В России запрещена деятельность так называемой организации «Нурджулар». Силовые ведомства связывают ее с читателями книг одного из крупнейших исламских богословов XX в. Саида Нурси. Между тем, многие видные специалисты категорически оспаривают само существование такой структуры и отмечают крайне актуальный сегодня позитивный характер книг «Рисале-и Нур».
А что по этому поводу говорят ученики Саида Нурси? К сожалению, в СМИ их позиция практически не представлена. Вот выдержка из интервью Мустафы Сунгура (1929 – 2012), входящего в число самых авторитетных последователей автора «Рисале-и Нур»:
«Во-первых, такое общество или организация под названием «Нурджулар» не существует, и я себя к этому обществу никоим образом не отношу.
Я отношусь к великому и светлому, святому и божественному исламскому обществу, основанному гордостью всей Вселенной Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха), который дал всему человечеству радостную весть о Вечном счастье и благополучии. И эта организация существует на протяжении четырнадцати веков и имеет более полутора миллиарда своих последователей. Хвала Аллаху, я вознамерился всеми своими силами подчиниться священным предписаниям Ислама.
Что же касается того, что быть учеником книг «Рисале-и Нур», то это произведение является одним из Чудес Корана, обучившим меня моим религиозным обязанностям и ответственности по отношению к вере, давшим мне разъяснение о величии Ислама и святости религии, который является средством достижения счастья для всего человечества.
Также «Рисале-и Нур» помог мне понять, что Священный Коран действительно является божественным повелением Величественного Творца. Коран является Книгой от Создателя всего сущего, Всезнающего, Вездесущего и над всем Взирающего. Все творения, начиная с частиц, заканчивая звездами и солнцем, находятся под Его извечным правлением; под его божественным повелением находятся все события Вселенной и это демонстрирует чудо Его деяний.
Благодаря «Рисале-и Нур» я также осознал, что Священный Коран, являющийся извечной речью Всевышнего – является чудом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который пришел Благой вестью роду человеческому о Вечном счастье.
А также, посредством «Рисале-и Нур» я понял великую пророческую миссию Пророка Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Я понял, что он был послан со стороны Творца мироздания, и он является Любимцем Всевышнего Аллаха, и он стал причиной сотворения Вселенной; а также Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) показал своим нравом, что он является самым совершенным из всех людей, и самым преданным и благородным человеком. И посредством принесенного им Света Ислама я понял, что он является самым великим благовестником для всего человечества, дарящим самое святое утешение о существовании вечности.
А также «Рисале-и Нур» своими удивительными аргументами и яркими доводами решительно и несомненно доказал, что Вечный мир, Рай и Ад существуют.
Исходя из того, что «Рисале-и Нур» относится к Священному Корану, являясь его особым толкованием, можно узреть его связь с величественным – Троном Всевышнего Аллаха.
Что касается неправильного мнения о «Рисале-и Нур», что, мол, он направлен против государства, то это абсолютное заблуждение. На самом деле книги «Рисале-и Нур» дают уроки о божественных истинах, исламских законах и коранических тайнах.
Очень занимательно и интересно читать возвышенный тафсир – толкование Священного Корана – «Рисале-и Нур», дающий убедительный урок о божественной мудрости сотворения мира.
Разве изучение такого тафсира является преступлением? Что здесь может быть против государства?
И считаться учеником великого Бадиуззамана Саида Нурси (1873-1960), наделенного высокой нравственностью и добродетелью, находящегося на вершине человеческого совершенства и на высшей степени веры, всемирно признанным исламским богословом, автором благословенных и величественных произведений «Рисале-и Нур», разве это преступление?
Проявляя братство на пути веры и Корана читатели «Рисале-и Нур» добром и правдивостью, своей несокрушимой верой и убежденностью оберегают и возвышают честь Ислама и истины Корана, не преследуя при этом никаких политических и иных мирских целей. Разве все это является созданием какого-то общества или организации?
Разве чистая и справедливая совесть может это считать преступлением?
Наделенный обязанностью быть автором «Рисале-и Нур», наш устаз (наставник) Бадиуззамана Саида Нурси, идя по пути Корана, противостоял разнообразным затруднениям и проблемам. Распространяя истины Корана, и особенно стараясь спасти детей благословенного народа Турции от ужасных атак различного рода безбожников, свидетельством свой чистой и безупречной жизни он показал, что был наделен священной обязанностью служения вере.
Он не давал нам уроки безнравственности и аморальности. Он дал нам урок спасения верой, который является в этом мире самым важным вопросом и самой великой проблемой рода человеческого. Его старания на протяжении этих двадцати пяти-тридцати лет посредством «Рисале-и Нур» были направлены на спасение веры сотен тысяч верующих, и особенно таких, как я бедняг, не осведомленных об Исламе; а также его уроки веры являются, конечно же, и, несомненно, для нас божественным благословением.
