Аферисты облюбовали халяльный рынок

«Голодные» годы

Всем известно, что рынок халяль не появился в одночасье. Мы хорошо помним те времена, когда мы упорно месяцами отказывались от мясных блюд, выбирали исключительно рыбу, а мясо могли позволить только по особым случаям, когда знакомые забивали барашка или курицу, либо привозили мясо из деревни. В то же время мы помним, как многие наши знакомые единоверцы удовлетворялись оправдательным предлогом "когда нет халяль, можно есть все", будто отсутствие мяса в ежедневном рационе приведет их к голодной смерти.

В некоторых отдаленных регионах Сибири и Дальнего востока халяль колбаса – это до сих пор редкий деликатес, привозимый исключительно по спец. заказу из Москвы или Казани.

Рост популярности и появление сертификации

Прошли годы. Открывались лавки у мечетей. Затем на рынках. Далее магазинчики в отдельных районах города, и, наконец, халяль появился на прилавках супермаркетов. Халяль стал популярным, и уже почти знаменитым!

Появилась проблема другого толка. Как отличить реальный халяль от подделки? Предвидя эту ситуацию, еще в 2002 в Совете муфтиев России был поставлен вопрос о необходимости в условиях мегаполисов и промышленного производства разработки стандарта халяль, а также – о процедуре сертификации.

В результате появилась маркировка, обозначавшая успешное прохождение процедуры сертификации продукции компании (впоследствии – и отдельных видов услуг) на предмет соответствия нормам ислама (фото).

Проблема решена. Теперь настоящий (проверенный) халяль от поддельного или, по крайней мере, «самозваного» можно отличить по маркировке. Там, где есть маркировка, продукция проверена экспертами-технологами.

«Лихие» изобретатели

Но недолго царило спокойствие на рынке. Предприимчивые горе-производители стали изобретать. А точнее - попросту копировать. Знакомую и закрепившуюся на рынке маркировку. А вдруг прокатит? Зачем утруждать себя прохождением процесса сертификации? Проще просто поставить маркировку. В Москве де не узнают. А чтобы совсем подозрений никаких не было, мы изменим название «Совет муфтиев» на свой «родной» ДУМ, и пусть кто-то что-то скажет. Впрочем, можно и ничего не менять, авось и так скушают (фото).

Но! И это следовало ожидать. Потребитель тоже не спит. Он уже знает, что маркировка – это отражение длительного процесса, сопровождающегося наличием сертификата и внесением в реестр. Если есть маркировка, значит, должны быть и другие составляющие процесса. Тут обвести вокруг пальца не так просто. В реестр, особенно на официальном сайте1, не влезешь.

Соперничество между странами

Известно, что мусульманская умма России, несмотря на долгие годы изоляции от мирового мусульманского сообщества и факт уничтожения огромного пласта исламского наследия, тем не менее, быстро и независимо от других осознала важность развития сферы «халяль», ведь питание дозволенным – один из важнейших критериев веры, взаимодействия человека со Всевышним.

С усилением процесса глобализации и расширением транснациональных компаний, практически параллельно во многих странах мирах вопрос халяль-сертификации получил широкое внимание и развитие, наметились региональные центры развития халяль-индустрии.

С 2007 года специалисты Совета муфтиев России, Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» стали активно выходить на международный уровень. К удивлению многих зарубежных коллег, российские мусульмане не только приехали со своим разработанным стандартом, но и отстаивают свою политику в отношении развития рынка халяль в нашей стране. Не исключено, что данная независимая позиция побудила отдельные страны и организации считаться с российскими мусульманами, выступать на равных с органом, ведающим вопросами халяль-сертификации и стандартизации.

Тем не менее, в целом на международном уровне остается открытым вопрос о главенствующем центре и до сих пор отсутствует единый признанный во всем мире стандарт «халяль», хотя отдельные попытки объединиться в этом вопросе присутствуют. Но помимо членских сборов, проведения конференций и технических сессий, значимых результатов в гармонизации международного рынка пока не было достигнуто. Самое время появиться новым мошенникам.

Казанские Бендеровцы2

Все ранее перечисленные случаи мошенничества – это лишь детские шалости по сравнению с действительно крупной аферой международного масштаба.

На рынке халяль возник новый переполох, уже международного уровня. В марте 2013 года на одной из официальных встреч представителей Совета муфтиев России в посольстве мусульманской страны в ходе беседы дипломаты поинтересовались относительно письма, которое поступило в их адрес. Письмо говорило о некоем мероприятии в Санкт-Петербурге, куда приглашались представители посольства. Под письмом красовался логотип Совета муфтиев России в виде печати. Хотя, если присмотреться, кое-какие элементы логотипа имели отличия, которые неопытный читатель не разберет. (фото)

Каково же было удивление дипломатов, когда они узнали, что подписанты письма не имеют ничего общего с Советом муфтиев России и Международным центром стандартизации и сертификации халяль СМР.

Как оказалось, письмо принадлежит некому Д.С., давно уволенному сотруднику Комитета халяль ДУМ Татарстана, который далее выступал под именем иранской организации ICRIC, работающей при ТПП Ирана (без должного на то разрешения), ну и когда ICRIC официально пригрозил судом, перешел на новую тактику.

Иранская рокировка

Сама история с появлением ICRIC в России окутана множеством интересных и неоднозначно трактуемых событий. Еще в 2011 году представитель ИКРИК впервые посетил Россию, даже принял участие в работе Халяль Экспо 2011, проходившей в Крокус-ЭКСПО. Эксперты Совета муфтиев России наметили с иранскими коллегами определенный план развития отношений.

