Общественная палата РФ (ОП) провела экспертизу законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (по вопросу о противодействии экстремистской деятельности в РФ)", предлагающего ужесточить ответственность за экстремистскую деятельность, в том числе СМИ и пользователей Интернете.
В ОП РФ считают, что сначала надо конкретизировать понятие "экстремистская деятельность", а также более четко определить критерии отнесения тех или иных материалов к "экстремистским" в нормы УК РФ и УПК РФ, как это предлагается авторами законопроекта, наряду с конкретными и понятными обществу уголовными составами, такими как "терроризм", "незаконное вооруженное формирование" и т.п".
"Нужно четко прописать условия применения законопроекта, не допускать использовать его не по существу. Все законодательные инициативы, которые могут остановить деятельность СМИ, должны быть понятны в правоприменении, тем более, что существуют негативные тенденции и вольные толкования антиэкстремистского законодательства. Это позволяет превратить в экстремистскую любую критику власти, изымать тираж, закрывать СМИ", — заявил руководитель рабочей группы ОП по подготовке заключения на законопроект, зампред комиссии по СМИ Дмитрий Бирюков.
"Перечень относимых к экстремизму деяний приводит в настоящее время к тому, что правоприменительная практика относит к экстремизму критические публикации в СМИ, частные высказывания граждан, в том числе, в сети Интернет, по поводу конкретных недостатков в различных областях жизни, а иногда даже объявления бытового характера", — говорится в документе Общественной палаты.
По мнению ОП, "предлагаемое законопроектом ужесточение уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) и за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст.282 УК РФ), в случаях если указанные деяния совершены с использованием сети Интернет, нуждается в дополнительном обсуждении с точки зрения обоснованности расширения действия данных уголовных составов и соответствия положениям ст. 29 Конституции РФ".
"Законом РФ „О средствах массовой информации“ международная компьютерная сеть Интернет не является СМИ. В сети Интернет существуют сайты, зарегистрированные как СМИ, и на них полностью распространяется правовой режим СМИ, но нельзя не отметить, что большая часть информации, передаваемой через Интернет, носит частный, непубличный характер", — подчеркивается в заключении.
В ОП РФ уверены, что "требуют также глубокой проработки" нормы ст. 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", которая предлагает исключить право на обжалование решения суда о включении информационных материалов в федеральный список экстремистских материалов.