Как мусульмане из «моря наук» стали «тенью» прошлого величия

Теме традиционных образовательных систем народов Кавказа, Поволжья и Центральной Азии был посвящен недавний Круглый стол, организованный Центром изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН совместно с Фондом поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир».

Встречу открыл руководитель Центра Аликбер АЛИКБЕРОВ, отметив, что среди целей встречи не только обсуждение образовательных систем и традиций народов данных регионов в прошлом, но и выявление того, какое влияние они оказывают на современность.

Руслан Курбанов и Аликбер Аликберов
Руслан Курбанов и Аликбер Аликберов

Далее, Аликбер Аликберова предложил ограничить исторические рамки дискуссии периодом от средних веков до начала социалистической модернизации общественной жизни народов этих регионов.

«Применительно к этому историческому периоду мы можем говорить только о религиозной системе образования народов региона, - отметил ученый, - Поскольку в этот период вся общественная жизнь народов региона, включая и сложившиеся системы образования, регулировалась в основном религиозными институтами и религиозными принципами».

Старший научный сотрудник Центра Руслан КУРБАНОВ заметил, что описывая особенности образовательных традиций народов Кавказа, Урало-Поволжья и Центральной Азии, необходимо помнить, что в древности собственно образовательная сфера в данных обществах только зарождалась.

«А сам процесс образования оказывался вплетенным в культуру религиозную, мифологическую, художественную и т.п. и зачастую не выступал как самостоятельная сфера деятельности», - отметил эксперт.

С его слов, в древности «образовывание» народов региона шло неформальным, естественным путем – через включенность человека в фамильно-родовые структуры и путем формирования их мировоззрения, религиозного мировоззрения, политического и социального сознания и поведения.

При этом, со слов Аликбера Аликберова, касаясь образовательной традиции народов данных регионов, приходится говорить исключительно о мусульманской системе образования.

«И в рамках данной образовательной традиции в этих регионах складывались образовательные структуры – примечетские медресе, мактабы, медресе университетского типа…», - отметил он.

Ахмет Ярлыкапов
Ахмет Ярлыкапов

Говоря об эффективности той системы образования, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет ЯРЛЫКАПОВ подчеркнул, что до революции в татарской среде наблюдался весьма высокий уровень традиционного образования.

«Это сказывалось на том, что татарское сообщество в Российской империи было наиболее успешной и динамично развивающейся частью общероссийской мусульманской уммы», - отметил эксперт. С его слов, нам стоило бы учиться на этом опыте, особенно в свете новых вызовов, перед которым мы стоим.

А старший научный сотрудник Центра Владимир БОБРОВНИКОВ напомнил, что в Дагестане еще со средних веков была развита плотная сеть медресе и мактабов. Уровень образования и научной в Дагестане того периода был таков, что в арабоязычной литературе его называли не иначе, как «морем наук» (араб. бахр аль-‘улюм).

Далее Аликбер Аликберова отметил, что после нескольких десятилетий атеистического периода, рассматриваемые регионы сегодня переживают бурное возрождение мусульманских образовательных систем именно в их традиционном виде. Однако, с его слов, сегодняшний уровень образования оставляет желать лучшего.

«Наряду с этим в указанных регионах идут параллельные процессы, связанные с попытками новых мусульманских общин переформатировать традиционные для народов этих регионов системы образования», - добавил эксперт.

Старший научный сотрудник Центра Владимир Бобровников в продолжение темы коснулся современных тенденций «возрождения» исламской системы образования в Дагестане.

Он отметил беспрецедентный рост религиозных исламских институтов в республике и остановился на причинах столь стремительного возвращения части дагестанского общества к религиозным основам.

Коснулся Бобровников и проблем в сфере подготовки кадров мусульманской духовной элиты. С его слов, сегодня всему кавказскому региону резко не хватает образованных имамов и преподавателей.

Он процитировал замечание современного дагестанского историка-исламоведа Амри ШИХСАИДОВА о том, что исламские вузы начала XXI в. лишь тень от знаменитых медресе XVIII в.

Старший научный сотрудник Центра Азиз НИЯЗИ касаемо низкого уровня мусульманского образования в Средней Азии отметил, оно до сих пор сохраняет архаичные черты.

