Неожиданным поворотом обернулось скандальное дело по запрету Ленинским районным судом Оренбурга классических исламских трудов. Саратовский правозащитник Ильяс Рамазанов направил заявление на имя главы Следственного Комитета РФ Александра Бастрыкина, в котором он требует привлечь судью, принявшего решение о запрете исламской классики, к уголовной ответственности.
Параллельно мусульманская община прощается с трагически погибшим адвокатом Рустемом Валиуллин, первым попытавшимся опротестовать решение Оренбургского суда, и организует пресс-конференции с тем, чтобы привлечь внимание общественности к этому вопиющему случаю с запретом литературы.
Суть вопроса
Напомним, в конце марта Оренбургский районный суд вынес решение о запрете и включении в список экстремистских материалов Минюста 65 исламских произведения, среди которых второй по значимости, канонический источник исламского вероучения — хадисы Пророка, а также труды исламских мыслителей и ученных 9-16вв. и их современников.
Решение было принято в ходе судебного процесса, в котором не присутствовали и не принимали участие представители мусульман, книгоиздатели и правообладатели. Более того, судебное решение не было оглашено, в связи с чем, заинтересованные лица не смогли его опротестовать в срок, определенный законом.
Подобное известие буквально взорвало шквалом негодования и возмущения мусульманское и экспертное сообщества России. С резкими заявлениями выступили Председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, муфтии Духовных Управлений мусульман Саратовской области, Республики Дагестан, Чеченской Республики, РСО-Алания и других регионов России. Кавказская политика следит за процессом с первого дня.
Столь беспрецедентное и скандальное решение суда явилось результатом политики по отношению к Исламу и действий конкретных лиц, занимавших должности в прежней Администрации Президента России. Об этом уже неоднократно заявлялось устами некоторых представителей официального мусульманского духовенства России.
Знаковая пресс-конференция
В минувший четверг в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция на тему скандального запрета исламской литературы. Организатором выступил Совет Муфтиев России, который на конференции был представлен первым заместителем председателя СМР — Рушан-хазрат Аббясовым. Также в конференции приняли участие руководитель издательского дома «Умма» — Асламбек Эжаев и исламовед, кандидат политических наук — Абдулла Ринат Мухаметов.
Первый зампред председателя СМР Рушан-хазрат Аббясов процитировал слова муфтия Равиля Гайнутдина: «Фестиваль народных судов по запрету книг» подогревает негатив к Исламу в обществе. Мы надеемся, что это его остаточные явления, которые уйдут в прошлое вместе с прежними кураторами Ислама от Администрации Президента, уже уволенных, но так и не понявших ошибочности своих нападок и усилий — заявил Рушан Аббясов.
«Суд самовольно принимает решения, без экспертизы и не дает официального опубликования и все это наши издатели и авторы узнают „от рук полиции“, когда уже изымается литература и возбуждаются уголовные дела», — сказал Аббясов. «Мусульманское сообщество было взволновано, когда в список книг попали классические источники, вторые по канонической значимости — хадисы Пророка. И в такой ситуации солидарность проявили все духовные управления мусульман нашей страны. В 2011 году был случай, когда провинциальная прокуратура пыталась запретить даже книгу муфтия Равиля Гайнутдина «В молитве спасение», — сказал Рушан Аббясов.
Плечо государево
Кроме того, первый зампред СМР, сообщил, что «правозащитные структуры Совета муфтиев сейчас изучают этот процесс и будут предприняты правовые действия с целью изменения ситуации с данным запретом».
— Мы довольны и тем, что активный интерес к этим запретам проявляют и в новой Администрации Президента, с которой религиозные организации мусульман находят взаимопонимание, — отметил Рушан-хазрат.
— Сегодня, в большинстве случаев, мусульман пытаются обвинить в экстремизме и зачастую это делают так называемые «эксперты», которые сами являются экстремистами. Они искусственно раздувают конфликт. К теме религии нужно подходить более трепетно, узнавать друг друга, после чего делать выводы об экстремизме, — считает Аббясов.
Также Аббясов констатировал, что в совете по экстремизму при Минюсте нет специалистов по Исламу, исламоведов.
