В Москве в скором времени могут появиться курсы подготовки военных священников. Об этом заявил министр обороны России Анатолий Сердюков после встречи с патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Где и чему учить будущих лекарей солдатских и офицерских душ, пока не решено. Да и вообще, судя по всему, возвращение храмов в наши бригады, батальоны и на корабли идет очень трудно.
Вообще-то в новой России этот процесс начался еще полтора десятка лет назад. Прежняя система партполитработы рухнула вместе с Советским Союзом и Главным политическим управлением Советской армии и Военно-Морского флота. Как и на чем воспитывать военнослужащих и надо ли это делать теперь вообще – дискуссионных копий на эту тему в ту пору сломали множество. Тем временем нарастающее неверие ни в кого и ни во что прямо-таки выбивало дух из армии и флота.
Казалось, решение лежало на поверхности: в царской армии с делом солдатского и матросского воспитания с успехом стравлялись полковые и корабельные батюшки. Поэтому ничего удивительного в том, что в марте 1994 года тогдашний министр обороны России Павел Грачев и патриарх Алексий Второй подписали Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. По желанию военнослужащих и их же руками на территориях воинских частей принялись возводить храмы.
В мае 2009 года идею возрождения института полковых священников выдвинул президент России Дмитрий Медведев на встрече с главами традиционных религиозных организаций страны. После этого процесс принял, кажется, необратимый характер. К сегодняшнему дню в Вооруженных силах уже планово работают около 2 тысяч священнослужителей. Почти исключительно – представители Русской православной церкви, ибо по данным военного ведомства, до 80 процентов наших солдат и офицеров при социологических опросах относят себя к этой конфессии. Но, так сказать, работают вахтовым методом. Основными местами их работы остаются обычные приходы. Что, впрочем, не помешало некоторым православным батюшкам делить с солдатами и офицерами все тяготы и опасности обеих чеченских войнах. Четверо там и погибли.
Однако все это пока слишком далеко от того, как строилось взаимодействие армии и церкви в царские времена. Поэтому 1 февраля нынешнего года министр обороны Анатолий Сердюков утвердил «Положение о функциональных обязанностях помощников командиров частей по работе с верующими военнослужащими в Вооруженных силах». Замысел разработчиков документа по горячим следам прокомментировал заместитель министра обороны РФ Николай Панков. По его словам, настоящих первых полковых священников получат российские воинские части, дислоцированные за границей – в Армении (Гюмри), Киргизии (Кант), Украине (Севастополь), Абхазии и Южной Осетии.
Представителям разных религий, заявил Панков, гарантируют пропорциональный доступ в воинские части. То есть, если, скажем, в мотострелковой бригаде большинство солдат и офицеров окажется мусульманами, значит, и назначать туда полковым священником будут имама.