Живое воплощение мира… Джихад в общем и в частности

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье и всем праведным его сподвижникам! Кого Аллах направил на прямой путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Он сбивает с него, того никто не поведет верным путем. Свидетельствуем, что никто не достоин поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварищей, и что Мухаммад – Его раб и Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.

А затем…

О джихаде говорится в Коране и текстах Сунны в различных смыслах. Нам необходимо правильно понимать значение данного термина.

Первый смысл охватывает общее значение слова, а это - приложение усилий в поклонении Всевышнему Аллаху. Всякий, кто прилагает усилия в поклонении Аллаху, будет являться муджахидом на пути Аллаха.

Человек, помогающий беднякам и вдовам, является муджахидом на пути Аллаха. Тот, кто вовремя совершает молитвы, особенно в случаях трудностей, тот, кто стремится исполнить свое поклонение, хотя, может быть, окружающая атмосфера не способствует этому, он есть муджахид на пути Аллаха.

Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Муджахид - это тот, кто сражался с самим собой ради Всевышнего». То есть такой человек считается реально ведущим джихад. В другом изречении Пророк (мир ему и благословение) отмечает: «Помогающий вдовам и беднякам равноценен муджахиду на пути Аллаха». То есть он получает такую же награду, как тот, кто сражается на поле брани.

Это общий смысл термина «джихад на пути Аллаха». Каждый человек, направляющий свои силы на совершение добра с искренним намерением, получит награду муджахида по милости Всевышнего.

Однако иногда термин «джихад» используется в более узком значении, а именно как сражение на пути Аллаха или же война на пути Аллаха. Джихад в этом понимании не оставлен на усмотрение и страсти людей. Ислам установил для него определенное количество условий.

Во-первых, четко указаны те, с кем необходимо сражаться. Ислам не объявляет джихад всем и каждому. Коран разделил людей на две группы. Всевышний говорит в Коране: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию».

Иными словами, если кто-то проявляет к тебе агрессию, сражается с тобой, объявляет тебе войну, то Ислам предписывает защищать себя. В Коране говорится: «Вам предписана война, хотя она вам ненавистна». Аллах предписал нам сражаться и защищать наши ценности, свою религию, страну, семью, самого себя, свои права. Самооборона - это то, что гарантирует не только Ислам, но и все другие системы.

Аллах также говорит о другой группе людей, о тех, кто живет с мусульманами в мире, не проявляет в отношении них агрессии и не объявляет им войну. Коран повелевает нам проявлять к ним благочестие и справедливость. Аллах также добавляет, что Он любит справедливых и творящих благое.

На это указывает и другой аят в Священном Коране: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами и не преступайте границ (дозволенного)».

Ислам подходит дифференцировано к тем, кто окружает мусульман: в отношении тех, кто проявляет агрессию, дано право на защиту, тем же, кто живет с мусульманами в мире, не дозволяется обижать никоим образом.

И даже в войне против агрессора Ислам предписывает соблюдение нравственных ценностей. Когда Пророк (мир ему и благословение) отправлял войско на сражение, он напоминал ему о запрете на убийство стариков, монахов, детей, женщин. Таков Ислам, который предписывает высокие моральные принципы, даже в тех ситуациях, где захлестывают гнев, ненависть и агрессия. Даже на поле сражения мусульманин должен соблюдать требования Шариата.

В то время, как запретной является война с немусульманами (кроме случаев самообороны), джихад в отношении единоверцев не возможен в принципе. Кровь, честь и имущество мусульманина являются священными для других.

Ислам воспитывает верующих на том, что нашим девизом является безопасность, наш принцип - это «мир вам». Если я встречаю тебя, то говорю: «Мир тебе», если ты встречаешь меня, то говоришь: «Мир тебе».. Говоря это, я обещаю собеседнику, что он в безопасности рядом со мной, от меня ему не будет никакого вреда. Также когда ты отвечаешь кому-либо: «И тебе мир», то это означает, что он также находится в безопасности и ему не будет никакого вреда.

Мир - это принцип жизни мусульман, которые воспитываются на этом даже в практической своей деятельности, это не просто громкие заявления. Ислам на практике воспитывает нас, чтобы мы стали основой добрососедства, понимания и безопасности в мире.

Например, мы знаем о понятии «запретные месяцы», это определенные месяцы в году, в которые не дозволяется вести войны. Также Ислам воспитывает нас через посредство того, что называется «аль-харам». «Аль-Харам» - это определенные территории, которые Ислам обозначил как священные, например Мекка и Медина, в них также не дозволяется война. Даже срубание деревьев в этих местах запрещается, даже охота на птиц. Ислам воспитывает нас так, чтобы мы были основой безопасности в мире не только в отношении людей, но даже в отношении птиц и растений.

Подобное также можно заметить в том, что называется «ихрам» (во время малого и большого хаджа). Ислам предписывает, чтобы в этом состоянии мусульмане были живым воплощением мира и безопасности. Человеку в состоянии ихрама не дозволяется даже охота.

Когда Пророк (мир ему и благословение) описывает того, кто такой мусульманин, он говорит: «Мусульманин - это тот, от языка и рук которого защищены другие мусульмане, а истинно верующим является тот, рядом с которым люди чувствуют себя в безопасности». Таким образом, он определяет мусульманина и верующего посредством того, что они должны быть воплощением мира и безопасности для всех его окружающих.

Мустафа Махдум, ректор Института подготовки имамов и хатыбов, доктор шариатских наук (Саудовская Аравия, Медина)
Из проповеди для российских мусульман



комментариев