Активность мусульманина на фоне Европы, Корана и Сунны

«Ислам – религия невежд и лентяев», «исламский мир безнадежно отстал из-за своей пассивности и неумения работать», «мусульмане не способны к созидательному и творческому труду» - эти и другие комментарии недругов Ислама для многих мусульман звучат как приговор. Действительно, на фоне невероятного прорыва западного мира им кажется, что мусульманский мир приговорен вечно пребывать в спячке. Однако Коран, Сунна и история мусульман учат нас обратному.

Пробуждение европейской активности

Секрет западного процветания и головокружительного прогресса прост. На каком-то этапе истории темному и невежественному европейцу объяснили, что Бог любит успешных людей и хочет, чтобы Его рабы трудились, творили, дерзали, открывали новые горизонты, зарабатывали деньги и кормили свои семьи.

До этого над умами и душами европейцев властвовала всесильная католическая церковь, которая подавляла человеческий порыв, физическую энергию, жажду общественной, политической, предпринимательской, интеллектуальной активности. Это были довольно мрачные и невежественные времена для Европы, когда она фанатично охотилась на ведьм, уничтожала любые ростки независимой рациональной и научной мысли, сжигала книги и дерзновенных ученых, покусившихся на авторитет церкви.

Однако даже такой тотальный контроль над обществом, который осуществляла всесильная католическая церковь, не мог длиться вечно. На самом же европейском материке возникло новое движение христианского реформизма, представленное протестантизмом, лютеранством и кальвинизмом.

Христианское реформаторство подорвало господство косного и догматичного католицизма и утвердило в Европе новые идеи, такие как культ предприимчивости и трудолюбия, жажду научного поиска и рационального осмысления действительности, а самое главное – превращение общественной и гражданской активности в нравственный долг христианина.

Мартин Лютер – основатель немецкого протестантизма (лютеранства) сформулировал эти положения в следующих словах: «Если ты видишь, что не хватает палачей, стражников, судей, господ или правителей, а ты сочтешь себя способным к этому занятию, то предложи свои услуги и займись этим...». «Стражники, палачи, адвокаты», считал Лютер, могут совмещать свое занятие и свои религиозные убеждения, могут быть христианами, поскольку «власть и меч – служба Божья».

Другой видный реформатор Жан Кальвин, основатель кальвинизма, проповедовал, что в сотворенном мире человек имеет некоторую свободу, которая позволяет ему найти свое место в жизни, свое «призвание», ради чего он был создан Богом. По Кальвину в этом «призвании» человек полнее всего мог воплотить Божий замысел, с которым Творец дал ему жизнь.

Согласно его концепции, среда обитания и способность обустраивать ее даны людям от Бога. Следовательно, чем добросовестнее человек трудится и вообще выполняет предписанные Богом мирские обязанности, тем точнее он реализует свое «призвание». И хотя окончательная судьба остается христианину неведомой, но добытое упорным трудом жизненное благополучие толкуется как «знамение» возможной предызбранности к спасению.

Таким образом, реформаторские течения христианства заменили прежнюю католическую монашескую отрешенность, бегство от мира в молебны и покаяния строгой нравственной дисциплиной в обычной повседневной жизни и трудовым усердием. В итоге, в протестантстве вся жизнь верующего христианина превратилась в выполнение священного долга «во славу Божию».

Протестантизм, вырвав человека из цепких костлявых лап средневекового, догматичного католицизма, подготовил идеологическую почву для мощнейшего взрыва социальной активности европейцев. Всплеск активности был такой силы, что в течение нескольких столетий Европа осуществила свою знаменитую Реформацию.

За короткий исторический период Европа перехватила у Халифата лидерство в науке и военной технике, открыла эпоху Великих географических открытий и подготовила почву к зарождению капиталистических отношений. Именно этому мощнейшему импульсу, заданному западному обществу христианской реформацией, посвящена книга известнейшего социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

Понимание активности в Исламе

Но опять-таки, рассматривая тот исторический, интеллектуальный, культурный фон, который подготавливал европейскую Реформацию, очевидно следующее. Европе просто неоткуда было взять все эти идеи о социальной активности верующего, о довольстве Господа Своими рабами, усердствующими во всех сферах человеческой жизни, и о рассмотрении обычного человеческого труда, как поклонения, кроме как из Ислама.

