Семейные роли

Распределение прав и обязанностей в мусульманской семье основано на естественных, врождённых особенностях обоих полов. «К примеру, женский организм прекрасно приспособлен для деторождения, тогда как мужчины не способны на это. С другой стороны, мужчины хорошо подходят к полководческой деятельности; доверить женщине командование на поле боя равносильно бедствию. Это не вопрос превосходства или неполноценности. Речь идёт об отпущенных природой возможностях и подобающем их использовании» («Положение женщины в исламе», Исламабад, 1991. С. 7).

Такой подход расходится с западным, буквальным пониманием равенства полов, включающим, наряду с равенством прав, также равенство тяжести возложенных на мужчину и женщину задач (одним из аспектов равенства, например, считается право женщины работать в таких тяжёлых сферах деятельности, в которых заняты мужчины). Интересно, что научные заключения в данном случае выступают на стороне ролевого распределения функций.

Ислам и реалии

Согласно мнению американского социолога Энтони Гидденса, до сих пор не обнаружено такое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины. Он отмечает, что повсеместно первоочередной задачей женщины было воспитание детей и ведение домашнего хозяйства, тогда как политическая и военная деятельность остаётся, как правило, прерогативой мужчины.

Пытаясь разобраться в причинах такой ситуации, он приходит к выводу, что данные особенности предопределены врождённой природной сущностью полов: «Женщины дают детям жизнь и вскармливают их, причём, вследствие беспомощности младенцев, уход за ними требует больших усилий и постоянного внимания. Следовательно, роль материнства становится центральной в жизни женщины. Первоначальная, физиологически обусловленная близость матери к ребёнку, которого она родила и вскармливает, естественным образом приводит к тому, что она продолжает и далее заботиться о детях и воспитывать их. Такая роль женщины характерна для всех известных культур, и по этой причине основным полем деятельности для женщины становится домашнее хозяйство» (Энтони Гидденс, «Социология», М., 1999. С. 164).

Таким образом, ислам подходит к данному вопросу реалистично, что соответствует его особенности – основе на «фитре» – изначальной, нетронутой природной сущности человека. Вопрос не в том, кто более достоин перед Всевышним, а в том, как разделить обязанности, чтобы каждый исполнял то, к чему он более приспособлен.

Пол и достоинство

Мусульманский семейный кодекс, составленный исламскими учёными на основе Корана и Сунны, гласит: «Различия между мужчиной и женщиной в определённых особенностях, дарованиях и способностях, как физических, так и психологических, не делают одного из них выше другого достоинством, однако они связаны с возможностью выполнения стороной определённых бытовых и иных жизненных функций, с которыми не может справиться другая сторона. Таков закон Аллаха относительно всего человечества, действующий, в том числе, как среди самих мужчин, так и среди самих женщин. Женщина, в силу своей чувствительности, мягкости и женственности, является источником спокойствия, душевной и социальной гармонии для семьи и мужа. И, благодаря своей сущности и непомерному терпению в отношении процесса беременности, родов и материнства, занимается воспитанием детей, заботится о них, вскармливая их грудью, а также заботясь об их потребностях. Мужчина, в свою очередь, по причине своей силы, стойкости и способности непрерывно работать, призван обеспечивать семью пропитанием и удовлетворять её потребности, а также заниматься её воспитанием и защитой» («Мусульманский семейный кодекс», статья 7).

Всевышний Аллах сказал: «Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели. Просите у Аллаха из Его милости, ведь Аллаху известно обо всякой вещи»(Коран: 4, 32). Аллах также сказал: «Мужчины являются попечителями женщин потому, что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому, что они расходуют из своего имущества» (Коран: 4, 34).

Это различие непреложно, подтверждено реалиями материальной и социальной действительности и не отрицается никем, кроме как теми, кто готов отрицать истинное положение и суть вещей. Данное различие не означает, что представители одного из полов выше перед Аллахом, чем представители другого. Всевышний Аллах говорит: «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (Коран: 49, 13). То есть достоинство человека зависит от его богобоязненности, а не полового или иного отличия.

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в своей прощальной проповеди: «О люди, поистине ваш Господь один и ваш праотец один. Поистине, нет превосходства у араба над неарабом и у неараба над арабом и у красного над чёрным и у чёрного над красным, кроме как по богобоязненности», после чего добавил: «Пусть присутствующий доведёт до отсутствующего» (Ахмад, Аль–Байхаки, Ибн Мардавайх).

Уместно будет привести в отношении затронутого вопроса высказывание известного российского социолога Е. Р. Ярской Смирновой: «В главе о семье нового учебного пособия по социальной психологии (Основы социально–психологической теории. М., 1995. С.188 –189) приводятся результаты отечественных исследований, относящихся к концу 1980 годов. Среди факторов, прямо способствующих стабильности брака, на первом месте названы «высокие репродуктивные установки женщин», а на втором – «наличие в семье главы». В то же время расхождение репродуктивных установок мужа и жены, установок супругов на профессиональную работу жены и на характер главенства в семье названы в первых рядах факторов риска, обратно пропорциональных стабильности брака. В своё время публикация этих результатов послужила легитимирующим аргументом в пользу горбачёвской идеи вернуть женщину к её естественным семейным обязанностям. Сегодня те же аргументы предлагаются для изучения будущим психологам практикам, социальным работникам, семейным консультантам».  

Заключение

Коран, говоря о женщине, упоминает её роль и призвание: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца. А тот, у кого родился ребёнок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (Коран: 2, 233); «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие»(Коран: 31, 14). В то же время, как говорят о мужчинах, Коран упоминает битвы и сражения, управление и усердие, заработок и торговлю. Таким образом, реалии и действительность полностью соответствуют установкам шариата, регулирующим семейные взаимоотношения.



0 комментариев