Комитет по фетвам ДУМ Саратовской области
На статью «БУКВАЛИЗМ В КУРБАН-БАЙРАМЕ ЗАДАВИЛ ИЗНАЧАЛЬНЫЙ СМЫСЛ», опубликованную 10 августа 2019 года на интернет-портале «БИЗНЕС ONLINE».
- Введение
- Место пророков и посланников (мир им) в исламском вероубеждении
- Пророк Ибрахим (мир ему)
- Клеветнические тезисы автора статьи
- Выбранная автором риторика и стиль изложения
- Манипуляции и скрытый посыл статьи
- Выводы, рекомендации и обращение
ВВЕДЕНИЕ
В публичном пространстве России на протяжении последних лет распространяются идеи, направленные на раскол и пересмотр основ Ислама. Попытки маргиналов заполнить мусульманскую повестку информационным мусором можно было бы не замечать. Тем не менее, статья «Буквализм в Курбан-Байраме задавил изначальный смысл», опубликованная на сайте интернет-портала «БИЗНЕС ОNLINE» в августе 2019 года, не просто касается полемических вопросов, но вызывающе попирает центральные элементы исламского вероубеждения, извращает образ Ислама в глазах читателя. Цель этой статьи – подрыв веры мусульман через нивелирование образа Пророка Ибрахима (мир ему), уничижение его мотивов и деяний.
Сохранение основ Ислама является ключевой ценностью всех мусульман. Этим мы руководствуемся в повседневной работе. Чтобы отделить правду от лжи, мы посчитали важным обратиться к нашим единоверцам с разъяснением того, как следует воспринимать провокационные идеи автора статьи, с надеждой предупредить заблуждения сомневающихся.
Также мы считаем важным подчеркнуть, что сегодня перед российским мусульманским сообществом стоят гораздо более серьезные задачи, чем та псевдорелигиозная повестка, что навязывается нам маргиналами. В опоре на предписания Аллаха нам необходимо заниматься системным самосовершенствованием, актуализацией стоящих перед нами целей, созидательным и полноценным трудом ради общего блага. К этому мы призываем самих себя и наших единоверцев.
МЕСТО ПРОРОКОВ И ПОСЛАННИКОВ (мир им) В ИСЛАМСКОМ ВЕРОУБЕЖДЕНИИ
Иман основывается на шести столпах. Вера в пророков – столп имана.
Аллах в Коране сказал: «Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: "Мы веруем в одних и не веруем в других", - и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими (Св.Коран, сура 4 Женщины, 150,151)».
«Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом и Микаилом, то ведь Аллах является врагом неверующих (Св.Коран, сура 2 Корова, 98)».
Толкование: «Все люди делятся на правоверных, уверовавших в Аллаха и всех Его посланников, и неверующих, отвергающих все это. Но есть еще третья группа — это те, кто заявляет, что уверовал в одних посланников, но не признает других. Они фактически проводят грань между Аллахом и Его посланниками, ибо если человек действительно возлюбил Его, то он непременно возлюбит всех Его посланников. Если же он питает ненависть к одному из посланников, то фактически питает ненависть к Аллаху и всем остальным посланникам».
Образ пророков и посланников Аллаха(мир им)
Пророки и посланники (мир им) обладают исключительными качествами. Они имеют благородное происхождение и высшую степень благонравия. Они честны и правдивы. У них совершенные качества в той степени, в какой совершенными могут быть люди. Они не имеют пороков, нравственных и моральных изъянов. С помощью Аллаха совершают чудеса, а после смерти продолжают поклонение Аллаху. Такова убеждённость мусульман, основанная на доверии Аллаху в том, что божественные установления передавались человечеству через достойнейших избранников, чьё совершенство не зависит от времени и обстоятельств. Если в этом мы не доверяем Аллаху, тогда мы не можем называться мусульманами.
