Мусульмане и христиане Центральноафриканской Республики заново учатся доверять друг другу после гражданской войны: в столице на территории комплекса одной из международных организаций даже проходят соответствующие тренинги, пишет Reuters.
Среди деревьев бродят более десятка мужчин и женщин двух вероисповеданий с плотно завязанными глазами в сопровождении случайно выбранных напарников – в этом заключается упражнение по построению взаимного доверия, для чего требуется терпение, ответственность и сочувствие, объясняет ведущий занятие соцработник Никез Гунумунджу (Nicaise Gounoumoundjou).
Долгое время Хада Катиджа Сиба (Hada Katidja Siba) относилась к таким занятиям скептически. Ее дом сгорел дотла в 2013 году, во время погромов, начавшихся после переворота, совершенного повстанцами движения «Селека», который вызвал противодействие христианских сил самообороны.
Жертвами последовавших за этим этнических чисток стали тысячи людей, страна с 4,6-миллионным населением фактически поделилась на мусульманский северо-восток и христианский юго-запад.
С тех пор мусульманка Сиба стала бояться христиан: «Когда они приближаются, я боюсь, что они причинят мне вред».
Психолог из Бурунди Флоренс Нтакарутимана (Florence Ntakarutimana) говорит, что психологическая травма, полученная людьми в результате кровавого конфликта, имеет самые разные проявления: от бессонницы и утраты интереса к жизни до припадков агрессии.
Она провела уже десятки таких семинаров по всей стране. На тренингах людям объясняют, что месть не решает проблем, и учат видеть друг в друге что-то хорошее.
«Когда человек не исцелился, он замкнут, не готов к созидательной деятельности», — поясняет она.
По окончании тренингов участники обещают «искренне попросить прощения» у сограждан другого вероисповедания, «любить и доверять», «искать общую почву».
Занятия проходят в рамках пятилетнего проекта помощи ЦАР, финансируемого, в том числе, «Агентством США по международному развитию» (USAID) через созданную им местную организацию «Межрелигиозное партнерство ради мира» (CAR Interfaith Peacebuilding Partnership), в рамках которого сотрудничают христианские и мусульманские благотворительные организации.
Другим направлением содействия стране является поддержка местных религиозных лидеров, которые рассматриваются как «фундамент общества в условиях неустойчивых социальных институтов».