«Поколение М» – это мусульмане, принадлежащие к поколению тех, кто родился в последние 30 лет, но со своими особенностями.
В отличие от американских и европейских сверстников-христиан, большинство которых поворачивается спиной к организованным формам религии, «поколение М» имеет «одну главную черту, а именно то, что они считают, что религиозность и жизнь в современном мире идет рука об руку, между этими вещами нет абсолютно никакого противоречия», — говорит автор книги «Поколение М: Молодые мусульмане меняют мир» Шелина Джанмохамед (Shelina Janmohamed).
Эта книга — первый подробный портрет этой влиятельной группы в составе наиболее быстро растущей мировой религии.
Обычно, когда говорят о мусульманах в частности и о религиозных людях в целом, получается довольно унылый образ… А молодым мусульманам отчаянно нужен рупор, чтобы заявить, "мы делаем обычные вещи, как все остальные, нам есть что сказать интересного".
Эти люди являются энтузиастами, динамичны, активны, креативны и требовательны, и одновременно они гордятся своей религией.
«Их религия влияет на все, и они хотят, чтобы мир знал об этом. Этим они отличаются от своих сверстников-немусульман. Их будет формировать этот единственный фактор, и мир, на который они влияют, должен приспосабливаться к их потребностям… Это технически подкованная, самостоятельная и молодая группа, которая считает, что их идентичность сосредоточивает в себе веру и современность».
Демография рисует головокружительную траекторию. В 2010 году в мире жило 1,6 млрд мусульман, статистические прогнозы говорят о росте на 73% в следующие сорок лет – это в два раза превышает средние темпы роста. По данным Исследовательского центра Pew Research, к 2050 году в мире будет 2,8 млрд мусульман, и они будут составлять четверть населения планеты.
Из 11 стран, которые в этом веке пополнят ряды крупнейших мировых экономик, население шести состоит, преимущественно, из мусульман, в еще двух мусульмане составляют крупную группу населения. К 2050 году наибольшее количество мусульманского населения будет проживать в Индии – примерно 311 млн человек – хотя при этом они все равно будут являться меньшинством на фоне огромной численности всего населения страны. Молоды, влиятельны и динамично развиваются мусульманские общины Британии, Европы и Северной Америки. Треть всех мусульман моложе 15 лет, две трети от оставшейся части – моложе 30 лет.
К 2030 году количество мусульман, принадлежащих к среднему классу, утроится и достигнет 900 млн, это стимулирует потребление и общественно-политические изменения. Эта группа обладает колоссальной покупательной способностью: по самым последним прогнозам, изложенным в докладе о состоянии глобальной исламской экономики (State of the Global Islamic Economy Report), к концу десятилетия стоимость пищевой отрасли и индустрии образа жизни формата халяль, составит 2,6 трлн долларов, рост исламских финансов пойдет по столь же головокружительной траектории. Объем отрасли путешествий халяль составит 233 млрд долларов. В 2014 году индустрия мусульманской моды оценивалась в 230 млрд долларов, 54 млрд тратилось на косметику для мусульман.
«Судя по этим красноречивым цифрам, росту мусульманского среднего класса, сдвигу экономического и политического могущества в сторону Ближнего Востока и Азии, где проживает большая часть мусульман мира, судя по тому, что мусульманские меньшинства действуют как влиятельные и скоординированные лидеры посредством вдохновляющей силы их религии и отказа мириться с существующим положением, "поколение М" настроено на перемены. И эти перемены произойдут», — пишет Джанмохамед.
И она очерчивает круг этих перемен. Спрос на товары халяль (дозволенные мусульманам) стимулируют рост целого ряда отраслей: пищевой, косметической, индустрий моды и путешествий. Среди десятков предпринимателей, упомянутых в книге, семья Радван (Radwan) из Оксфордшира, которая отрыла ферму органического халяла, предпринимательница Шазия Салим (Shazia Salim) со стартапом ieat – это производство готовых блюд-халяль от пастушьего пирога до лазаньи, которые теперь продаются в ведущих британских розничных сетях Asda, Sainsbury’s и Tesco, и «абсолютно новая индустрия мусульманской моды», которая объединяет онлайн-ритейлеров, видео-блогеров, организаторов показов мод и высокую моду.
Но, по мнению автора, «поколение М» хочет выйти за рамки халяла и прийти к формату «тайиб» что, в примерном переводе, значит «этический, благотворный». Они хотят добиться целостности всей производственно-потребительской цепочки. Они считают необходимым с уважением относиться к ресурсам, отказаться от эксплуатации рабочих, занятых в базовых отраслях. Принципы устойчивости и возобновляемости – часть исламской идеи о «доверенном руководстве Землей», поборниками которого являются экологически сознательные мусульмане «поколения М».
Как утверждает Джанмохамед, поколение мусульман, родившихся на стыке тысячелетий, формируют два фундаментальных фактора. Один – это события последних 15 лет, последовавших за 11 сентября 2001 года, и глобальный ответ на так называемый исламский экстремизм и терроризм, второй – это интернет, который автор называет «клеем, скрепляющим [поколение М] и создающим критическую массу, превращающую его в силу глобального влияния».