ПРОРОК ИБРАХИМ (мир ему)
Один из пяти Твёрдых духом
Число пророков и посланников (мир им) достаточно велико, однако из их числа Аллах выделил пятерых Твёрдых духом, Улю-ль-‘Азм – Мухаммад, Нух, Ибрахим, Муса, Иса (см. Св.Коран и тафсир, 33:7 и 42:13). Каждый из этих посланников (мир им всем) имел эксклюзивную историческую миссию и занял самостоятельное место в едином векторе взаимоотношений человечества со своим Творцом. Так, пророк и посланник Ибрахим (мир ему) назван Аллахом Своим Возлюбленным другом. Ему посвящены многие аяты Корана. Сура 14 имеет название "Ибрахим". Его самого и его семью мы вспоминаем, произнося салават в конце каждого намаза. Несмотря на то, что вся цепь пророков и посланников (мир им) укладывается в единую миссию и имеет единый источник, именно с сунной Ибрахима (мир ему) последователей Мухаммада связывают многие значительные виды поклонения. Поэтому проявление и распространение сомнений в пророческой сущности и посланнической миссии Ибрахима (мир ему), в его качествах и в его мотивах является недопустимым для мусульманина.
Отношение мусульман к Ибрахиму(мир ему)
Любовь и почтение к семье Ибрахима (мир ему) являются отличительными качествами мусульман. Ревность по отношению к их образу является атрибутом правильного понимания религиозных принципов, утверждённых Кораном и сунной Пророка Мухаммада (мир ему). Именно этими чувствами вызвана реакция на клеветнические и циничные тезисы автора статьи об одном из величайших пророков (мир ему) и его семье.
Мы, мусульмане, надеемся и прилагаем все усилия для того, чтобы оставаться в границах исламского вероубеждения, в границах уммы Мухаммада, Ибрахима и всех посланников Аллаха (мир им), призывавших человечество к Исламу.
Мы прилагаем усилия, чтобы в силу наших грехов и недостатка знаний мы и наши дети не последовали бы за Иблисом, шайтанами из числа людей и джиннов, человеческими страстями и искушениями. Поэтому мы отвергаем попытки нечестивцев сбить нас с пути истины через сомнения в пророках Аллаха (мир им) и других незыблемых столпах нашей веры. Сделать это возможно лишь противопоставив греху покаяние и благие дела, а невежеству получение и обновление знаний, их реализацию. К этому мы и призываем самих себя и всех современных мусульман.
КЛЕВЕТНИЧЕСКИЕ ТЕЗИСЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ АВТОРОМ СТАТЬИ В ВИДЕ БЕССПОРНЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ
Тезисы и цитаты Батрова. Наши опровержения
- Пророк Ибрахим не обладал терпением«...Между женами пророка начались ссоры и склоки. В какой-то момент терпение праведника лопнуло...»
Терпение является необходимым качеством для достижения довольства Аллаха, а также непременным признаком тех, кем доволен Аллах. Говоря о пророках и посланниках (мир им), не остаётся никаких сомнений в том, что они обладали этим качеством в полной мере. Ибрахим (мир ему) проявлял терпение в поиске истины, проявлял терпение в призыве, проявлял терпение перед лицом разожжённого перед ним костра. Аллах в Коране сказал: «Воистину, Ибрахим был выдержанным, смиренным и кающимся (Св.Коран, сура 11 Худ, 75)». Ставить под сомнение терпеливость пророка (мир ему), названного Аллахом своим возлюбленным другом, означает либо злонамеренность по отношению к Ибрахиму (мир ему) и Тому, кто послал Ибрахима (мир ему) с истиной, либо крайнюю степень невежества.
Что же касается жён Ибрахима (мир ему), то низводить их роль до уровня склочных женщин, значит погрешить против истины, потому что они были не просто жёнами посланника Аллаха, они демонстрировали богобоязненность и покорность своему Господу. Аллах проявил к ним Свою Милость и Довольство. Так, Сара незамедлительно получила ответ на свою мольбу и была спасена от насилия со стороны нечестивца. Аллах удостоил Сару чести говорить с ангелами. Также Аллах упоминает Сару и радостную весть, которой Он обрадовал её: «А жена его стояла за завесой и рассмеялась. Тогда Мы сообщили ей радостную весть об Исхаке, а вслед за Исхаком - о Йакубе (Св.Коран, сура 11 Худ, 71)».
