В Коране говорится, что дети являются украшением этой жизни и продолжением своих родителей. Имам Али ибн Абу Талиб (ас) поясняет, что родители — это чрево, из которого дети приходят в этот мир.
Забота о детях и воспитание их честными и благородными людьми — тяжелая работа, требующая соответствующих знаний, терпения и самоотречения. Ислам помогает родителям справиться с этой трудной задачей, подсказывая им, как лучше воспитать детей.
В первую очередь мы должны понять, что у детей есть свои права.
1. Право на жизнь. Родители не имеют права отнимать жизнь у своих детей, в том числе посредством аборта.
2. Право на семью. Это очень важный аспект эмоционального здоровья и интеллектуального развития ребенка. Родители не могут отречься от своего ребенка либо лишить его своего имени.
3. Право на имя с хорошим значением. Значение имени подсознательно влияет на характер человека, поэтому оно не должно быть плохим.
4. Право на обеспечение. Родители обязаны давать детям все жизненно необходимые вещи, в том числе кров над головой, еду и одежду.
5. Право на академическое и религиозное образование.
Общие принципы воспитания детей заключены в словах Имама Садыка (ас): «Пусть ваш ребенок свободно играет, пока ему не исполнится три года. Затем первые семь лет тщательно присматривайте за ним, а в течение следующих семи лет будьте ему другом. Так вы преуспеете. Если же вы поступите иначе, то он не вырастет хорошим человеком».
Первый период
В течение первых семи лет жизни происходит физическое развитие ребенка, поэтому ему должны позволить заниматься разнообразными видами физической активности и спортом. В хадисе от Пророка (С) перечисляются такие виды спорта, как плавание, верховая езда и стрельба из лука. Родителям не следует ограничивать физическую активность своих детей. Даже если они боятся, что дети могут пострадать, они должны быть лишь сторонними наблюдателями, не стесняя их движений.
Помимо этого, родителям следует обратить внимание на физические и умственные способности ребенка. Его маленькие ручки, маленькие ножки, еще развивающийся ум — на все это нужно сделать скидку. Например, ребенок не может приготовить себе еду либо позаботиться о себе во время болезни. В этом случае родителям нужно проявить терпение и сострадание и не просто прийти ему на помощь, но сделать это с большой любовью и заботой.
Не следует запрещать детям плакать, ведь для них это один из способов проявления своих эмоций. Как отмечено физиологами, ребенок таким образом справляется со стрессом, а его легкие развиваются. Как бы плач ни раздражал родителей, для детей это здоровое физиологическое явление.
Родители должны прививать любовь к порядку и нравственность посредством раннего обучения. Нужно установить систему наказаний и поощрений, которая даст понять ребенку, что плохой поступок будет наказан, а хороший — поощрен. Важно, чтобы совершенные ребенком ошибки не воспринимались в штыки, но были приняты с мудростью и терпением. В конце концов, ребенок еще не понимает в полной мере, что хорошо, а что плохо.
Второй период
Данный период ознаменован тем, что нужно уделить большое внимание дисциплине и образованию ребенка. Он уже получил физическое и умственное развитие, а потому способен проявлять себя и знает, что каждый его поступок влечет за собой определенные последствия.
Чрезвычайно важно, чтобы на данном этапе отношения с ребенком были построены на основе понимания, чтобы родители наладили с ним диалог. Также важно сохранить авторитет. Ребенок должен усвоить, что есть свод определенных правил и ограничений, которого ему необходимо придерживаться, что есть границы, которые ему не следует преступать. Если ребенок совершает ошибку, родителям следует спокойно поговорить с ним. Реакция родителей на ошибки и плохие поступки ребенка не должна его пугать или травмировать.
В течение данного периода родители могут давать детям поручения, чтобы привить им чувство ответственности. Однако следует быть внимательными и следить за тем, чтобы поручения были под силу ребенку и не превышали его способностей.
Самым важным является воспитание детей в религиозном ключе. Большинство мусульман полагают, что религиозное воспитание сводится к обучению Корану и фикху, и забывают, что цель религиозного обучения заключается в привитии привычки исполнять религиозные обязательства, среди которых молитва и пост. Ребенок должен проникнуться верой, чтобы образовалась его эмоциональная связь с Исламом.
В первую очередь ребенок получает представление о жизненных принципах и ценностях от своих родителей. Если в его характере появятся нежелательные привычки и моральные ориентиры, он не станет примерным мусульманином. Передаются слова Имама Али (ас): «Лепите глину, пока она податлива, и сажайте семена, пока они могут дать всходы».
Третий этап
Когда ребенку исполняется 14 лет, родители должны понять, что теперь он не такой послушный и уступчивый, каким был последние семь лет. Молодые парни и девушки обычно независимы, сверхчувствительны и иногда склонны к бунту. Система поощрения и наказания больше не может практиковаться. Помимо исполнения воспитательной роли, родителям следует стать другом своему ребенку.
Слова и действия родителей должны отходить от авторитарного стиля. На ребенка следует посмотреть с другой стороны. Ключевым моментом для построения доверительных дружественных отношений является принятие новых идей. Мнение подростков должно встречать уважение со стороны родителей, а не насмешку и отрицание. Благодаря такому подходу подросток сможет быть уверен в своих силах при возникновении проблем либо принятии решений. Родители должны понять, что дети — не их личная собственность, а потому не нужно заставлять их действовать так, как поступили бы они сами, тем более что, как сказано в хадисе, «дети созданы для другого времени, отличного от эпохи их родителей».
Последнее замечание
В книге «Рисалат аль-хукук», написанной Имамом Зейн аль-Абидином (ас), дана информация по вопросам воспитания детей. Он пишет: «Ребенок имеет право знать, кто его родители, и быть записанным на их имя, несмотря на совершение благих либо плохих поступков в этом мире. Родители несут ответственность за вверенное им и будут спрошены о воспитании ребенка хорошим человеком, наставлении его на путь Аллаха и создании условий для исполнения Его приказов. Поэтому при обращении с ребенком родители должны помнить, что будут награждены за хорошие поступки и наказаны за плохие. Нет силы большей, чем у Аллаха».
Фатема Макки
Bayynat.Org
Перевела с английского Анастасия Бастылева