«Обучающиеся в рамках традиционных мусульманских образовательных систем до сих пор зазубривают религиозные тексты, вместо того, чтобы осмысливать их, - отметил он, - Ведь «зубрят» они именно тексты, требующие рационального осмысления».

Аликбер Аликберова в продолжение поднятой темы заметил, что в России сегодня проблему острой нехватки специалистов должного уровня в сфере исламского образования, нехватки качественных учебников пытаются решить через введение теологии как дисциплины в светские университеты.

Однако, ученый отметил бесперспективность такого пути решения проблемы. Поскольку в России, в отличие от западных стран, сложилась другая модель соотношения и взаимодействия светской и религиозной систем образования.

Отметил он и существующую в стране проблему противостояния религиозного и светского в сфере науки и образования, а также проблему неприятия религиозными деятелями позиций немусульманских специалистов и ученых-востоковедов.

В развитие темы Аликберова отметил также и попытки федеральных и региональных министерств внедрить в мусульманское образовательное поле более высокие стандарты качества.

Сослался он и на Указ Президента России Владимира Путина 2004 года, который вменял в обязанность Министерству образования России помочь мусульманским учреждениям в формировании образовательных стандартов и институтов, соответствующих всем современным требованиям.

Аликберова также упомянул напряженную деятельность Совета по исламскому образованию, стремящегося выработать единый стандарт исламского образования в нашей стране. А также деятельности Фонда поддержки исламской науки, культуры и образования.

Касаясь деятельности упомянутого Фонда, Руслан КУРБАНОВ особо отметил инициативу данной структуры по разработке Концепции духовного и гражданско-правового воспитания мусульманской молодежи и подготовки кадрового резерва мусульманского духовенства России, которая осуществлялась по заказу Департамента по взаимодействию с религиозными организациями АП РФ.

Многие из положений и идей данной Концепции сегодня используются в организации деятельности Духовных управлений России, Международной исламской миссии и самого Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.

Старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет ЯРЛЫКАПОВ добавил: «Интеграция в глобализирующийся мир требует соответствия новым стандартам образования, в ходе чего жизненно необходимо сохранять баланс – будучи верными своим образовательным традициям, не бояться экспериментировать, вбирать новое и добиваться успеха», - резюмировал ученый.

По итогам Круглого стола его участники пришли к выводу о том, что преодолевать эти сложившиеся проблемы сложно. А ждать, пока данные образовательные институты перестроятся и разовьются только за счет внутренних ресурсов, придется неимоверно долго.

По мнению участников дискуссии, более оптимальной моделью представляется развитие практики, в рамках которой к развитию мусульманских образовательных структур привлекаются внешние специалисты.

Это могут быть светские ученые и специалисты по языку, по истории, по политологии и т.д. При том, что руководителем образовательного процесс или проекта будет оставаться представитель мусульманской среды.

Отметили участники и такой немаловажный аспект, что российские мусульмане уже представляют собой более развитое и образованное сообщество, нежели сообщества верующих мусульман в странах Ближнего Востока. Кроме того, из всех крупных держав Востока со значительным мусульманским населением Россия является самой западной страной.

Оттого, если бы российские мусульмане смогли в короткие сроки организовать на новом качественном уровне образовательный процесс, их успехи и достижения привлекли бы внимание и интерес зарубежных мусульман.

Участники дискуссии отметили, что, несмотря на активные попытки государственных структур помочь мусульманам в модернизации системы образования, нельзя забывать и о роли самого общества в поддержке мусульманских образовательных проектов.

По общему мнению специалистов Центра, гражданские структуры российского общества вполне могут и должны принимать участие в развитии сегмента религиозного образования.

Кроме того, сами религиозные структуры должны научиться управлять своими активами и ресурсами, а также изыскивать новые средства под новые амбициозные образовательные проекты.



25 комментариев


  1. (14.03.2014 23:10) #
    1

    Уважаемая редакция Ансар.ру, не могли бы Вы пожалуйста добавить видео или стенограмму этого круглого стола.

    • (15.03.2014 22:53) #
      -1

      за что ты мансур уважаешь редакцию ансара ,расскажи ? и ты так и непояснил насчет даджаля ,а мне очень стало интересно .