Говоря о Хаджар, необходимо упомянуть о той покорности своему Господу, а потом своему мужу, которую она проявила, будучи оставленной с грудным ребёнком посреди пустыни. Вспомним слова, которые Хаджар сказала Ибрахиму (мир ему): «Аллах ли повелел тебе сделать это?». Уже только этот вопрос демонстрирует высокие качества жены пророка (мир ему). Получив от Ибрахима (мир ему) утвердительный ответ, Хаджар сказала: «Тогда Он не оставит нас, достаточно нам Аллаха». Именно Хаджар, не опустившая руки перед лицом безнадёжного будущего для себя и своего ребёнка, но приложившая усилия к спасению, будучи уверенной в Милости Аллаха, оставила для верующих один из величайших уроков - самым сильным оружием, которое никогда невозможно отнять, является искреннее упование на Аллаха.
- Выражения "бросил на произвол судьбы" и "попечение Господа" тождественны в смысловом значении «...бросил их на произвол судьбы, или, говоря более религиозным языком, на попечение Господа...»
С точки зрения верующего человека два этих выражения противоречат друг другу, они находятся на противоположных смысловых полюсах. «Бросить на произвол судьбы» означает оставить без присмотра и поддержки, тогда как «попечение Господа» указывает на высшую степень защиты, кроме которой желать верующему больше нечего. Эти выражение тождественны только у тех, кто не имеет исламского вероубеждения или лицемерит, употребляя более религиозный или менее религиозный язык, когда удобно.
Аллах сам свидетельствует, что Ибрахим (мир ему) оставил семью именно на Его попечение, приводя в Коране слова Ибрахима (мир ему): «Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, — быть может, они будут благодарны (Св.Коран, сура 14 Ибрахим, 37)».
- Ибрахим безнравственнее террористов «…Что-то мне подсказывает, что даже изверги ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ террористической организации «ИГИЛ» — прим. ред.), которых современный мир, в том числе и мусульмане, единодушно проклял и справедливо причислил к шайтанам, как-то подобрее будут...»
Это крайне возмутительное высказывание! Оно оскорбляет и уничижает образ Ибрахима (мир ему), задевает религиозные чувства мусульман. Оно бесконечно далеко от действительности и принципов исламского вероубеждения. Поражает высокомерное отношение автора статьи ко всем мусульманам и к пророку Аллаха (мир ему), о котором Аллах сказал: «Аллах сделал Ибрахима (Авраама) Своим возлюбленным (Св.Коран, сура 4 Женщины, 125)». Действия Батрова нуждаются в суровой правовой реакции, а сам он достоин осуждения со стороны экспертного мусульманского сообщества и любого культурного человека.
- Ибрахим скрывал свои намерения от Исмаила и лгал ему«…Почему Авраам сказал про барана, история умалчивает: то ли солгал, то ли считал таковым Исмаила...»
Вопиющее и клеветническое обвинение Ибрахима (мир ему) во лжи Исмаилу (мир ему) опровергнуто самим Аллахом, который говорит о том, как Ибрахим (мир ему) поступил после получения им пророчества. «Тогда Мы обрадовали его вестью о кротком мальчике. Когда Исмаил достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он Ибрахим сказал: "Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?" Он сказал: "Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых". Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: "О Ибрахим! Ты оправдал сновидение"... Мы выкупили его великой жертвой. Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву. Мир Ибрахиму! (Св.Коран, сура 37 Стоящие в ряд, 101-109)». Также Аллах говорит: «Помяни в Писании Ибрахима. Он был правдивейшим человеком и пророком (Св.Коран, сура 19 Марьям, 41)».