Однако вопреки всем договоренностям, представители организации стали двигаться по России своим путем: основали совместно с гражданином Д.С. при участии гражданина Р.А., арабских корней, свое представительство в г. Казани и стали рассылать письма компаниям-производителям «халяль», что лишь они имеют право проводить сертификацию производства продукции «халяль», с целью выхода на зарубежные рынки, и только их «супер международный сертификат» позволит производителю экспортировать продукцию халяль на зарубежные рынки. И что это право им дано чуть ли не самой авторитетной организацией в исламском мире – Организацией исламского сотрудничества.

Согласно документальным данным, официальный запрос, направленный в ОИС, внес коррективы: никакая организация в мире не уполномочена единолично заниматься сертификацией «халяль» для экспорта в исламские страны. Дальше – больше. В начале 2013 года Совет муфтиев России посетила вновь делегация ICRIC, уже в сопровождении дипломатов из Посольства Ирана. На встрече выяснилось, что никаких полномочий или распоряжений на создание представительств и филиалов в России не давалось. А организация из г. Казани, действующая под их маркой, действует неправомерно, используя логотип организации, о чем свидетельствует приведенная выдержка из письма руководителя ICRIC.

Таким образом, нашим «остаповцам», пришлось сменить тактику.

Всем халяльщикам халяльщики

Тактика новоявленных Остапов Бендеров устремлялась далеко за пределы России. Оно и понятно: кто будет всерьез воспринимать людей, которые запятнали свою репутацию и имеют судебные иски? К тому же, система сертификации «халяль» в России выстроена на братских и партнерских началах, так что преобладает принцип доверия и все крупные производители знают друг друга, основных экспертов-технологов стандарта халяль и иных участников рынка «халяль» лично. Легче в таких неблагоприятных условиях поработать с иностранцами.

Далеко ходить не стали. Было выбрано «безобидное» название: «Всероссийский центр сертификации халяль». Для пущей важности были изготовлены даже визитные карточки (фото), где поставлены были уже два логотипа: СМР и Комитета халяль ДУМ Татарстана. Собственно, лишь эти два логотипа и известны на российском и зарубежных рынках, в отношении нашей страны. Бендеровцы, по всей видимости, заявили доверчивым братьям из-за рубежа, что эти организации работают не как иначе, как под их, Бендеровским началом.

Визитная карточка бендеровцев лого МЦСС «Халяль» СМР Лого Комитета «Халяль» ДУМ РТ

Таким образом, показывая почти любой российский продукт с официальной маркировкой халяль, предприимчивые ребята из Казани могут смело называть их "нашими" продуктами.

Однако не прошло много времени, как в Совет муфтиев России стали поступать запросы с разных концов света. В одном из таких писем, из Германии, говорится: «Нам очень приятно было получить от вас приглашение, адресованное мистеру Dr. Ali Fanous. Мы также получили приглашение от господина R… Sh… (директор центра по международному сотрудничеству халяль –сертификации России). Есть ли какая-либо взаимосвязь между двумя организациями «Центр халяль-сертификации России» и «Советом муфтиев России»? Эти две организации работают вместе или по отдельности? Ждем вашего ответа.»

Не исключено, что в ближайшее время тактика аферистов может принять новую форму (а с ней и название, лого, сайт), только вот что ожидается в итоге? Хвала Аллаху, российские мусульмане не лишены зрения и разума, события последних лет позволили отличить искренность от корысти. Какие бы цели не ставили перед собою наши «бендеровцы», бесспорно одно: каждая душа обретает лишь то, к чему стремится. Кто стремится к обману и наживе – обманывается сам, а его ризк лишается блага.

Мусульманской умме России же остается только поблагодарить остаповцев за воспитание бдительности и пожелать им верного пути.

Советы потребителям

А что касается потребителей, то можно составить для них следующие рекомендации:

1. Зрите в корень. Всегда старайтесь четко понимать, кто именно продает вам товар. Кто изначальный производитель, какая у него репутация.

2. Доверяйте, но проверяйте. Имейте ввиду, что знак маркировки "халяль" всегда должен подразумевать наличие сертификата, выданного на именно ту компанию, которая указана на упаковке, и данное наименование должно быть в реестре компаний на сайте3. В Священном Коране говорится: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (49:6).

3. Проявите заботу о других. Не забывайте сообщить о сомнительных случаях, либо о случаях нарушения в соответствующие органы: Международный центр стандартизации и сертификации «халяль», тел. 8(495) 688-95-09, эл. адрес:halal.smr@gmail.com, muslimeco@gmail.com

4. Знайте, с кем имеете дело. Вполне возможно дальнейшее отпочкование и смена боевой окраски остаповцев. Помните, если кто-то пытается очень тщательно вас в чем-то убедить, либо с упорством говорит о недостатках других, это лишь подчеркивает собственную неуверенность и ущербность, ведь, согласно хадису Пророка (да пребудет над ним Божье благословение), «Благочестие есть благонравие. А греховность – это то, что шевелится у тебя в груди, и ты не хочешь, чтобы об этом узнали люди».

1 Например, по данной ссылке приведен реестр сертифицированных предприятий Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль», действующего при Совете муфтиев России: http://www.halalcenter.org/ru/contacts/53-2011-01-15-13-14-25.html
2 Остап Бендер – ключевой персонаж произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».
3 http://www.halalcenter.org/ раздел «Реестр сертифицированных предприятий».


2 комментариев


  1. (07.06.2013 17:27) #
    1

    Полезная статья! Рахмат редактору. Мошенникам гореть в аду! Всевышнего не обманешь! За реестр предприятий http://www.halalcenter.org/ru/contacts/53-2011-01-15-13-14-25.html - отдельное спасибо!!!

  2. (10.06.2013 10:05) #
    1

    ДИНАР САДЫКОВ его зовут, что уж замазывать имя? Он незаконно использует логотипы сертификационных центров.