Теме традиционных образовательных систем народов Кавказа, Поволжья и Центральной Азии был посвящен недавний Круглый стол, организованный Центром изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН совместно с Фондом поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир».
Встречу открыл руководитель Центра Аликбер АЛИКБЕРОВ, отметив, что среди целей встречи не только обсуждение образовательных систем и традиций народов данных регионов в прошлом, но и выявление того, какое влияние они оказывают на современность.
Руслан Курбанов и Аликбер Аликберов |
Далее, Аликбер Аликберова предложил ограничить исторические рамки дискуссии периодом от средних веков до начала социалистической модернизации общественной жизни народов этих регионов.
«Применительно к этому историческому периоду мы можем говорить только о религиозной системе образования народов региона, - отметил ученый, - Поскольку в этот период вся общественная жизнь народов региона, включая и сложившиеся системы образования, регулировалась в основном религиозными институтами и религиозными принципами».
Старший научный сотрудник Центра Руслан КУРБАНОВ заметил, что описывая особенности образовательных традиций народов Кавказа, Урало-Поволжья и Центральной Азии, необходимо помнить, что в древности собственно образовательная сфера в данных обществах только зарождалась.
«А сам процесс образования оказывался вплетенным в культуру религиозную, мифологическую, художественную и т.п. и зачастую не выступал как самостоятельная сфера деятельности», - отметил эксперт.
С его слов, в древности «образовывание» народов региона шло неформальным, естественным путем – через включенность человека в фамильно-родовые структуры и путем формирования их мировоззрения, религиозного мировоззрения, политического и социального сознания и поведения.
При этом, со слов Аликбера Аликберова, касаясь образовательной традиции народов данных регионов, приходится говорить исключительно о мусульманской системе образования.
«И в рамках данной образовательной традиции в этих регионах складывались образовательные структуры – примечетские медресе, мактабы, медресе университетского типа…», - отметил он.
Ахмет Ярлыкапов |
Говоря об эффективности той системы образования, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет ЯРЛЫКАПОВ подчеркнул, что до революции в татарской среде наблюдался весьма высокий уровень традиционного образования.
«Это сказывалось на том, что татарское сообщество в Российской империи было наиболее успешной и динамично развивающейся частью общероссийской мусульманской уммы», - отметил эксперт. С его слов, нам стоило бы учиться на этом опыте, особенно в свете новых вызовов, перед которым мы стоим.
А старший научный сотрудник Центра Владимир БОБРОВНИКОВ напомнил, что в Дагестане еще со средних веков была развита плотная сеть медресе и мактабов. Уровень образования и научной в Дагестане того периода был таков, что в арабоязычной литературе его называли не иначе, как «морем наук» (араб. бахр аль-‘улюм).
Далее Аликбер Аликберова отметил, что после нескольких десятилетий атеистического периода, рассматриваемые регионы сегодня переживают бурное возрождение мусульманских образовательных систем именно в их традиционном виде. Однако, с его слов, сегодняшний уровень образования оставляет желать лучшего.
«Наряду с этим в указанных регионах идут параллельные процессы, связанные с попытками новых мусульманских общин переформатировать традиционные для народов этих регионов системы образования», - добавил эксперт.
Старший научный сотрудник Центра Владимир Бобровников в продолжение темы коснулся современных тенденций «возрождения» исламской системы образования в Дагестане.
Он отметил беспрецедентный рост религиозных исламских институтов в республике и остановился на причинах столь стремительного возвращения части дагестанского общества к религиозным основам.
Коснулся Бобровников и проблем в сфере подготовки кадров мусульманской духовной элиты. С его слов, сегодня всему кавказскому региону резко не хватает образованных имамов и преподавателей.
Он процитировал замечание современного дагестанского историка-исламоведа Амри ШИХСАИДОВА о том, что исламские вузы начала XXI в. лишь тень от знаменитых медресе XVIII в.