Эти прекрасные аяты демонстрируют абсолютное доверие, глубину чувств и любовь между Ибрахимом (мир ему), Исмаилом (мир ему) и их Господом, которому они всецело доверились. Аллах говорит нам о том, что Он оставил добрую молву об Ибрахиме (мир ему) и его семье в сердцах человечества, кроме тех, кто отвергает божественную милость. Аллах с высоты своего абсолютного могущества и величия говорит: «Мир Ибрахиму!», тем самым утверждая его незыблемое великое место среди всех творений. Когда мы читаем эти аяты, мы ощущаем трепетную дрожь благодарности Аллаху и почтения Его посланнику (мир ему).Батров же пытается вытравить из сердец мусульман эти чувства, стереть нашу привязанность к Другу Аллаха, разорвать цепь преемственности пророческой миссии единобожия.
- Шайтан является героем и гуманистом, спасающим Исмаила. Аллах и шайтан действуют в общем направлении«…Позднее традиция назовет несостоявшегося спасителя Сатаной, ведь он хотел помешать исполнению пророческого обета. Сегодня же мы назвали бы того, кто пытается предотвратить смертоубийство, скорее героем... В самый последний момент, который мог стать роковым, когда уже нож Авраама устремился к горлу Исмаила, вмешался Сам Господь, который повелел ретивому пророку остановиться, а вместо человека принести в жертву барашка. То, что не получилось у старца, стало возможным благодаря Милосердному Богу…»
Р.Батров искажает важнейшие основы исламского вероучения, смешивает благое с мерзким, безгрешное с проклятым.
Своим намерением и решимостью пожертвовать сыном Ибрахим (мир ему) реализовывал пророческую миссию, как пример и урок для всего человечества. Задача Иблиса и его наследников - сбивать людей с пути истины, отвращать их от Аллаха. Тот, кто противостоял Ибрахиму (мир ему) в его послушании Господу, был назван шайтаном по праву, он не является милосердным героем. Когда шайтан попытался испытать веру Ибрахима, но был побит камнями. Когда веру Ибрахима испытал Аллах, тот покорился, возвеличил и возблагодарил Своего Творца. Шайтан попытался испытать Ибрахима ради того, чтобы отвратить пророка (мир ему) и всё человечество от Аллаха. Аллах испытал Ибрахима (мир ему), чтобы приблизить Ибрахима и всё человечество к Себе.
- Сны Ибрахима могли быть наваждением шайтана «…Аврааму приснилось убийство родного сына, и у него даже в мыслях не зародилось сомнение, что наваждение могло быть и от Сатаны…»
Предполагать подобное, означает отказаться от доверия Аллаху, отказаться от всего контекста истории Ибрахима, переданной человечеству Аллахом и пророком Мухаммадом (мир ему). Вероубеждение мусульман заключается в том, что Ибрахим – это величайший пророк и посланник Аллаха. Пророки (мир им) защищены от наваждений и ошибок в вопросах пророчества. Батров ставит под сомнение эти принципы и навязывает мусульманам свою точку зрения, не подкрепляя её ничем, кроме поверхностных противоречивых суждений.
