Ассиметричный ответ. Москва должна поддержать стремление арабского мира к свободе и справедливости

Ситуация, складывающаяся в арабских странах, при всей их неоднозначности открывает России возможность для геополитического, геоэкономического и, в целом, геостратегического асимметричного ответа на давление Запада. Прямое участие Франции при согласии США в провоцировании военного выступления против властей Ливии, поддержка военного переворота в Египте, давление на происламские силы в Тунисе и других странах заставляет многие влиятельные силы искать новых союзников, даже там, где раньше даже не обсуждалось.

Процесс оттеснения от власти сил, поднятых Арабской весной, идет повсеместно. Реакцию финансируют ОАЭ и Саудовская Аравия при полной поддержке США и консолидированного Запада.

На «Братьев-мусульман», как на одну из ведущих, стержневых реформистских и революционных сил, обрушились репрессии почти во всех арабских странах. В тюрьмы сажают не только лидеров. Доходит до увольнений с работы простых людей всего лишь из-за подозрения в симпатиях к организации. Политические структуры «ихванов» ликвидируют, не допускают их и поддерживаемых ими независимых кандидатов до выборов.

С другой стороны, недовольство и требования реформ «заливают» деньгами. Благодаря огромным финансовым возможностям, в коррупционные схемы пытаются вовлечь всех, кто мог бы хотя бы потенциально выступить с критикой происходящего и протестом.

Арабская весна образца 2010-2012 года захлебнулась, зайдя в тупик сирийского кризиса. «Ихвановская» и проихвановская элита и вообще реформистские силы оказались не способны удержать обретенную власть. Даже в Тунисе, колыбели арабских революций, они были вынуждены отойти в тень. В Египте бывшему президенту Мухаммаду Мурси и сотням его близких, еще недавно высокопоставленных, сторонников грозит смертная казнь.

Прочно держится только Реджеп Эрдоган в Турции, которого тоже относят в самом широком смысле к реформистским силам в исламском мире. В уходящем году были явные попытки если не свергнуть, то попробовать его режим на зуб. Но по причине грамотной политики, успешных экономических реформ, широчайшей социальной базе и другим факторам, которые сегодня отличают Турцию от арабских стран, атака на Эрдогана не имела успехов.

Между тем, в арабских, и шире в большинстве мусульманских стран, ничего не изменилось. Все причины революций и волнений 2010-2112 годов остались. В ряде мест ситуация только ухудшилась. Есть все основания – экономические, политические, геополитические, социальные, даже культурные - для новых протестов. Более того, у тысяч людей в результате масштабных репрессий уже появились личные мотивы к борьбе.

Нет никаких оснований полагать, что «Братья-мусульмане» - речь не о конкретной организации, а в широком смысле об идеологии и методологии, которые имеют большое распространение, - исчезнут в ближайшие 50 лет. Это религиозно-политический и социально-культурный феномен исламского мира XX-XXI вв. с глубокими корнями. Он является неотъемлемой составляющей почти всех аспектов жизни мусульманских обществ.

При этом «ихваны» показали достаточную политическую эффективность только в качестве оппозиции и достижении, но не в удержании власти.

Силы реакции при полной поддержке своих зарубежных партнеров делают сейчас все, чтобы массы вновь не занялись «политическим творчеством», чтобы стихия не вылилась на улицы, чтобы народы арабского и шире суннитского мира не поставили ключевые для них вопросы в повестку дня – геостратегическая интеграция и тотальные реформы. Реакционеров не останавливает то, что их политика прямо ведет к укреплению таких организаций как ИГИЛ и гражданской войне, как в Ливии.

Россия заинтересована в успешном завершении интеграции и реформ в исламском мире, чтобы он вышел из кризиса современным мощным межгосударственным объединением с сильной развитой экономикой, здоровым стабильным обществом, суверенной военно-политической стратегией, традиционной консервативной демократией. Такой суннитский «Евразийской союз» мог бы быть партнером в противодействии гегемонистской политике Запада, балансировании Китая, Индии, Ирана.

Умеренные исламисты разочарованы в политике Запада и находятся в поисках привилегированного партнера. Фактически сейчас у них, не осталось внешней опоры, кроме Турции. Они обвиняют США и их союзников в поддержке их врагов в Ливии, Египте, Сирии, Тунисе и Йемене, предательстве надежд масс, обмане и вообще в срыве Арабской весны.

Этот поворот на региональном поле дает в очередной раз Москве шанс расширить зону своего влияния, усилить коалиционный потенциал, восстановить позиции, утраченные в ходе революций 2010-2012 годов, ослабить позиции Запада. Россия сможет держать руку на пульсе в еще одном центре ближневосточной политики и стимулировать позитивные и выгодные ей тенденции в среде умеренных исламистов.

Последние прорывные договоренности с Анкарой, и вообще весь характер сотрудничества с Турцией при Эрдогане, позволяют говорить о подобных позитивных перспективах.

Есть опасность, что протесты второй волны в арабских странах будут жестче, чем в 2011 году. Для романтики и идеализма, которых было тогда слишком много, оснований не осталось. Противники уже хорошо друг друга знают, сброшены все и всяческие маски.

Стихия может овладеть массами в любой момент. Повод – любой: от смертного приговора Мурси и выхода на свободу Мубарака до самоубийства какого-нибудь юноши, как это было в Тунисе в 2010 году.

Россия при правильном выборе имеет шанс использовать и направить данный процесс в собственных национальных интересах. Как в 2011-2012 Запад пытался направить ветра Арабской весны в сторону Москвы.

Умеренные исламские реформисты сохраняют прочные позиции, несмотря на репрессии. С их стороны есть серьезная готовность на углубление сотрудничества с Россией, как с державой, которая в состоянии поддерживать паритет в противостоянии с Западом. В перспективе это предполагает расширение участия российских компаний в экономических проектах в арабских странах. Последнее может быть важным подспорьем в ослаблении санкционного режима и купирования финансово-экономических ударов.

Ситуация также дает повод на уровне дипломатии обозначить двойные стандарты в политике США и Запада в целом, который, пользуясь воодушевление народных масс, толкает развивающиеся страны в пучину хаоса и братоубийства. Его неприятие вызывает, по сути, стремление арабского, и в целом исламского мира, к справедливости и свободе.



комментариев