Практически каждый день мы подвергаемся испытаниям и более или менее легко преодолеваем их. Это обусловлено предназначением человека и, как правило, закаляет нашу волю, оставляя положительный опыт в нашей жизни. Однако на долю каждого из нас может выпасть испытание, способное смутить и наиболее сильных, такое испытание, которое может сбить с ног любого из нас или, еще хуже, ‒ привести к уменьшению веры и забвению своих обязанностей перед Аллахом.
Так, иногда случается, что вы за что-нибудь отчаянно боретесь, прилагаете всевозможные усилия и старания, но у вас ничего не выходит. И вы отчаиваетесь и недоумеваете, почему все складывается именно так. Вам начинает казаться, что ситуация «моделируется» без вашего участия и события развиваются странным образом. И вы уже начинаете подумывать, что все происходящее несправедливо по отношению к вам, что вы этого не заслужили. И это наиболее опасный момент в вашей жизни, самое жестокое искушение.
Что же делать в таком случае? Как спасаться от шайтана, который атакует вас с двойным усердием, используя самые изощренные методы, подобно тому, как раненую, ослабленную лань добивает хищная птица, поедающая ее заживо.
Обратимся к основам исламского вероучения. Аллах Всевышний сказал: «Аллах ‒ Творец всего сущего. Он ‒ Покровитель всему» (Коран, 39:62).
Из суры «Выстроившиеся в ряды» (37:96) мы также знаем, что пророк Ибрахим (мир ему) говорил своим соплеменникам: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете».
Это означает, что лишь Могущественный Аллах ‒ Творец, а все остальное ‒ Вселенная, неживая природа, все живые существа, а также все действия сотворенных им существ ‒ создано Им. Рабы Аллаха, безусловно, обладают реальной способностью к действиям, как обладают они и определенными возможностями и волей, но Творцом их самих, их возможностей и воли все же является Аллах (Свят Он и Велик).
В суре «Скручивание» (81:28-29) Аллах объясняет нам, в какой степени мы обладаем волей: «... для тех из вас, кто хочет стать на прямой путь. Но вы не захотите этого, если того не захочет Аллах, Господь Миров».
Это, однако, совсем не означает, что мы ‒ марионетки Аллаха, ведь мы способны различать добро и зло и выбирать между ними, и в День Суда Мудрый и Щедрый Аллах будет засчитывать нам не только то, что нам удалось совершить по Его воле, но и наши не воплотившиеся намерения. Таким образом, при условии, что ваша воля совпадает с волеизъявлением Аллаха, то, к чему вы так стремитесь, произойдет.
По свидетельству Абу-Зарра аль-Гифари, пророк Мухаммад (мир ему и благословение) передал следующие слова Аллаха: «О слуги Мои, Я запретил притеснение Самому Себе и запретил это вам, поэтому не притесняйте друг друга. О слуги Мои, все вы заблуждаетесь, кроме тех, кого Я наставил, поэтому ищите Моего наставления, и Я наставлю вас. О слуги Мои, все вы голодны, кроме тех, кого Я накормил, поэтому ищите пищи Моей, и Я накормлю вас. О слуги Мои, все вы наги, кроме тех, кого Я одел, поэтому ищите одежд Моих, и Я одену вас. О слуги Мои, вы грешите ночью и днем, и Я прощаю все грехи, так ищите прощения Моего, и Я прощу вас... О слуги Мои, ваши деяния Я подсчитываю и затем вознаграждаю вас, так что пусть тот, кто обретет добро, восхваляет Аллаха, а тот, кто обретет иное, пусть винит только самого себя» (Муслим).
Для того, чтобы все сложилось удачно, необходимо, во-первых, начинать любое дело с «бисмиЛлях», т. е. «во имя Аллаха». Во-вторых, постоянно испрашивать у Аллаха (Свят Он и Велик) поддержки, подсказки, руководства путем чтения ду'а и молитв cалят-уль-хаджа (молитва о помощи) и cалят-уль-истихара (молитва об испрошении руководства).
Когда шайтан подступает к вам, забрасывая вас странными и нехорошими мыслями, после каждой такой мысли читайте ду'а: «Ищу защиты у Аллаха от шайтана, побиваемого камнями» или другие ду'а или сделайте два дополнительных ракята и прочтите после этого следующее ду'а (лучше по-арабски): «О Живой, Сущий, о Обладатель Величия и Щедрости, о Создатель небес и земли, к милосердию Твоему обращаюсь за спасением! О Великий Аллах, если то, к чему я стремлюсь (чего добиваюсь), хорошо для меня и моей веры, то сделай так, чтобы это осуществилось. Если же нет, то отведи это от меня и помоги мне легко смириться с утратой, убереги меня от шайтана, помоги мне приблизиться к Тебе и много прославлять Тебя, и обращаться за помощью и поддержкой к Тебе одному».