Старший научный сотрудник Центра Азиз НИЯЗИ касаемо низкого уровня мусульманского образования в Средней Азии отметил, оно до сих пор сохраняет архаичные черты.
«Обучающиеся в рамках традиционных мусульманских образовательных систем до сих пор зазубривают религиозные тексты, вместо того, чтобы осмысливать их, - отметил он, - Ведь «зубрят» они именно тексты, требующие рационального осмысления».
Аликбер Аликберова в продолжение поднятой темы заметил, что в России сегодня проблему острой нехватки специалистов должного уровня в сфере исламского образования, нехватки качественных учебников пытаются решить через введение теологии как дисциплины в светские университеты.
Однако, ученый отметил бесперспективность такого пути решения проблемы. Поскольку в России, в отличие от западных стран, сложилась другая модель соотношения и взаимодействия светской и религиозной систем образования.
Отметил он и существующую в стране проблему противостояния религиозного и светского в сфере науки и образования, а также проблему неприятия религиозными деятелями позиций немусульманских специалистов и ученых-востоковедов.
В развитие темы Аликберова отметил также и попытки федеральных и региональных министерств внедрить в мусульманское образовательное поле более высокие стандарты качества.
Сослался он и на Указ Президента России Владимира Путина 2004 года, который вменял в обязанность Министерству образования России помочь мусульманским учреждениям в формировании образовательных стандартов и институтов, соответствующих всем современным требованиям.
Аликберова также упомянул напряженную деятельность Совета по исламскому образованию, стремящегося выработать единый стандарт исламского образования в нашей стране. А также деятельности Фонда поддержки исламской науки, культуры и образования.
Касаясь деятельности упомянутого Фонда, Руслан КУРБАНОВ особо отметил инициативу данной структуры по разработке Концепции духовного и гражданско-правового воспитания мусульманской молодежи и подготовки кадрового резерва мусульманского духовенства России, которая осуществлялась по заказу Департамента по взаимодействию с религиозными организациями АП РФ.
Многие из положений и идей данной Концепции сегодня используются в организации деятельности Духовных управлений России, Международной исламской миссии и самого Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.
Старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет ЯРЛЫКАПОВ добавил: «Интеграция в глобализирующийся мир требует соответствия новым стандартам образования, в ходе чего жизненно необходимо сохранять баланс – будучи верными своим образовательным традициям, не бояться экспериментировать, вбирать новое и добиваться успеха», - резюмировал ученый.
По итогам Круглого стола его участники пришли к выводу о том, что преодолевать эти сложившиеся проблемы сложно. А ждать, пока данные образовательные институты перестроятся и разовьются только за счет внутренних ресурсов, придется неимоверно долго.
По мнению участников дискуссии, более оптимальной моделью представляется развитие практики, в рамках которой к развитию мусульманских образовательных структур привлекаются внешние специалисты.
Это могут быть светские ученые и специалисты по языку, по истории, по политологии и т.д. При том, что руководителем образовательного процесс или проекта будет оставаться представитель мусульманской среды.
Отметили участники и такой немаловажный аспект, что российские мусульмане уже представляют собой более развитое и образованное сообщество, нежели сообщества верующих мусульман в странах Ближнего Востока. Кроме того, из всех крупных держав Востока со значительным мусульманским населением Россия является самой западной страной.
Оттого, если бы российские мусульмане смогли в короткие сроки организовать на новом качественном уровне образовательный процесс, их успехи и достижения привлекли бы внимание и интерес зарубежных мусульман.
Участники дискуссии отметили, что, несмотря на активные попытки государственных структур помочь мусульманам в модернизации системы образования, нельзя забывать и о роли самого общества в поддержке мусульманских образовательных проектов.
По общему мнению специалистов Центра, гражданские структуры российского общества вполне могут и должны принимать участие в развитии сегмента религиозного образования.
Кроме того, сами религиозные структуры должны научиться управлять своими активами и ресурсами, а также изыскивать новые средства под новые амбициозные образовательные проекты.