Война и мир. Этика и справедливость

Война сопровождала человека всегда. Историю человечества даже называют историей войн. Любое государство, общество, нация так или иначе сталкивались с войной. Согласно мнению некоторых психологов человеку свойственна агрессия по природе. Согласно данной теории, государство создаёт и сохраняет определённый порядок в местном обществе и в то же время создаёт базу для агрессии в форме войны. И если война является неотъемлемой частью человеческой натуры, как предполагается многими психологическими теориями, то полностью изжить её никогда не удастся.

Зигмунд Фрейд считал агрессивность одним из основных инстинктов, определяющих психологические «пружины», направленность и смысл человеческого существования и исходя из этого как-то даже отказался участвовать в движении борцов за мир, поскольку считал войны неизбежным следствием периодических вспышек человеческой агрессивности.

Войны развязываются и ведутся с различными целями. В фундаментальных источниках исламского права вооружённые действия рассматриваются с точки зрения их видов, условий ведения, военной этики и т. д.

Цена жизни

Любая война, как правило, связана с пролитием крови. Ислам защищает жизнь человека, посягательство без права на которую относится к самым тяжким преступлениям и грехам. Убийство человека не по праву Коран приравнял к убийству всего человечества. Аллах говорит (смысл): «Если же кто-либо убьёт верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянёт его и приготовит ему великие мучения»(сура «Женщины», аят 93). Согласно исламскому вероубеждению, мусульманин не попадает в Ад навечно, какой бы грех он ни совершил, кроме многобожия, которое выводит его из ислама. Аллах говорит (смысл): «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (сура «Женщины», аят 48). Совмещая данные аяты, исламские учёные говорят, что первый из них относится к человеку, который совершает убийства, считая их дозволенными, чем прямо отрицает нормы шариата, установленные прямыми текстами Корана и Сунны. Это является неверием, подобным многобожию. Однако в любом случае контекст, использованный в Коране для разъяснения тяжести греха убийства, говорит сам за себя: вечный Ад, гнев Аллаха, Его проклятие и великие мучения – самые жёсткие формы запрета, которые приводят в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника(мир ему и благословение Аллаха).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Руке находится моя душа, не настанет Конец света, пока не придёт день, когда убийца не будет знать, за что он убил, а убитый – за что он убит»(Муслим). Этот хадис наглядно демонстрирует реальность, которая воцарилась в человеческом социуме в последнее время.

Философия войны

Ведение войны в основе не является дозволенным, кроме как при определённых условиях и по определённым причинам. Война сама по себе является вредом, к которому не прибегают, кроме как для устранения большего вреда. Интересно, что ведение войны не было узаконено Кораном посредством часто встречающихся в нём формулировок, которыми Книга Аллаха предписывает правовые нормы. Так, вооружённые действия не были узаконены словами «шури’а» («предписано») и «ваджаба» («стало обязательным»). Первый аят Корана, узаконивший вооружённые действия, был ниспослан с формулировкой «позволено», дающей понять, что война имеет в человеческом обществе своё место, но не является благом сама по себе и лишь служит другим благим целям, как, например, защита общества и государства от агрессии, устранение препятствий для распространения справедливости и другим. То есть война – это вред, призванный устранить ещё больший вред.

Многие виды зла невозможно отвратить добром. Их невозможно устранить, кроме как посредством другого зла. И поскольку оценка даётся действию по его результату, то зло, посредством которого устраняется ещё большее зло, может в итоге быть благом. Так же как ампутация конечности тела может быть благом для человека, сохраняющим его жизнь. Аллах говорит в Коране (смысл): «Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им. Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь – Аллах». Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах – Всесильный, Могущественный» (сура «Хадж», аяты 39, 40).

Выражения «тем, против кого сражаются», «потому что с ними поступили несправедливо», «они были несправедливо изгнаны из своих жилищ» – указывают на природу войны согласно шариату.

Поскольку ислам является последней небесной религией, регламентирующей и направляющей все стороны человеческой жизни, то не осталась в стороне и вой-на. Нормы и этика военных действий с точки зрения шариата – это удивительная редкость, не свойственная человеческой истории. Одной только военной этики, предписанной шариатом, достаточно, чтобы увидеть в исламе образец справедливости и благочестия.

Если на протяжении человеческой истории войны всегда были образцом жестокости и несправедливости, то ислам напомнил миру, что война подобна хирургическому вмешательству и операции, длящимся короткие мгновения, чтобы сделать комфортной остальную жизнь. И даже в этом «хирургическом вмешательстве» ислам предписал полную справедливость, как и во всём остальном.

«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или неимущим, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете»(сура «Женщины», аят 135). Гарвардский университет повесил этот аят Корана у входа на юридический факультет как слова, лучшим образом разъясняющие понятие справедливости.

Этика войны

Так же как существует мир, происходят и войны. Ислам не регулирует одну сторону жизни, забывая о другой, поэтому нормы войны, в том числе этические, были подробно оговорены более 14 веков назад, когда подобного нравственного кодекса история ещё не знала. Среди основных пунктов этики войны можно выделить следующие:

1.Запрет на убийство невоюющего населения. Аллах говорит в Коране (смысл): «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (сура «Корова», аят 190). Имам Аш-Шаукани говорит по этому поводу: «Под словами“с теми, кто сражается против вас”имеется в виду, что нельзя убивать женщин, детей, монахов и другие подобные категории людей».

2.Запрет на вероломство и неподобающее отношение к трупам. Передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не поступайте вероломно, не проявляйте чрезмерность, не обезображивайте трупы и не убивайте детей» (Ат-Тирмизи).

3.Запрет на вандализм и порчу имущества без необходимости. Передаётся, что первый праведный халиф Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), обращаясь к вой-ску, сказал: «О люди, я обращаюсь к вам с десятью наставлениями, запомните их от меня: не поступайте вероломно, не проявляйте чрезмерность, не обманывайте, не издевайтесь над трупами, не убивайте детей, стариков и женщин, не портьте пальмы и не сжигайте их, не рубите плодоносные деревья, не режьте овец, коров и верблюдов, кроме как для пропитания. Вы встретите людей, которые полностью посвятили себя своей религии, – оставьте их и не трогайте. Может быть, вы встретите людей, которые предложат вам различную еду, и если вы будете есть что-либо, то поминайте Аллаха…»(«Тарих т-Табари», 2/246).

Также в некоторых хадисах передаётся запрет на порчу посевов и разрушение домов.

4. Уважительное отношение к пленникам. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл):«Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней» (сура «Человек», аят 8). Действуя согласно этому аяту, сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) кормили пленников лучшей едой, которую находили, как это передаётся от бывшего в пленуАбу Азира ибн Умейра (Ат-Табарани).

Заключение

Сегодня, когда мир вроде бы стал культурным и цивилизованным, этические и правовые нормы, связанные с военными действиями, к сожалению, во многом так и остались теорией. Исламская история дала эту теорию тогда, когда мир считался совсем другим, после чего мусульмане полностью воплотили эту теорию в жизнь.

От Ибн Аббаса(да будет доволен им Аллах) передаётся, что многобожники Мекки пришли к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы выкупить у мусульман труп Амра ибн Абдульвадда за 12 тысяч, на что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Заберите его, мы не берём плату за трупы» (Ат-Тирмизи, Аль-Бейхаки).

Нравственность и этика мусульман, не известные ранее человечеству, которые были присущи им ещё 14 веков назад как в состоянии мира, так и в состоянии войны, стали залогом успеха в распространении ислама на огромные территории, многие из которых были завоёваны без единого сражения – только лишь честностью и благородством мусульман-торговцев.



0 комментариев