— Эта тема волнует мусульман. От общественности поступают обращения с призывом проведения массовых митингов по всей стране. Требуют, чтобы были сделаны обращения в том числе к руководству РПЦ, так как определенный раскол вносит и то, что экспертизу исламской литературы провел клирик РПЦ — диакон Юрий Максимов. Мы сдерживаемся от того, чтобы называть исламофобов, которые есть в рядах РПЦ — православными экстремистами и радикалами. Это неприемлемо. Но церковь должна дать оценку деятельности людей, которые сегодня ведут диалог с мусульманами на языке вражды и ненависти, как например, изгнанного с должности ответственного секретаря межрелигиозного Совета за раздор, который он сеял в этом Совете — Романа Силантьева, — резюмировал Аббясов.
С законом не вышло
Руководитель издательского дома «Умма», Асламбек Эжаев считает, что проблемы с запретами литературы начались с редакции «Закона об экстремистской деятельности», который был принят для защиты интересов центральной власти от посягательств.
— В регионах, на местах же это стало орудием, законным средством борьбы со свободой слова, свободой совести и вероисповедания, в частности средством борьбы с мусульманским сообществом. Такие формулировки, как «пропаганда превосходства религии…» позволяют подвести сегодня под эту статью любую конфессию, — считает Эжаев.
Он уверен в том, что последнее дело о запрете 65 книг явилось апофеозом всего того, что происходило до этого.
— Сначала нас приглашали на процессы в качестве ответчиков, затем посчитали это хлопотным и стали проводить без нас с какими-то сомнительными экспертами и такими же заключениями, а затем и вовсе начали принимать решения о запрете без экспертиз, — сообщил Асламбек Эжаев.
«Мне хотелось бы донести до мусульман России, до граждан, что это проблема больше читателей, а не книгоиздателей. В России осталось несколько исламских книгоиздательств, а остальных, кого посадили, как руководителя издательства „Сад“, блокировав при этом работу его издания; издательство „Ансар“ — обанкротили. Осталось несколько, и нам вместо того, чтобы причитать и говорить, что нас обидели, необходимо инициировать процессы по изменению „Закона об экстремизме“ и выбиванию этого инструмента, который стал уже орудием расправы с инакомыслием из рук различных исламофобов и оборотней в судейских мантиях. Только когда мы начнем говорить с государством на юридическом языке, на языке права, нас начнут уважать, — отметил Асламбек Эжаев.
В поисках экспертизы
На вопрос: „Какой должна быть экспертиза, которая не будет вызывать сомнений в компетентности“, — Асламбек Эжаев ответил, что в исламском сообществе нет единого мнения по этому поводу. Кто-то полагает, что компетентным минимумом должна быть экспертиза представителей академической науки из Института востоковедения РАН; экспертиза должна проводиться в столице, т.к. в регионах нет достаточно компетентных кадров; необходимо делегировать компетенцию в вопросах религии центру», — полагает Эжаев.
Собственную же позицию книгоиздатель обозначил, как необходимость отмены всех этих позорных списков за исключением листовок и материалов содержащих призывы к каким-либо незаконным действиям.
— Все, что говорится на академическом уровне, в виде издания книг должно говориться и дискутироваться. Мы тратим огромное количество средств и времени на издание академической литературы и исторических текстов, на адаптацию текста, выверяя, анализируя и изучая отклик читателя. А при ситуации, в которой нас запрещают, а мы переиздаем в другом виде, я хочу спросить таких деятелей: «Мы развлекаемся?», — заключил Асламбек Эжаев.
Зампред СМР Рушан Аббясов также заявил, что в ближайшее время не будут проводиться никакие акции протеста: «Обращение от общественности, с подобными предложениями, о проведении мирных митингов и акций протеста в дни празднования в стране Ураза Байрам поступило не единолично в адрес СМР. В ближайшее время мы будем обсуждать это обращение. И если будет принято решение о проведении мирных акций, то мы их проведем, если до этого не увидим результата».