- Ибрахим будучи бездетным дал обет убить своего первенца. Не выполнив этот обет, Ибрахим утрачивает статус пророка «...Вообще, желание зарезать своего отпрыска посещало Божьего избранника еще до его рождения. Авраам же долгое время был бездетным, и тогда он дал обет, что если от него народятся потомки, то первого из них он прирежет, естественно, не просто так, а в благодарность Богу...Бог в истории с жертвоприношением не дает Аврааму возможности остаться верным своему обещанию. Авраам в результате как бы утрачивает ни много ни мало фундамент своего пророческого статуса…»
Убийство кого бы то ни было, тем более ребёнка, является богопротивным и ужасным поступком со времён сотворения Адама. Приписывающий подобные намерения пророкам и посланникам Аллаха (мир им) является нечестивцем. История с намерением на принесение в жертву ребенка, схожая с описанной в статье, имела место в жизни деда пророка Мухаммада (мир ему), также без трагического окончания. Приписывать эту историю Ибрахиму (мир ему), выводить из неё умопомрачительные выводы об утрате Ибрахимом статуса пророка, транслировать их на массовую аудиторию, означает грубо манипулировать и искажать коранические установления и основанные на них принципы мусульманского вероубеждения – это нечестие и очевидная ересь. Сам Аллах, подтверждая вечный статус пророка Ибрахима (мир ему), сказал: «Кто же отвернется от религии Ибрахима (Авраама), кроме глупца? Мы избрали его в мирской жизни, а в Последней жизни он будет в числе праведников (Св.Коран, сура 2 Корова, 130)».
РИТОРИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К УБЕЖДЕНИЯМ МУСУЛЬМАН
Ревизия морали
Одним из атрибутов высокой степени веры является благой нрав, вмещающий в себя широкий круг человеческих достоинств – стыдливость, честность, уважение к окружающим, почтение к учёным и многое другое. Хадисы пророка Мухаммада (мир ему) свидетельствуют о великой роли благонравия для достижения довольства Аллаха: «Я был послан, чтобы довести до совершенства праведный нрав (Ахмад, аль-Хаким, аль-Бухари)», «Одними из самых любимых и близких ко мне в День Воскресения будут обладатели наилучшего нрава (Ат-Тирмизи)». Выбрав безнравственный и аморальный тон по отношению к пророку Ибрахиму (мир ему), автор рассматриваемой статьи противопоставляет себя тому образу мусульманина, к которому нас призывает пророк Мухаммад (мир ему).
.
Высокомерие по отношению к пророку Ибрахиму(мир ему)
Тщательно обдуманная деконструкция и актуализация ряда распространённых в мусульманском сообществе императивов является важной задачей для мусульман. Между тем подход автора статьи не имеет к этому никакого отношения. Своей риторикой он делает попытку растоптать священный образ пророков (мир им), величие их побуждений и деяний. Более того, он толкает к этому читателей. Пытаясь низвергнуть Ибрахима (мир ему) с высоты его пророческого статуса, он высокомерно норовит указать ему на низкий нравственный уровень по сравнению с современным человечеством. Процитируем лишь некоторые из одиозных оборотов Батрова по отношению к посланнику Аллаха Ибрахиму (мир ему). «…современному человеку сложно понять и оправдать такое поведение двоеженца… Ну приснилось и приснилось, мало ли что привидится во сне… Такие вот мысли царили в голове человека, который в исламе считается абсолютно безгрешным… даже изверги как-то подобрее будут... повелел ретивому пророку остановиться… (Ибрахиму) убить человека? А почему бы и нет…»
Издевательство в отношении духовных институтов
Рассматриваемая статья пронизана саркастическим тоном и высокомерной насмешкой над пророком Ибрахимом (мир ему). Между тем Аллах предупреждает людей: «И не считайте знамения Аллаха шуткой (Св.Коран, сура 2 Корова, 231)». Аллах выносит суровый приговор насмешникам: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». (Св.Коран, сура 9 Покаяние, 65-66)».
Возмущение, вызываемое у мусульман статьёй, естественно и закономерно. Вместе с этим задача, стоящая перед мусульманами, заключается в разумном неэмоциональном подходе к формированию квалифицированной реакции на такие вызовы. Те, из современных мусульман, кто не готов к этому, рискуют уже к следующему поколению лишиться фундаментальных основ, сохраняющих нашу исламскую идентичность.
