткое администрирование религиозной жизни мусульманского сообщества республики, а в некоторых случаях и прямое, ни чем не оправданное вмешательство. Для понимания серьезности сложившейся ситуации и возможных негативных последствий для региона в целом проводимой властями недальновидной политики, надо понимать особенность геополитического положения Республики Татарстан. Хотя, видимо именно этот фактор, как и ни чем не обоснованные опасения властей темпами возрождения исламского самосознания в среде татарской молодежи, а также непростая история недавних взаимоотношений республики с центром и обусловливало начало проводимой центром жесткой политики в отношении ислама в этом регионе.
На фоне кровавых конфликтов в южных регионах страны, продолжающегося противостояния в Дагестане и ряде других республик региона, унесших тысячи жизней и причинивших колоссальный экономический ущерб, последствия которых не преодолены до сих пор, можно отчетливо видеть всю опасность грубого административного вмешательства в духовную сферу ислама. Особенно такое вмешательство опасно в многонациональном государстве, имеющем глубокие религиозные корни и традиции. Ислам в России, в своем естественном состоянии и при отсутствии постороннего вмешательства в его внутренний мир, никогда не входил в противоречие с окружающими его культурами, традиционно являясь фактором регулирования внутри конфессиональной жизни своих последователей.
С приходом к власти в Духовном управлении РТ прямых ставленников власти, реализующих чуждую волю в религиозной жизни мусульман республики, начался процесс, так называемой «демодернизации» духовной жизни. Он характеризуется, в первую очередь попыткой волевыми методами навязать и утвердить в общественном сознании упрощенной и узко ограниченной версии религиозной практики, как «истинной версии ислама», якобы традиционной для региона. Это послужило причиной исхода из официальной сферы религиозной деятельности наиболее образованных, активных и авторитетных религиозных лидеров. Многие из просвещенных, социально активных и успешных проповедников – просветителей были вынуждены оставить службу в мечетях и в религиозных учебных заведениях, являвшихся до последнего времени центрами возрождения исламских ценностей и кузницами восстановления уничтоженных в советский период религиозных кадров.
Новое руководство ДУМ также отличилось попыткой активного внедрения, опять же с опорой на административный ресурс, заимствованных извне традиций и норм, сужающих сферу деятельности ислама до примитивных сектантских рамок и национальных традиций, не соответствующих общепринятым религиозным ценностям большого исламского мира.
В результате попытки манипуляции религиозным сознанием верующих, вместо боле-мене налаженного за последние годы процесса исламского просвещения, являвшегося основой возрождения исламской культуры и религиозной идентичности татарского народа, находящегося в многоэтничном окружении, получили жесткий диктат и навязывание псевдо религиозных воззрений со стороны ДУМ, узурпированного неимение образованной частью религиозных функционеров.
Проблемы недоверия к исламу в России, несмотря на многовековое проживание мусульман в едином пространстве с другими религиями и распространяемое в обществе недоверие к основной части мусульман, практикующих свою религию, скорее всего, были порождены неким страхом перед укреплением позиций ислама и значительным увеличением количества людей носителей религиозного сознания.
Одним из действенных факторов борьбы с распространением и ростом исламского самосознания в среде молодежи, целенаправленно и только в сугубо отношении ислама был использован принцип отрицания общепринятой фундаментальной основы каждой без исключения религии о своей конфессиональной исключительности. Светские власти, как бы это абсурдно не звучало, стали рассматривать такую заявку со стороны мусульман унижением представителей других верований по признаку их отношения к религии. На основе этой, казалось-бы нелогичной и неприемлемой в сфере религиозного мировоззрения концепции, состоялись судебные запреты общеизвестных священных изречений пророка, где он, наставляя мусульман, говорил о недопустимости возведения молельных мест на могилах пророков и праведников, уподобляясь людям других религиозных воззрений. В чем же является унижение религиозных чувств тут не совсем понятно, т.к. в отличие от ислама, в современной христианской религиозной концепции это считается вполне приемлемым и допустимым, как и посредничество служителей культа между их богом и простыми верующими.