Интернет, по мнению писательницы, также «дал место [традиционно] задвигавшимся на задний план голосам общины – мусульманской молодежи и женщинам», позволив им выражать свои взгляды. При этом некоторые из них выражают разочарование и недовольство тем, что о них судят по хиджабу или считают, что религия их угнетает. Джанмохамед приводит слова 20-летней Азры:
«Я молодая мусульманка. Мой хиджаб меня не подавляет, а освобождает. Если вы этого не понимаете, это ничего, вам и не нужно… То, что вы видите в моих глазах, это мольба не о помощи, а о том, чтобы вы шли со всей своей самодовольной чепухой куда подальше».
Мусульманки не только не чувствуют себя униженными и оскорбленными – они испытывают все больше свободы в образовании, трудоустройстве, общественной жизни, браке, деторождении, говорит Джанмохамед.
«Если представить себе лицо глобальных перемен, то это, скорее всего, будет мусульманка: она принадлежит к самой крупной группе населения в странах, где изменения происходят быстрее всего, и к сегменту, где эти изменения самые сильные. А они происходят именно в жизни мусульманской женщины».
Хотя 42-летняя Джанмохамед не принадлежит к «поколению М», она во многих отношениях воплощает собой образ молодой мусульманки, который описывает.
Она родилась в Лондоне в семье иммигрантов, приехавших в Соединенное Королевство с одним чемоданом и 75 фунтами в кармане.
«Религия была важна у нас в семье. Помню, мои родители молились и постились, регулярно ходили в мечеть. Наша мусульманская община была фундаментом социальной жизни семьи. Но в школе мне приходилось прятать раскрашенные хной руки, скрывать, что дома мы едим карри, и я очень стеснялась того, что я мусульманка».
Только поступив в Оксфорд, она начала носить хиджаб.
«Для меня университет оказался освободительным опытом. Я открыла, кто я и что часть меня составляет исламская идентичность, которая так сильно подавлялась в школе».
После университета она еще обучалась маркетингу, потом год работала в Бахрейне, и это открыло ей глаза на то, как живут мусульмане в других странах. Она вернулась в Великобританию незадолго до событий 11 сентября 2001 года, а после лондонских терактов 2005 года начала вести блог, в котором «говорила о том, что значит быть британкой, мусульманкой, женщиной. Казалось, что разговор о том, кто балансирует между разными культурами и ему удобно в каждой из них, просто никто не слышит».
Из блога выросла книга под названием 'Love in a Headscarf’ (Любовь в хиджабе), напечатанная в 2009 году и рассказывающая о ее 10-летних поисках любви в традиционном договорном браке.
Джанмохамед была нанята для запуска подразделения рекламно-маркетингового агентства Ogilvy&Mather под названием Ogilvy Noor, занимающегося консультированием марок по вопросам привлечения мусульманских потребителей.
Она начала работать на Ogilvy&Mather на восьмом месяце беременности первым ребенком, а большая часть «Поколения М» была написана ею во время второй беременности и с полуторагодовалой дочкой на руках. В посвящении Джанмохамед написала: «Моим девочкам. Так как вы можете делать что угодно. Примите это от мамы».
У «поколения М» большие запросы, говорит она:
«Они хотят быть космонавтами, на Олимпиаде у нас были фехтовальщицы, на зимнюю Олимпиаду едут конкобежки, авиалинии Брунея имеют женский летный экипаж – все это молодые люди, которые сражаются с тем фактом, что их стремления могут не вписываться в реальность, которая пытается зажать их в определенные рамки».
Не все молодые мусульмане принадлежат к «поколению М», соглашается она. Эта принадлежность зависит не от дохода или уровня образования, а от наличия определенного сочетания черт: религиозности и современности.
На мой вопрос о тех, кому предназначена ее книга, она отвечает, что ее целью было создать платформу для «поколения М», «чтобы этих людей услышали. Чтобы они разобрались в собственной идентичности и укрепляли ее, в том, как они говорят друг с другом».
«И это обращение к более широкой мусульманской общине, чтобы она поняла происходящую внутри нее динамику, проблемы мусульманской молодежи и пути их решения», — добавляет она.
Но одновременно – и даже преимущественно – это книга для широкого читателя. А как маркетинговый специалист Джанмохамед хочет, чтобы глобальные бренды и мультинациональные корпорации пробудились и поняли власть «мусульманского фунта», доллара, рупии или евро.
«Бренды слишком осторожничают, — говорит она, указывая, что бизнес тоже не застрахован от стереотипов и предрассудков. — Идея о том, что мусульмане действительно что-то покупают, кажется прямо-таки радикальной. Между тем мусульмане говорят: "Привет, у нас есть деньги, и мы готовы их тратить, мы молодые и классные, поэтому относитесь к нам так же, как относитесь ко всем остальным"».