ЛОГИКО-РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ В СТАТЬЕ БАТРОВА
Цель статьи
Легко увидеть, что истинная цель - это подрыв устоев вероубеждения мусульман. Вопрос умышленности и реальные мотивы автора статьи мы не анализируем, однако придерживаемся позиции, что развитие мусульман, как и вообще существование исламской уммы невозможны в отрыве от исламского вероубеждения. Именно это отличает нашу веру от других идеологий. Каким образом мы, мусульмане, должны воспринимать попытки посеять в нас сомнение в совершенстве Ислама? Необходимо воспринимать их критически, замечать приёмы манипуляции и отделять правду от лжи, действуя в интеллектуальной плоскости.
Скрытое информационное внушение
Мы видим, что название рассматриваемой статьи сосредотачивает сознание читателей на размышлениях о Курбан-Байраме, а окончание призывает к переосмыслению жертвенности и благотворительности, то есть суть его работы завёрнута в обертку позитивных посылов. Действительно, почему бы не развивать благотворительность и другую социальную активность, когда это так необходимо. Почему бы не сосредоточиться на интеллектуальном росте и актуализации смыслов жертвенности в исламе. Однако, в оболочку здравомыслия заложена мысль о развенчании образа Ибрахима (мир ему), мысль о низведении посланника Аллаха до уровня простого человека и даже ещё ниже. Всё это является атакой на такой столп имана, как вера в пророков (мир им). Маскируя эту мысль, автор статьи пользуется приёмом, который специалисты называют скрытым информационным внушением.
Разрушение духовных категорий
Насмешка над духовными и культурными ценностями является другим известным приёмом манипуляции, направленным на разрушение святости объектов, связывающих общество в единое целое. Карикатура, колкость, сарказм, ирония, даже невинная шутка и тем более циничное издевательство – всё это недопустимо по отношению к духовным категориям. Понимая это, мусульмане должны защищать свой разум, защищать от издевательств религиозные ценности, отвечать на такие попытки интеллектуальными усилиями, раскрывать окружающим подлинную сущность таких «шутников».
Ложное чувство вины
Другим приёмом манипуляции является порождение у мусульман чувства вины и стыда. Автор рассматриваемой статьи толкает мусульман к ощущению ущербности в связи с тем, что весь исламский мир, следуя «средневековым» принципам, «режет баранов», а не занимается реальной благотворительностью. Должны чувствовать стыд за культ желудка. За несоответствие вызовам современности и что бы то ни было ещё.
Мы же хотим сказать, что у мусульман нет причин принимать такие обвинения. Благотворительность имеет глубокие корни у мусульман России. Мы развиваем благотворительность без разделения на своих и чужих. У нас нет «культа желудка», наоборот Ислам призывает к умеренности. Мы празднуем и будем праздновать наши праздники, поздравлять друг друга, кушать вкусную пищу и накрывать красивые столы, помогая при этом окружающим.
В наших праздниках нет ничего безнравственного, наоборот, наши собрания, где нет алкоголя и конфликтов, где трапезы начинаются с поминовения Аллаха, где мы поддерживаем родственные и дружеские связи – это наша гордость. Разве другие стыдятся праздновать свои праздники, как того пожелают? Не будут стыдиться и мусульмане.
Поэтому мы не должны развивать в себе ложное чувство вины вместо того, чтобы работать над собой. Ни нам, ни нашим детям не нужен навязываемый исламофобами виртуальный моральный груз, не имеющий под собой основы. Мы гордимся своей религией и стремимся соответствовать ей.
Радикальная трансформация Ислама
В продолжение рассуждений о статье, целесообразно шире взглянуть на весь контекст творческой активности ее автора, из анализа которой напрашивается вывод о системном характере движения, направленного на разрушение основ Ислама. Батров и его единомышленники подвергают поверхностной критике, а порой и безосновательному порицанию учёных Ислама, элементы фикха и ряд других базовых положений нашей религии, например, необходимость вовремя читать намаз. С другой стороны, некоторые их статьи укладываются в плодотворный для мусульман вектор. Этот процесс носит характер одного шага вперёд и двух шагов назад по направлению от Ислама, что в свою очередь очерчивается системой изменения общественного сознания, известной как пресловутое «Окно Овертона».