Более того, утверждение мусульман об исключительной правильности своей религии стало считаться уголовно наказуемым деянием. Свидетельством этому явились запреты светскими судами сотен фундаментальных трудов видных исламских ученых, а также важных для мусульман религиозных источников, основанных на Коране и Сунне, свидетельствующих об истинности ислама. Запрещенные в современной России известные труды мусульманских ученых в течение многих веков формировали мировоззрение и основы вероубеждения российских мусульман, как и их единоверцев во всем огромном исламском мире.
Несомненно, ислам, как универсальная божественная религиозная система, отвечающая потребностям человека, независимо от разных жизненных условий и временного пространства, содержит в себе и различные варианты ответа и пути решения возникающих перед человеком вопросов. Основанные на доктринальных изысканиях величайших исламских ученых и их толковании основных религиозных догм, общепризнанные юридико-правовые школы ислама, вполне могут содержать в себе и некие незначительные расхождения в их понимании. Однако это вовсе не исключает внутри конфессионального единства мусульман, а тем более диалога и обще исламской солидарности.
Наоборот, такая мудрость и универсальность ислама позволяет гармонично регулировать жизнь общества на различных этапах его развития, не отходя от незыблемых основ божественного наставления. Так как любое направление исламской мысли, основанное на твердых знаниях и фундаментальных трудах великих исламских ученых и мыслителей, обладает неисчерпаемым источником практических знаний, огромным потенциалом и уникальной универсальностью.
Вместо попыток навязать мусульманам выдуманных «исламоведами» чуждой самому духу ислама псевдорелигиозной концепции, мусульмане России в своей религиозной практике должны были бы иметь право беспрепятственно пользоваться вышеупомянутым широким наследием своих ученых. Подход, исключающий чью–либо монополию в сфере религии «глаголить истину» в последней инстанции, послужил бы основой возрождения всего разнообразия исламской мысли, некогда существовавшего в России и достижению реального внутри исламского единства не только в Татарстане, но в России в целом.
Но, для этого малообразованным религиозным функционерам вкупе с госчиновниками, прямо нарушающими свободу в сфере религиозной мысли, не стоит навязывать свое узкое, а в некоторых случаях и явно искаженное влиянием национальных адатов и традиций форму ислама молодёжи и религиозным лидерам, обладающим достаточно широкими познаниями в области религии.
Государственный закон гласит, что любой человек имеет право на свободу мысли, убеждений и слова. Но ни кто не вправе пытаться модифицировать на свой лад культуру другого народа, тем более религию, имеющую многовековую историю и свою незыблемую фундаментальную основу, хранимую Кораном и Сунной. Каждый, в том числе и представители власти вправе предлагать и реализовывать помощь для восстановления утраченного потенциала религии на благо ее развития, но никто не вправе пытаться модифицировать ислам на свой лад или пытаться приспособить его для решения своих интересов или сиюминутных ограниченных потребностей.
Именно такие попытки со стороны ДУМ Татарстана и части чиновничьего класса воспринимаются мусульманами, как форма духовного посягательства, как оскорбление религиозных чувств, как враждебное намерение в отношении их религиозной свободы и общности.
Вопреки официальным заявлениям в многорелигиозной и полиэтнической России и сегодня слишком много нерешенных проблем, связанных с проявлениями межрелигиозной и межнациональной ненависти. В этом свете, казалось-бы абсолютно неразумно усугублять их еще с помощью грубого незаконного вмешательства государственного ресурса во внутри религиозную жизнь одной из основных религий страны.
Однако все же хочется верить и надеяться, что здравомыслящие политики и их религиозные советники, искренне заботящиеся о сохранении стабильности и межрелигиозного мира в стране, сумеют выработать взаимоприемлемые формы государственно-исламских отношений, далеких от диктата и навязывания мусульманам неприемлемых формул восприятия мира, религиозной практики и не пользующихся уважением лидеров.