Как понимали ислам первые поколения мусульман и как понимаем его мы? Соответствует ли наше понимание религии Аллаха пониманию сподвижников Пророка (с.а.с.) и тех, кто жил после них? Для ответа на эти вопросы обратимся к истории.
Мухаммад (с.а.с.) жил на этой земле 63 года, двадцать три из которых он был пророком и посланником Аллаха. В 40 лет, получив откровение Всевышнего, он начал свою миссию. На протяжении последующих 23 лет аяты Корана ниспосылались по различным поводам и причинам (касающимся как личности, так и общества) как руководство для верующих, которому они должны неукоснительно следовать.
Коран давал людям ответы на вопросы о бытии, роли человека в нём, смысле человеческого существования, регулировал общественно политическую и социально экономическую стороны их жизни. Коран учил строить взаимоотношения с Творцом, людьми; учил жить, работать, созидать; разъяснял, какими должны быть нрав и поклонение человека. А посланник Аллаха (с.а.с.) был живым примером и образцом для подражания, который доводил до людей Божественную мудрость и разъяснял им Его откровение.
Всё это основывалось на прочном фундаменте – правильном вероубеждении, выраженном в свидетельстве «ля иляха илля Ллах, Мухаммаду р расулю Ллах» (нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад – посланник Аллаха). На этой основе было построено исламское государство.
Мекка и Медина
Проблема вероучения и связанного с ним вероубеждения являлись центральными в жизни верующего эпохи Пророка (с.а.с.). Из 23 лет пророческой миссии Мухаммад (с.а.с.) 13 лет провёл в Мекке, затем, совершив хиджру (переселение), 10 лет прожил в Медине. На протяжении всего мекканского периода посланник Аллаха (с.а.с.) призывал своих соплеменников к свидетельству «ля иляха илля Ллах». Этот призыв был нацелен на утверждение в их сердцах принципа единобожия, который является основополагающим в Коране.
Лишь на десятом году призыва в Мекке на верующих был возложен пятикратный намаз. Остальные столпы ислама: закят, пост и хадж, а также другие веления и запреты (в частности, приказ на ведение вооружённого джихада и запрет на употребление алкоголя) – были ниспосланы в Медине, когда было создано исламское государство и шариат стал законом, по которому жило общество. Однако если мы обратимся к кораническим сурам, ниспосланным в Медине, то увидим, что и здесь большое внимание уделяется единобожию. В качестве примера приведём один аят: «О те, которые уверовали! Веруйте...» Во что же им верить? Далее Всевышний говорит: «Веруйте в Аллаха, в Его посланника и в Книгу, которую Он ниспослал Своему посланнику...»(«Женщины», 136). Обратите внимание, Всевышний обращается к Своим рабам со словами «О те, которые уверовали!» и в то же время требует от них, чтобы они уверовали. Означает ли это, что у них не было веры? Конечно нет! Такое веление ставит своей целью укрепление имана в их сердцах. Речь идёт о постоянном контроле верующим своего внутреннего состояния, об очищении вероубеждения от всякого рода отклонений и заблуждений, что, в свою очередь, способствует очищению души и укреплению связи с Создателем. Всё вышесказанное вовсе не означает, что мусульмане сегодня должны оставить намаз, закят, пост, хадж, борьбу на пути к Аллаху, повеление одобряемого и удержание от порицаемого и удариться в теоретические рассуждения об исламе и исламской идеологии, заявляя, что они пребывают в мекканском периоде. Это неверная позиция, ибо Всевышний сказал: «Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, и завершил для вас Мою милость, и одобрил для вас в качестве религии ислам» («Трапеза», 3).
Религия завершена и донесена до нас в полном объёме, поэтому никто не имеет права признавать одну её часть и отрицать другую. Подобное искажённое понимание ислама есть результат как неведения подлинной сущности религии Аллаха, так и чужеродного идеологического вторжения в умы современных мусульман. Один учёный по этому поводу сказал: «Многие в наше время под исламом понимают совершение намаза, соблюдение поста, чтение Корана и мавлидов, перебирание чёток и т. д. Простым людям кажется, что человек, который посвятил всё своё время вышеперечисленной деятельности (забросив работу, домашнее хозяйство, нужды семьи), и есть настоящий мусульманин. Большим уважением среди невежественных обывателей пользуются те люди, которые называют себя учёными, муллами, читают Коран над покойниками, навешивают на себя амулеты и часто ходят по мавлидам. Благодаря их стараниям людям привилось мнение, что степень благочестия и богобоязненности определяется количеством намазов, совершаемых в течение дня. Это расхожее мнение, преподносимое его приверженцами, и есть причина того, что люди шарахаются от ислама... Эта позиция есть результат неправильного преподнесения сущности ислама людям теми самыми муллами, которые предпочитают читать Священный Коран покойникам и скрывать его содержание от живых…
Это стало одной из причин того, что Коран перестал служить руководством в жизни человека и общества...»