Напомним, что эта концепция, пусть не закреплённая экспериментами и исследованиями, в общих чертах заключается в том, что любой тезис, укладывающийся в окно общественного дискурса (то есть имеющий устойчивый и приемлемый характер), определёнными процедурами можно довести до неприемлемого состояния. Например, приносить в жертву животное на праздник Курбан-Байрам может стать для мусульман неприемлемым и постыдным действием. Подобный процесс можно развернуть и в обратную сторону. Так, радикальную постановку вопроса о пророке Ибрахиме (мир ему), как о простом и даже безнравственном человеке можно сделать приемлемой для обсуждения.
Процедуры просты – через средства массовой информации проблема выносится на открытое обсуждение, раз за разом формулируется в более радикальном виде и перемежается конструктивными предложениями. Через некоторое время нормальное перестанет быть дозволенным, а радикальное станет рациональным. По этому пути идёт автор рассматриваемой статьи, толкая мусульман к отказу от наших базовых ценностей.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Необходимость критического восприятия
Статья пронизана клеветой и насмешками в адрес пророка Ибрахима (мир ему), гнусными инсинуациями в отношении Священного Корана и исламского вероучения в целом.
При этом автор статьи позиционирует себя в качестве мусульманина. В прошлом он являлся одним из высших руководителей Духовного управления мусульман Татарстана, работал имамом в крупном городе, был редактором исламского издательства. Имеет отношение к Академии наук Татарстана, ведёт колонку об Исламе на известном интернет-ресурсе. В связи с этим он может иметь у мусульман кредит неоправданного доверия и не вызывать критического восприятия, интеллектуального и правового противодействия. Те, кто понимает на что направлены такие действия, обязаны доносить до мусульман правдивую информацию.
Необходимость правовой реакции
Мусульмане должны осуществлять правовое противодействие антиисламской пропаганде. За очевидное оскорбление религиозных чувств нескольким десятком мусульман против Батрова были поданы заявления в правоохранительные органы. Мы просим Аллаха о благе для этих неравнодушных людей. Призываем всех мусульман прилагать усилия к тому, чтобы оскорбления наших духовных устоев получали правовую оценку. Сами мы также последовали этому призыву.
Мы не поддерживаем правовой нигилизм и отказ от взаимодействия с органами власти. Уверены, что подобный подход не обоснован.
Мусульмане должны прилагать усилия для внутренней трансформации
Российские мусульмане, будучи коренными жителями России, имеющими древнюю и великую историю, не должны чувствовать вину или стыд ни за свою религию, ни за самих себя. Нам не нужны «батровы», чтобы возвышать гуманность и нравственность, отвергать нечестие, убийства и притеснения. Нам не нужны «батровы», чтобы развиваться.
Российским мусульманским народам выпало много испытаний. Одно из самых страшных наши деды с честью прошли плечом к плечу с соотечественниками разных народов и религий, в первую очередь с русским народом. Скоро мы все вместе будем чествовать 75-летие Великой Победы.
Сегодня Аллах привёл всех нас к необходимости не просто соседствовать, но делить одну землю, один город, одну улицу и один дом. Аллах и Его последний посланник (мир ему) научили нас, как жить в мире, проявляя высшую степень благочестия, справедливости и добродетельности. Чтобы соответствовать кораническим стандартам, необходимы значительные усилия, трансформация нашего взгляда на самих себя и окружающий мир. Но мы готовы решать эти задачи.
Недвусмысленная позиция по отношению к антиисламской риторике
Какие рекомендации могут быть сформулированы в связи новыми вызовами, стоящими перед мусульманами в области сохранения исламской идентичности?
- Во-первых, российские мусульмане должны иметь и реализовывать собственную позитивную повестку, направленную на внутреннее самосовершенствование и на расширение созидательного участия в жизни общества.
