Форсайты в планировании деятельности национальных и религиозных организаций

Национальные республики, элиты, религиозные организации и их лидеры, простые верующие в нашей стране страшно далеки от такого понятия, как стратегическое планирование собственной деятельности.

Тому есть много объяснений – советское прошлое, приучившее людей к иждивенческой позиции… недостаточный уровень образования… неправильное понимание собственной религиозной традиции в том, что, якобы, ислам, прогнозирование и планирование будущего – вещи абсолютно несовместимые…

Пример США

Мы уже писали ранее, что стратегическое планирование, как известно, это процесс определения приоритетных целей и наиболее эффективных путей их достижения. Сегодня стратегическим планированием занимается любая уважающая себя фирма или организация, нацеленная на то, чтобы достичь успеха на рынке или в политической сфере.

Маленький пример из организационно-плановой деятельности одной из самых мощных организаций современности – Министерства обороны США. По некоторым данным, Пентагон ежегодно подготавливает около 70 плановых документов.

48 из них являются оперативными планами, в соответствии с которыми должны действовать вооруженные силы в тех или иных ситуациях. Пять разработок из них называются «полными» оперативными планами, предусматривающими проведение операций различного масштаба.

Каждый из этих документов ориентирован на конкретную угрозу, то есть на определенную страну, представляющую, по мнению Вашингтона, опасность для национальных интересов Америки. В этих документах также определяется перечень угроз, которые должны быть способны нейтрализовать США в течение ближайших 20 лет.

Это и есть стратегическое планирование. Однако, какое все это имеет отношение к нам? Такое, что подобный подробный анализ ситуации, подобное детальное и долгосрочное планирование своей деятельности, а также текущая корректировка планов под меняющиеся условия является основой успешности того или проекта, той или иной страны, той или цивилизации.

Образ будущего через форсайт

В рамках стратегического планирования есть такое понятие – «образ будущего». То есть, это то, к чему мы бы хотели придти через определенное количество лет. Люди всегда и во все эпохи стремились увидеть образы будущего.

Именно этим и занимались все пророки. Они через данное им Откровение описывали то будущее, которое ждет человечество. Были в истории и откровенные шарлатаны – прорицатели и ясновидящие, которые утверждали, что видят будущее.

С развитием науки в Новое время прогнозирование будущего на основе долгосрочных тенденций получило более системную основу. Соединение науки и управленческих технологий подарило миру такой инструмент прогнозирования и планирования будущего, как Форсайт.

Форсайт (от английского Foresight — взгляд в будущее) — это совокупность технологий, позволяющих на основе экспертных оценок определить возможные варианты будущего. Компании могут использовать форсайт для брендинга и построения PR-стратегии, подготовки к грядущим технологическим революциям и активного формирования новых рынков.

Применение форсайтов

Как пишут эксперты, правительственные структуры, крупные корпорации и общественные организации стремятся сформировать желаемый образ будущего, используя форсайт-технологии, и последовательно двигаться к желаемому будущему в настоящем.

Это связано с возникновением возможностей для изменения реальности за очень короткое время, 5 – 10 лет. Этому способствует существенное сокращение сроков превращения технологических разработок из идеи в голове инноватора до массового применения нового продукта и переустройства всех сфер жизнедеятельности, которые он затрагивает.

Поэтому крупные игроки фактически могут создавать новые рынки в будущем, меняя за счет технологических прорывов отраслевую структуру. Многие транснациональные компании используют форсайт-технологии и периодически выпускают отчеты, в которых описаны определенные сценарии развития: Shell, General Electric, Boeing, IBM и т.д.

В форсайтах аналитическая часть, т.е. база для моделирования будущего, строится на основании данных мировых аналитических агентств. Образ желаемого будущего вырастает из той информации, которой с вами поделятся эксперты. Именно эксперты говорят вам об определенных событиях, точках ветвления, сценариях того, что может быть, по их мнению, чего не может быть.

Временные горизонты и применение форсайтов

Как отмечает Дмитрий Вальков в интервью E-XECUTIVE , форсайты, связанные с интернетом и нацеленные на практические задачи инвестирования, которые могут проводить венчурные фонды, ограничены коротким горизонтом – пять лет, не более.

Дальше для инвестиционных целей рассматривать бессмысленно, поскольку в этом секторе ситуация меняется очень быстро. И форсайт-технологии здесь применяются в виде сканирования многочисленных отчетов форсайтов различных игроков по исследуемой тематике.

Плюс к этому форсайт обычно проводится регулярно, с частотой 1 – 3 года. Каждый новый релиз учитывает произошедшие изменения на рынках и в намерениях игроков по отношению к будущему.

Если ошибочно рассматривать форсайт как «простое исследование», то сам отчет, включающий желаемые сценарии, можно считать результатом, который будет «положен на полку». В этом случае его ждет судьба исследования, которое вы сделали, хотя и не очень-то хотели.

Если же в результате форсайта рождается конкретная стратегия деятельности, запуска нового проекта, инвестирования, как бывает при проведении форсайтов для венчурного фонда, либо какой-то операционный план деятельности на ближайшую перспективу...

Этот план учитывает результаты форсайта для движения по тому или иному сценарию, то в этом случае вы становитесь активным участником. Иными словами, вы фактически начинаете это будущее реализовывать. В этом смысле форсайт – это циклический процесс.

О навыках, полезных в работе с будущим

Главнейший из навыков на этом пути – сферное мышление: умение выйти за пределы той отрасли, в которой вы работаете, увидеть, как ваше направление работы зависит от других, как она может измениться в зависимости от технологических прорывов в других областях профессиональной деятельности.

Способность увидеть новые рынки, новые возможности, которые возникнут в результате технологических революций – в течение ближайших 15 лет таковых стоит ждать как минимум две-три.

Понимание того, что теперь на вас влияет не только ваша отрасль, не только круг, к которому вы привыкли, но и вообще весь мир. Какой-нибудь маленький стартап, общественный проект в состоянии быстро вырасти в большую глобальную компанию и переменить жизнь человечества.

Важны также навыки формулирования проблем, вызовов и угроз, которые могут возникнуть на пути вашего движения по желаемому сценарию. Нашей молодежи, лидерам национальных, культурных и религиозных организаций, не говоря уже о региональных властях, в современном мире не реализоваться, не защитить своей идентичности и не придать новый импульс собственным проектам без освоения последних технологий оценки будущих угроз, возможностей и планирования собственной деятельности.

Руслан Курбанов, директор Фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир»



комментариев