США припомнили России все "религиозные" запреты

В январе 2013 года был опубликован доклад Комиссии США по вопросам международной религиозной свободы, посвященный ситуации в России.

Комиссия обращает внимание на нарушения прав верующих в России, прежде всего, прав представителей религиозных организаций, не входящих в четверку "традиционных". Впрочем, Комиссия подчеркивает, что РПЦ МП обладает исключительными возможностями и в сравнении с тремя другими "традиционными" религиями, поскольку пользуется государственной поддержкой в различных формах, включая финансовую.

Комиссия указывает на многочисленные факты отказа религиозным объединениям в регистрации. На фоне возвращения РПЦ имущества религиозного назначения, у многих групп верующих (мусульман, Свидетелей Иеговы, мормонов, пятидесятников, молокан, а также православных приходов, не находящихся под окормлением Московского патриархата, в том числе, у староверов) возникают проблемы с получением или сохранением за собой молитвенных зданий.

Авторы доклада выражают беспокойство в связи с многочисленными насильственными преступлениями в отношении верующих и подчеркивают необходимость повышения эффективности профилактики преступлений ненависти.

Особое внимание докладчики уделяют сложившейся в России практике уголовного преследования верующих, в том числе последователей турецкого богослова Саида Нурси по антиэкстремистским статьям, а также запрета различных религиозных текстов за экстремизм. Комиссия указывает на многочисленные случаи убийств, арестов и похищений салафитов на Северном Кавказе и насильственное искоренение суфийских традиций в Чечне. Как нарушение свободы совести Комиссия расценивает многочисленные аресты мусульман в Татарстане и запрет на ношение хиджабов в школах Ставрополья.

Комиссия обеспокоена принятием в России серии законов, направленных против оппозиции, которая являет собой угрозу демократическим свободам и затронет права всех российских граждан, в том числе, и верующих. Так, новый закон о митингах уже препятствует проведению мусульманских религиозных мероприятий, закон о контроле над информацией в сети дает дополнительные возможности для блокировки материалов религиозных объединений и материалов адептов свободы совести.

Значительные опасения Комиссии связаны с перспективой принятия закона о защите чувств верующих. Авторы доклада приводят мнение членов Общественной палаты, рекомендовавшей снять законопроект с обсуждения, поскольку он оперирует понятиями, не имеющими строгого определения, имеет дискриминационный характер и может привести к этническим конфликтам. О том, что российское законодательство и без того позволяет бороться с "богохульством", свидетельствует, по мнению докладчиков, исход процесса над участницами панк-группы Pussy Riot.

В связи с изложенным в докладе Комиссия США по вопросам международной религиозной свободы рекомендовала США принять следующие меры:

- убедить российские власти привести правовые нормы, регулирующие религиозную жизнь, в соответствие с международными;

- провести заседание Российско-американской двусторонней президентской комиссии, посвященное вопросам обеспечения свободы религии и вероисповедания;

- рекомендовать России внести изменения в законодательство об экстремизме так, чтобы оно касалось исключительно пропаганды и применения насилия и не применялось против мирных религиозных объединений;

- упразднить механизм запрета литературы за экстремизм или передать его исключительно в ведение Верховного суда;

- включить Рамзана Кадырова в список российских госслужащих, в отношении которых принято решение о запрете въезда в США и аресте активов ввиду их причастности к нарушениям прав человека;

- включать представителей мусульман и религиозных меньшинств в различные программы по обмену, финансируемые США;

- организовать специальную программу для российских чиновников для обмена опытом в области предотвращения преступлений ненависти и судебного преследования за такие преступления;

- выделить средства образовавшиеся в результате приостановки деятельности USAID на территории России, на реализацию других программ по поддержке в России гражданского общества, а также на запуск специального сетевого проекта, посвященного вопросам толерантности и свободы вероисповедания.



комментариев