Может случиться и так, что то, чего вы так самоотверженно добиваетесь, вы не получите скоро, а лишь спустя довольно долгое время. Возможно, Аллах испытывает вас, преподает вам урок терпения и учит вас добродетелям (здесь уместно вспомнить о пророке Юсуфе (мир ему)). Для того, чтобы пережить это трудное время, вы должны прибегать к Аллаху посредством ду'а. При этом вы должны помнить, что урок страдания имеет определенную, высокую цель, ведь «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения...» (Коран, 2:185).
Помните о том, что то, что с вами случится в будущем, уже предопределено Аллахом и занесено в книгу ваших дел. Таким образом, как бы вы ни старались, вы не можете изменить свою судьбу, вы лишь можете построить свою жизнь так, чтобы Всеведущий Аллах был доволен вами.
Абу Аббас Абдулла (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды, когда я сидел позади пророка (мир ему и благословение), он сказал: "Молодой человек! Я научу тебя некоторым заповедям: помни об Аллахе, и Аллах защитит тебя, помни об Аллахе ‒ и ты увидишь Его перед собой. Если спрашиваешь, спрашивай у Аллаха, если ты ищешь помощи, ищи ее у Аллаха. Знай, что если народ объединится, чтобы облагодетельствовать тебя, он облагодетельствует тебя только тем, что Аллах предписал тебе; знай, что если народ объединится, чтобы навредить тебе чем-то, он навредит тебе только тем, что Аллах уже предписал тебе. Перо уже оторвано, и страницы высохли"» (Ат-Тирмизи).
Однако может произойти и то, что вы вовсе не получите или утратите то, что так необходимо и дорого вам. В таком случае вспомните, что Мудрый Аллах распределяет Свою Милость на основании знания ваших сердец. Коран, 2:286 гласит: «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее».
Стоит только оглянуться вокруг себя, и вы увидите, что повсюду вас окружают люди, гораздо более несчастные и беспомощные, чем вы. В нашем мире так много созданий, глядя на которых начинаешь по-настоящему ценить то, чем обладаешь! Но даже самые несчастные из Божьих созданий при более пристальном рассмотрении выглядят менее несчастными! Так, иногда Аллах (Свят Он и Велик) отнимает у человека ногу, но взамен дарует многое в будущей жизни. Почувствовав свое бессилие перед Создателем, некоторые люди обращают к Аллаху свои сердца, их души развиваются и становятся лучше и ближе к Нему. Значит, в нашем случае мы наблюдаем проявление милости Щедрого Аллаха, несмотря на то, что (как может показаться неискушенному уму) в реальной действительности это выглядит иначе.
Нам остается только помнить о предопределении, повиноваться установленным Аллахом законам с еще большим усердием и просить Его, чтобы Он помог нам удержаться на прямом пути, помог смириться с нашей участью и чтобы Он уменьшил наши страдания и переживания. Чем чаще вы будете вспоминать Аллаха в своих ду'а и прибегать к Его помощи, тем более слабыми и ничтожными будут козни шайтана. И в таком случае вы можете надеяться на награду Аллаха (Свят Он и Велик) в будущей жизни и на то, что Он даст вам взамен что-нибудь гораздо ценнее утраченного.
Итак, если вы будете жить строго по законам Шариата, при этом непременно моля Аллаха о содействии в ваших мирских и религиозных делах и уповая на Него, Всевышний Аллах облегчит вам достижение желаемого или вашу участь и поможет отдалиться от неодобряемого. По свидетельству Абу Абдуллы ан-Нумана (да будет доволен им Аллах), пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «То, что законно, ‒ понятно, и то, что незаконно, ‒ понятно, а между ними есть много сомнительного, о котором мало кто знает. Поэтому тот, кто избегает сомнительных дел, очищает себя по отношению к своей религии и своей чести» (Аль-Бухари и Муслим).
«Действуйте, ибо каждому будет облегчено достижение того, для чего создал его Аллах», ‒ говорится в хадисе, встречающемся у аль-Бухари и у Муслима.
Наш пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Достойно удивления положение верующего, ибо все в его положении является благом, и не дано это никому, кроме верующих: если случается с ним что-нибудь радостное, он благодарит Аллаха, а если постигает его горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).