      • (16.03.2014 21:39) #
        1

        Мне нравится этот сайт. По моему мнению это один из лучших мусульманских интернет ресурсов России. Как мне кажется,что здесь публикации направлены на консолидацию мусульман и на более активные созидательные действия.

      • (16.03.2014 21:41) #
        -2

        Насчет даджаля. Считаю его христианским мифом, взятый мусульманскими богословами себе на вооружения.

        • (16.03.2014 22:01) #
          1

          Интересно, каким образом история о даджале может мешать исповедованию Ислама? Что меняет его наличие или отсутствие?

          • (16.03.2014 22:12) #
            -2

            Когда в религию вносят разные мифы это уже плохо. Яркий примеры это христианские секты. Насчет мифа об антихристе в нем фигурирует не только он сам, но и Махди. Правитель, который придет внезапно объединит всех мусульман, решит все наши проблемы и одержит победу, но одна серьезная проблема.

            • (16.03.2014 22:23) #
              -2

              Мусульмане вместо того, чтобы самим объединяться и преодолевать грех в своей душе, ждут когда придет Махди и решит все наши проблема. Эта сказка приносила и приносит больше проблем. Она использовалось в корыстных целей. Было множества людей называющие себя Махди, люди шли за ними и это приводило к множеству смертей. Сейчас люди так же ждут Махди, но забывая, что спасение только в Аллахе и в них самих, что в наших душах есть потенциал позволяющий преодолеть все.

              • (16.03.2014 22:30) #
                1

                Есть такой момент. Но, может, благо этого перевешивает зло? Ведь Вы не можете железно ДОКАЗАТЬ, что это - выдумка?

                • (16.03.2014 22:38) #
                  -2

                  Скажи в чем? В том, что богословы 8-9 веков видя, что государство каким оно должно быть не построить. Решили придумать персонажа, который в будущем придет и построит его, а пока надо терпеть. Так?

                  • (16.03.2014 23:01) #
                    1

                    Почему только "так"? Это всего лишь твоя гипотеза, не подкрепленная свидетельствами. Где доказательства, что Пророк Мухаммад(САС) НЕ говорил этого?

                    Наверняка ты принимаешь к руководству в своей жизни из менее заслуживающих доверия источников то, чего нет в Коране, но что, по твоему мнению, не противоречит ему?

                    А благо, навскидку, хотя бы в том, что мусульмане не скажут ему: нас не предупредил о тебе Аллах и Его Посланник.

                • (16.03.2014 22:41) #
                  0

                  Вот глава из книги, где говорится об антихристе.
                  http://iknigi.net/avtor-zhak-le-goff/3253-civilizaciya-srednevekovogo-zapada-zhak-le-goff/read/page-15.html#sel=

        • (16.03.2014 22:02) #
          2

          Мансур, признаков Судного дня, описанных в хадисах, около 150. Про Даджаля (Антихриста) есть десятки хадисов. В некоторых хадисах даже указывается место, откуда он - город Исфаган, провинция Хорасан, страна Иран. И указывается состав его гвардии (войска) - 70 тысяч исфаганских иудеев в зеленых персидских плащах и с украшенными мечами.
          Ты что же, отбрасываешь хадисы?

          • (16.03.2014 22:32) #
            -1

            Да, надо признать, что определенные хадисы взяты из других религий, а также вымышлены самими мусульманами.

            • (16.03.2014 22:36) #
              0

              Мансур, мы знаем, что есть ложные хадисы, т.е. придуманные, есть слабые, и есть достоверные (сахих). Ты полагаешь, что сахих хадисы о Даджале тоже вымышлены самими мусульманами? Астагафируллах.

  2. (15.03.2014 21:21) #
    2

    Время правления Ислама, образование было на высшим уровне, об этом говорит первый университет в мире в Багдаде! Нет религиозных и светских знаний это придумали люди, чтобы разделить мысли человека! Всевышний дал нам все знания, ученым Ислама не мешала религиозность, чтобы делать научные открытия! Посмотрите фильм о золотом веке в Исламе и вы увидите какие достижения были у мусульман! По воле Аллаха!