- Во-вторых, пропагандистов антиисламской идеи необходимо подвергать общественному порицанию и бойкоту. Мусульмане должны отторгать из своей среды тех, кто, подобно Батрову, возводит клевету и оскорбляет пророков (мир им), покушается на столпы нашей веры. Нет ничего постыдного в том, чтобы обозначить неприятие к таким людям. Наоборот, постыдно обратное.
- В-третьих, как уже было сказано, важно объяснять широкой массе мусульман правду об изощрённых манипуляциях, которые ставят под сомнение наши духовные авторитеты и религиозные принципы.
Правда об Исламе, но не дискуссия с идеологами разрушения имана
Полемика с «батровыми» бессмысленна и вредна. Они являются идеологами и пропагандистами, игнорирующими принципы исламского вероубеждения и научного подхода. Их задача, возможно даже неосмысленная и неумышленная, в том, чтобы сбить мусульман с пути истины и распространить новую идеологию, в рамках которой Ислам будет заменён на суррогат. Нужно им оппонировать? Нет, по нескольким причинам:
- во-первых, антиисламские пропагандисты изначально не могут оспорить и опровергнуть фундаментальные убеждения мусульман, кроме как через ложь и манипуляции.
- во-вторых, оппоненты должны быть равны благородством и честью, но миссия Иблиса не равна вечным истинам Аллаха, антиисламская пропаганда не равна возвышенному исламскому призыву, пропагандист лжи и клеветы не равен благочестивому мусульманину.
- в-третьих, оппонирование неприемлемо, потому что методы мусульман и методы антиисламских пропагандистов имеют кардинальные различия. Так, важным аспектом исламского призыва является принцип «Нет принуждения в религии (Св.Коран, сура 2 Корова, 256)». В соответствии с этим принципом мусульмане не допускают в призыве к Аллаху манипуляций, лицемерия, лжи и других подлостей. Вспомним историю первых мусульманских мухаджиров, правдиво ответивших на вопросы эфиопского правителя, не смотря на изощрённость тех, кто их формулировал. Вспомним также обращение Иблиса к своим последователям: «…Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя… (Св.Коран, сура 14 Ибрахим, 22».
Поэтому мусульмане не должны полемизировать и дискутировать с антиисламскими пропагандистами, уравнивая тем самым исламский призыв с бесчестной пропагандой против религии Аллаха. Всё, что мы должны – это показывать сомневающимся людям, где правда, а где ложь. Должны честно называть негодяев и подлецов своими именами, чтобы они не обманули и не предали других. Мусульмане должны гордиться Исламом и никогда не низводить нашу веру до уровня обсуждения с горлопанами и нечестивцами.
Испытание на пользу мусульманам
Олицетворяемое автором рассматриваемой статьи движение против фундаментальных ценностей Ислама не является чем-то новым. Начиная с обещания Иблиса сбивать людей с пути истины, мусульмане всегда сталкивались с вызовами самого разного характера. Сегодня мы должны воспринимать действия таких, как Батров, не иначе как испытание, побуждающее нас осмыслить наши недостатки.
Призыв
В первую очередь мы обращаемся к российским мусульманам. Перед нами стоит важная задача трансформировать наше сознание и поведение. Интеллектуальный и качественный рост – это то, что мы должны обеспечить нашим детям и самим себе. Получение актуальных знаний, непреложное следование нравственным нормам, трудолюбие и энтузиазм должны сопровождать каждый день мусульманина. Ислам находится под защитой Аллаха и никуда не денется, а вот мы можем потерять нашу веру очень легко. Чтобы Аллах не заменил нас более достойными народами, необходимы усилия, на которые Аллах обязательно ответит всем Его могуществом и щедростью.
Воспринимая идеи автора рассматриваемой статьи как приводящие к заблуждению, считая его тезисы противоречащими Исламу, ради интересов мусульман мы обращаемся к руководителям российских мусульманских объединений, советам улемов в различных регионах, отдельным обладающим исламскими знаниями деятелям и богословам с просьбой сформулировать свою квалифицированную оценку действиям этого человека.