В связке с Церковью
Также Аббясов подчеркнул, что есть понимание проблемы новой Администрацией Президента и уверенность в том, что будет принято правильное решение и проявлена политическая воля руководства РФ по защите конституционных прав граждан нашей страны.
Отвечая на вопрос Кавказской политики о возможных последствиях во взаимоотношениях руководства централизованных духовных управлений мусульман России с руководством РПЦ, учитывая, что в запретах участвовали представители церкви, Рушан-хазрат Аббясов отметил, что в РПЦ есть люди, которые не дают вести межконфессиональный диалог на должном уровне. Но в целом понимание между иерархами имеется.
— Во время карикатурного скандала Русская православная церковь поддержала мусульман, как поддерживают православных и мусульмане в случаях, когда происходят атаки на церковь. Недопустимо посягать на религиозные чувства граждан нашей страны. И мы надеемся, что эта взаимоподдержка и взаимопонимание продолжится. Мы не дадим разрушить наш диалог, — заключил Аббясов.
Совет муфтиев России на официальном сайте заявляет, что тема с запретом исламской литературы «не останется без нашего пристального внимания ни в одном регионе страны».
В поисках решений
За время, прошедшее с момента запрета книг, мусульмане России искали наиболее эффективные способы опротестовывания и отмены судебного решения по исламской литературе. Первая инициатива была выдвинута и реализована адвокатом Рустемом Валиуллиным — представителем издательского дома «Умма».
Адвокат подал апелляционную жалобу в Оренбургский областной суд на решение Ленинского районного суда города Оренбурга. К сожалению, он не сумел довести начатое дело до конца, поскольку по трагическому стечению обстоятельств погиб в результате несчастного случая в конце прошлого месяца.
Второе решение предложил российский центр «аль-Васатыйя». В своем официальном заявлении Центр принял решение переиздать хадисы и жизнеописание Пророка (мир с ним). Третье решение прозвучало после встречи представители российских конфессий совместно с представителями Общественной палаты РФ, которые потребовали изменения антиэкстремистского законодательства.
Они потребовали от властей принятия нормы, освобождающей священные тексты зарегистрированных религиозных организаций от обвинений в экстремизме. Инициатива эта действенная. Поскольку может привести к пересмотру и даже отмене федерального списка экстремистских материалов.
Для реализации этого шага директор Института мониторинга эффективности правоприменения Общественной палаты Елена Лукьянова посоветовала религиозным организациям, в отношении которых вынесены подобные решения обратиться в Конституционный суд. То есть, мусульманам, фактически, на блюдечке поднесли готовый алгоритм действий.
Подхваченная инициатива
Однако после смерти Валиуллина, мусульмане не остановились. Мусульманская общественность России выступила с инициативой создания Российского мусульманского правозащитного центра имени Рустема Валиуллина, продолжить начатое адвокатом дело и довести его до отмены антиисламского судебного решения.
Между тем, на имя главы Следственного Комитета РФ Александра Бастрыкина направлено Заявление от имени саратовского правозащитника Ильяса Рамазанова в котором он требует привлечь к уголовной ответственности за «заведомо неправосудное» решение о запрете 65 исламских произведения судью Ленинского суда Оренбургской области А.Нуждина на основании ч.1ст.305 УК РФ (Вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта — от ред.)
В заявлении, в частности говорится, что решение судьи Нуждина «нарушает основные права граждан на свободу вероисповедания…и уже сейчас привело к социальному напряжению и дестабилизации межконфессиональных отношений и государственно-конфессиональных отношений»
Абсурдность судебного решения правозащитник аргументирует также временным интервалом рассмотрения судебного дела, «который составил по разным протоколом от 15 до 20 минут», в течение которого было не возможно не только рассмотреть материалы 12 томов уголовного дела, но и вынести решение и огласить его резолютивную часть на 4 страницах.
«Таким образом, на рассмотрение вопроса о признании одного наименования литературы экстремистским материалом у судьи Нуждина А.В. ушло 13,84 секунды», — резюмирует в своем заявлении адвокат Ильяс Рамазанов.
Кавказская политика продолжает следить за развитием ситуации с массовым запретом исламской литературы.