На минувшей неделе глава Духовного управления мусульман Поволжья, сопредседатель Совета муфтиев России Мукаддас-хазрат Бибарсов дал интервью татарстанскому информационному агентству «Ислам для всех». В беседе были затронуты самые разные вопросы – от насущного объединительного процесса до личных впечатлений Мукаддас-хазрата о Казани. Приводим вашему вниманию наиболее интересные моменты.
О религиозном образовании
Муфтий отметил, что внедрение преподавания основ православной культуры (ОПК) в школах - это серьезнейшая проблема.
- Сегодня в Татарстане даже есть деятели, которые с высокой трибуны пытаются нас убедить, что введение с 2012 года этого предмета в школах не страшно, потому что это культурологический предмет. Об этом, в частности, было сказано недавно, на расширенном заседании исполкома Всемирного конгресса татар 12 декабря. Хочется предложить таким деятелям, высказывающим подобную точку зрения, выйти из своих кабинетов и поездить по регионам, где преподают ОПК. И они увидят, что нет там культурологии. Это мировоззренческий предмет!
Об объединении мусульманских центров
По мнению Мукаддаса Бибарсова, ожидать объединения в ближайшие полгода точно не стоит.
- Есть определенные проблемы, которые нам надо решать. Когда сидишь и обсуждаешь их, то они кажутся простыми. Но надо иметь введу, что за каждым руководителем есть масса людей. Здесь начинаются вопросы, проблемы. Прежде всего, нам необходимо объединиться в тех регионах, где существует несколько муфтиятов. Это не нормально, когда в области два, а иногда и три муфтия. Какие вопросы могут в таких условиях решаться?
О двух составляющих российской уммы - народах Кавказа и татарах
- Я бы не стал противопоставлять. Сейчас очень большой процент в мечетях представителей мусульман из южных регионов, которые вносят достойный вклад в развитие ислама. Они не только прихожане, они финансируют образовательные программы, просветительские проекты, принимают участие в социальных акциях.
О слабой религиозности татар
- Проблема здесь есть. Слушая наших национальных активистов, просто поражаешься. Я сам был в национальном движении с конца 1980-х годов, когда поднимались многие вопросы, в том числе и религиозные. Но в 1991 году я вышел из него, когда понял, что большая часть национальных лидеров используют ислам как декорацию, не больше того. Перед уходом я заявил, что ислам без татар проживет, а татары без ислама не смогут. Сегодня многие начинают понимать, что одними разговорами, одними призывами, тем более двойной моралью, ничего не добьешься, что двойной жизнью жить нельзя. Национальные активисты рассуждают об исламе, говорят о том, каким он должен быть. Но почему они не понимают, что само их существование, наше существование, зависит от Того, Кто все создал. И условием нашей достойной жизни и того, что мы хотим претворить в жизнь, является благодарность своему Создателю. А формами этой благодарности является намаз, пост, хадж. Почему они забывают об этом и при этом говорят нам о том, что надо делать? Давайте начнем с себя.
О роли национальных татарских организаций
- Я думаю, нашим национальным организациям пора заниматься непосредственно своими уставными обязанностям, открывать воскресные школы, кружки пропагандировать свой язык, культуру.
О мусульманской столице России
На вопрос журналиста о том, как относится Мукаддас-хазрат к тому, что Казань пытаются называть мусульманской столицей России, муфтий ответил:
- Казань всегда играла большую роль в нашей истории. Это мощный город целого пласта цивилизаций. Если говорить о мусульманском центре, то да, Казань был мусульманским центром, и я несколько не сомневаюсь, что Казань, инша Аллах, будет мусульманским центром России. Она будет духовным, просветительским центром мусульман нашей страны. И мы видим, что в этом отношении есть серьезные продвижения вперед.