Людям, отрицающим его святое служение вере и его религиозную службу, поступающим, таким образом, противоположно всей истине и справедливости, и воспринимающим его вредоносным общественной жизни, мы скажем:
«Если посредством веры быть связанным с Аллахом и исполняя религиозные предписания, стараться спасать людей от ужасных бедствий, коим является безнравственность и неверие, и давать истинные научные уроки Ислама, является преступлением, то тогда можно сказать, что для общественной жизни он является вредоносным. Иначе же это будет являться самой большой клеветой и абсолютно непростительным преступлением.
Целью «Рисале-и Нур» является не этот мир, а довольство Извечного и Вечного Милосердного обладателя Величия (Господа миров – Аллаха), перед Которым все изящества огромного Рая являются всего лишь неким сиянием Его любви, а все вечное счастье и находящиеся в этом мире красоты, являются всего лишь отражением Его красоты. Поскольку имеются такие вот Божественные, святые и весьма возвышенные цели, то мы тысячи раз очищаем «Рисале-и Нур» от грязных, греховных и бессмысленных тленных явлений, наподобие подстрекательства народа против государства.
И мы прибегаем к защите Аллаха от всех тех, кто препятствует нашему просвещению в религиозных науках, не желает нашего старания в вопросах веры, и пытается такими вот клеветническими способами нас очернить».
Если же читать и изучать «Рисале-и Нур»,
- который подтвержден твердыми доводами ученых о том, что он является великим Кораническим чудом и его светлым научным толкованием;
- и, конечно, же «Рисале-и Нур» не преследует никаких иных целей, кроме довольства Всевышнего;
- и несомненно, что «Рисале-и Нур» учит добру, терпению и самой возвышенной любви к Богу и Его созданиям;
- и если изучать вместе с верующим братьям эти книги, разъясняющие истины веры и высокой нравственности, является преступлением;
- и если объединение на пути Священного Корана, веры и любви к Всевышнему Аллаху, на пути братства всех верующих, являющегося духовной связью и исходящего из священных религиозных повелений, поддерживать религиозное братство по пути к вечной жизни является созданием коллектива;
то в таком случае быть представителем такого вот возвышенного высоконравственного коллектива для меня является большим счастьем. И это счастье превыше всех мирских наград и орденов. Пусть будет безграничная благодарность Всевышнему Аллаху за то, что такому бедняге, как я, довелось удостоиться большой милости являться учеником «Рисале-и Нур», дающему возможность обрести такое вот счастье и удачу».
(Из книги «Шуалар», Турция, Стамбул, издательство «Сёзлер», перевод Алишера Саидова).
В 2009 году Мустафа Сунгур побывал в Москве, где дал высокую оценку усилиям по сближению РФ с мусульманскими странами. В дни международной конференции «Россия и Исламский мир» ему исполнилось 80 лет. В 2012 году в последний путь его проводили тысячи людей, в том числе первые лица турецкого государства.
Книги выдающегося теолога Саиду Нурси в конце 2014 года специальным законом взяты в Турции под государственную защиту. Решение опубликовано в Официальной турецкой газете и подписано президентом Реджепом Эрдоганом, премьер-министром Ахметом Давутоглу и другими членами Совета министров Турецкой Республики. Нурси внесен тем самым в ряд выдающихся имен Турции за всю ее историю, наряду, с Джалаладином Руми.
Цель принятого решения состоит в защите наследия Саида Нурси от искажений. В соответствии с ним, все права на печатание и распространение книг богослова переходят государственному Управлению по делам религии Турции (Диянет). То, в свою очередь, с условием соответствия оригиналу сможет предоставлять права на публикацию книг Саида Нурси заинтересованным издательствам.
Сейчас начата работа по защите переводов Нурси. Планируется выбрать лучшие из них и придать им государственный статус.
В России несколько переводов трудов богослова попали под запрет. Но в большинстве стран СНГ ситуация прямо противоположная. В Белоруссии, Молдове, на Украине, в странах Балтии, Азербайджане и др. труды Нурси вызывают большой интерес у широкой читательской аудитории и в академической среде.
Нравственный, просветительский, антиэкстремистский посыл трудов Нурси подчеркивают многие ученые и религиозные деятели. Так, они получили высокую оценку в Ватикане. Темы из сочинений «Рисале-и Нур» успешно преподаются во многих авторитетных исламских университетах и колледжах не только в мусульманских странах, но и в США, Германии, Англии, Франции, Японии и т. д.
Имеются многочисленные официальные отзывы, рецензии, экспертизы, заявления, статьи ведущих современных ученых в области религии, где подробно доказаны, что книги «Рисале-и Нур» далеки от экстремизма и фанатизма, что они призывают к вере, терпимости и добрососедству.
Рамиль Салимзянов (Ульяновск)