На самом деле, многовековое соседство мусульман Андалусии и Магриба с отсталой Европой не прошло для последней бесследно. Европа, изнывающая под гнетом католического духовенства, связанная по рукам и ногам нелепыми и бессмысленными запретами и утверждениями о греховности научного познания, пытливости ума, интереса к политике, видела, что Ислам, наоборот, приветствует всю эту активность.

В Исламе усердие, активность, работа и труд, при их соответствии Шариату, всегда рассматривались, как акт поклонения. Ислам с первого же дня своего появления был религией действия. Он призывал мусульман напряженно работать на собственное и общественное благо.

Аллах прямо сказал об этом Своим рабам в Своей Книге: «Скажи: «Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали» (Коран, 9:105)

Стоит вспомнить хотя бы хадис, в котором Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит: «Если кто-то из вас застанет наступление Судного Дня с саженцем в руках, пусть он непременно посадит его». Данный приказ Пророка (мир ему и благословение) поистине удивителен.

Многие сегодняшние имамы и ученые, если бы узнали о приближении Судного Дня, призвали бы мусульман бросить все дела, устремиться в мечети и усердно молиться о прощении грехов. Однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение), говоря о таком невероятно критическом, пороговом, конечном моменте, как наступление Судного Дня, говорит совершенно о другом – о должном завершении начатого мирского дела.

А что уж говорить об усердии верующих в обычной жизни. Таким образом, Аллах и Его Пророк (мир ему и благословение) за столетия до европейского всплеска социальной активности подчеркнули высокую ценность деятельности и активности верующих.

При этом Ислам утверждает, что активность человека должна осуществляться и предприниматься вне зависимости от того, увидит он результаты своей деятельности, или нет. Мусульмане работают и усердствуют не столько для того, чтобы увидеть результаты своих трудов в этом мире. Их конечная цель – довольство Аллаха, успех и спасение в мире будущем.

Критерии активности мусульманина

Сообразно исламским предписаниям и примеру жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) существует ряд пунктов, которым должно соответствовать усердие и труд мусульманина, чтобы они были приняты Аллахом.

Во-первых, Ислам подчеркивает важность постоянной активности и усердия верующих. Верующие люди – это те, которые работают, работают усердно и доводят свою работу до конца.

Во-вторых, данная работа и активность должны совершаться с постоянным осознанием, что они совершаются ради Аллаха, с надеждой на Его милость и убежденностью в том, что все результаты трудов мусульман предстанут перед ними в День Суда.

В-третьих, в Исламе не существует противопоставления или резкого разделения между религиозной и мирской активностью и усердием. Все усердие мусульманина, будь то молитва в мечети, или строительство собственного дома, считается усердием на пути Аллаха, праведным деянием и поклонением. Таким образом, к исламской активности относятся все сферы жизни верующего мусульманина – обряды поклонения, экономическая, предпринимательская, учебная, политическая, благотворительная активность и т.д.

В-четвертых, данное усердие, активность и работа мусульманина должны соответствовать Исламу, считаться дозволенными и поощряемыми с точки зрения Шариата. То есть они должны соответствовать Слову Аллаха и примеру жизни Его Пророка (мир ему и благословение). Каждое дело мусульманина в своей основе должно преследовать или цель умножения благого, или устранения зла, несправедливости и угнетения.

В-пятых, в своей активности и в своих действиях мусульманину следует придерживаться существующих приоритетов. Как известно, в Исламе все дозволенные и предписываемые деяния подразделяются на обязательные (фард), рекомендуемые (мустахабб) и дозволенные (мубах). Мусульманину нельзя игнорировать обязательные дела под предлогом, что он занят рекомендуемыми или дозволенными делами.

В-шестых, всю свою активность мусульманин должен осуществлять с большой искренностью, стремясь к наилучшему результату, привлекая необходимые знания, проявляя мудрость и настойчивость. Поскольку Аллах обещал тем, кто усердствует с искренностью, глубокой верой и надеждой на Его милость, что Он дарует им успех в этом мире и в будущем:

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность» (Коран, 24:55).



комментариев