Шесть мифов об Исламе

Эксперты портала "ПостНаука" прокомментировали популярные мифы об исламе, его истоках и традициях.

Ислам угнетает женщин

Это неправда.

На самом деле, конечно, ислам и прежде всего Коран, который был написан в VII веке, консервируют архаические гендерные роли: мужчина занимается войной и добычей, а женщина воспитывает детей и готовит. Соответственно, дело не в исламе, не в Коране, а в том, как его истолковывают. В некоторых исламских странах, таких как Иран, Саудовская Аравия, действительно превалирует фундаменталистское прочтение, при котором за женщинами закрепляются эти архаические роли. В других странах, таких как, например, Сирия, Марокко или даже Турция, наоборот, господствует достаточно свободное прочтение, где у женщин довольно много привилегий, они голосуют и так далее. Но, безусловно, в сравнении с европейскими странами положение женщин в исламских странах, на наш взгляд, менее свободное. А прямо такие нарушения прав человека и угнетение — это черты архаизирующихся стран, которых не очень много.

В некоторых странах угнетение женщин связано скорее с традициями местной культуры, чем с религией. Женщины традиционно занимали какие-то непередовые роли. И это связано не с исламом, а с тем, что есть народные обычаи и народные правила. Часто это даже не связано с исламом. Например, в странах Северной Африки, конечно, никакого особенного такого женского активизма не было. Но, как я еще повторяю, конечно, Коран и Сунна просто консервируют архаику.

В Коране говорится прежде всего о том, что женщина должна быть хранительницей дома. А вообще Коран довольно мало говорит о роли женщин. Обычно в исламской традиции подчеркивают особую роль, которую играет Дева Мария у христиан, которая называется у них Марьям. И ее превозносят как очень почтенную, высокопочитаемую женщину, что обычно, с точки зрения мусульман, показывает, что знаменитых женщин мусульмане очень сильно почитают. А чтобы Коран где-то прямо писал, что женщины плохие или, наоборот, мужчины выше, а женщины ниже, — такого нет. Коран занимается больше проблемой веры и неверия, темой борьбы за веру, темой «старые пророки — новые пророки». Поэтому специально Коран не посвящен теме положения женщин.

Алексей Муравьёв, кандидат исторических наук, руководитель ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project.

Ислам призывает убивать неверных

Это неправда.

Смысл исламских текстов состоит в том, что только если неверные на вас нападают, то вы должны убивать их в ответ. При этом в Коране говорится, что убийство одного невинного человека приравнивается к убийству всего человечества. Нельзя просто так убить человека из-за того, что он неверный. Этот посыл о том, что отдельный человек так же ценен, как и все человечество, самый основной. То есть идея о том, что мусульмане должны собираться и идти убивать неверных, абсолютно противоречит духу основной священной книги мусульман — Корана. Таким образом, неверных можно убивать, только если они напали с оружием в руках. Речь идет об ответе на агрессию.

Ахмет Ярлыкапов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник МГИМО (У) МИД России.

Мусульмане не верят в Иисуса и Моисея

Это неправда.

Мусульмане верят в Иисуса и Моисея. Другое дело, что они признаются мусульманами всего лишь как пророки, а Мухаммед — как последний пророк, которого Аллах прислал на землю. Иса и Муса — так зовутся Иисус и Моисей в исламе — также упоминаются в Коране, но лишь только как Божьи люди, как пророки. А вот последним пророком был Мухаммед. Понятно, что мусульмане не поклоняются Моисею и Иисусу как последним пророкам, как они поклоняются Аллаху и чтят Мухаммеда как его последнего пророка. Но и Иисус, и Моисей упоминаются в Коране, то есть мусульмане признают Иисуса и Моисея за пророков, которых Господь послал для вразумления людей. Но последним пророком они признают именно Мухаммеда. Его так и называют — «печать пророков», после него Бог уже не посылал пророков на землю. Так как мусульмане признают Моисея и Иисуса за пророков, они считают евреев и христиан «людьми Писания» — не неверными, а людьми, которые просто получили «ранние версии» Божьего слова, в отличие от мусульман, получивших «последнюю версию» Божьего слова.

Сергей Серёгичев, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ, эксперт института Ближнего Востока, эксперт специального представителя президента РФ по сотрудничеству со странами Африки М.В. Маргелова.

Полумесяц — это универсальный символ ислама

Это неправда.

Нет, это все-таки не совсем так. Полумесяц стал символом некоторых исламских государств: Пакистана, Туниса, Азербайджана. Я думаю, что едва ли не в османское время. И это был политический символ — символ исламской власти. Но сказать, что полумесяц обозначал ислам, мне кажется, это неверно.

Дело в том, что благодаря такому явлению, как аниконизм (отсутствие всякой символики, отсутствие изображений), в исламе не приняты какие бы то ни было внешние символы, как, например, христианский крест, а в иудаизме — Маген Давид. Считается, что это неправильно. Единственным знаменем было зеленое знамя, которое изначально было у мусульман в войнах, и на нем была надпись «Аллаху акбар», то есть «Аллах велик». Вот и все. А чтобы какие-то символы были первоначально — нет, такого не было. Эти символы уже вторичны.

Алексей Муравьёв, кандидат исторических наук, руководитель ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project.

Мусульмане поклоняются пророку Мухаммеду

Это неправда.

Ислам — последовательная монотеистическая религия. Речь идет о том, что поклонения достоин только Бог. Мухаммед считается человеком, достойным подражания. Согласно мусульманским представлениям, Мухаммед — такой же пророк, как и Иисус, Моисей и другие. Пророки безгрешны по своей природе. То, что они делают и говорят, — это слова и поступки безгрешных людей. Именно поэтому они достойны подражания. В исламе считается желательным вести себя так, как вели себя пророки. Это нельзя путать с поклонением. Никакого поклонения Мухаммеду быть не может, но следовать его примеру считается желательным. Следование примеру Мухаммеда в исламе называется «Сунна».

Ахмет Ярлыкапов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник МГИМО (У) МИД России.

Ислам — самая молодая религия

Это правда.

Из авраамических монотеистических религий ислам, действительно, является самой молодой. Первая авраамическая монотеистическая религия — иудаизм, вторая — христианство, а вот третья — это ислам. Отчет исламского времени ведется от Хиджры — года переезда пророка Мухаммеда из Мекки в Медину — это 622 год по христианскому календарю. Таким образом, среди авраамических монотеизмов ислам — самый молодой.

Эти три религии тесно взаимосвязаны, между ними есть немало общего. Но все они основаны на авраамическом монотеизме. И в исламе он наиболее последовательный, наиболее жесткий. Там, например, нет понятия Троицы. Богословские дискуссии между исламом и христианством вечные, и они продолжаются.

К монотеизму можно отнести буддизм, который распространен в Южной и Юго-Восточной Азии. Есть еще индуизм, в котором элементы монотеизма сочетаются с элементами многобожия.

Алексей Малашенко, доктор исторических наук, профессор, член научного совета Московского центра Карнеги.



комментариев