Понимание сподвижников
Если мы обратимся к эпохе Пророка (с.а.с.) и праведных халифов, то непременно увидим, что Посланник Аллаха (с.а.с.), его сподвижники и табиины (их последователи) понимали Ислам как всецелое подчинение человека Аллаху. Такой ислам предусматривает, чтобы мысли человека, его чувства, поведение и весь образ жизни основывались на конституции, которую утвердил Аллах. Первые мусульмане, в отличие от нынешнего поколения, не считали свидетельство «нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад – посланник Аллаха» – всего лишь словами, произносимыми языком, но оторванными от реальной человеческой жизни. Они были глубоко убеждены в подлинном смысле этого свидетельства, а их повседневная жизнь была его непрерывной практикой. Они понимали, что свидетельство «нет божества, кроме Аллаха» означает, что Аллах является Единственным Творцом и Правителем этой вселенной и что только Он Один управляет всем происходящим в ней, включая процессы в органическом, неорганическом мирах и в обществе.
Они также были убеждены в том, что Один Аллах достоин того, чтобы Его обожествляли, чтобы Ему поклонялись и подчинялись, чтобы только к Нему обращались сердца со страхом и смирением. Что только Он Один дарует жизнь и предопределяет смерть. Что только Он Один – Дающий пропитание, Обладатель силы и могущества. Они знали, что обращение к кому бы то ни было, помимо Него, в поклонении – ширк (многобожие). Им доподлинно было известно, что убеждение о том, что какая либо сила на небесах и на земле, кроме Аллаха, в состоянии принести людям пользу или навредить, – одна из разновидностей многобожия, от которого они прибегали к Аллаху. Более того, они понимали, что свидетельство «нет божества, кроме Аллаха» подразумевает, что только Аллаху принадлежит право устанавливать законы и выносить решения. Только Он обладает правом утверждать для Своих рабов конституцию и программу жизни, и никому, кроме Него, не дозволено заниматься этим. Данная проблема существует с древних времён. Она существует столько же, сколько существует человечество. Поселяя Адама (мир ему) на земле, Всевышний сказал: «Мы сказали: «Низвергнитесь отсюда все!» Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены. А те, которые не уверуют и сочтут ложью Наши знамения, будут обитателями Огня. Они пребудут там вечно» («Корова», 38 – 39).
Эта проблема (проблема законотворчества) была неразрывно связана с человечеством на протяжении всей его истории. Человек обязан следовать руководству Аллаха и выполнять Его требования. В противном случае он не может считаться мусульманином.
Они также понимали, что свидетельство «Мухаммад – посланник Аллаха» означает, что он (с.а.с.) – истинный посланник, отправленный Всевышним для того, чтобы донести до людей Его руководство, обязующее человека подчиняться и следовать ему. Они знали, что он (Мухаммад) – человек, который донёс до них волю своего Господа, и ему необходимо повиноваться наряду с повиновением Аллаху. Всевышний сказал: «Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха» («Женщины», 64). Он также сказал: «Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху» («Женщины», 80). Он также сказал: «Берите то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам запретил» («Сбор», 7).
Таким было понимание первыми поколениями мусульман свидетельства «ля иляха илля Ллах Мухаммаду р расулюЛлах». Понимание, которое приобщало человека к исламу и делало его мусульманином исключительнонаосновании того, что утвердилось в его душе, ибо, в сущности, оно представляло собой подлинный ислам. Такого понимания, которое руководило совестью и сознанием человека, было достаточно для практического изменения всей его жизни и становления его на правильный путь... Путь, ведущий к Аллаху.
Понимание сегодня
Именно такого понимания нам не хватает сегодня. Понимания, которое изменит и улучшит всю нашу жизнь. Восприятия религии Аллаха как целостной программы, которая охватывает все стороны человеческой жизни. Убеждённости в том, что ислам – это всеобъемлющая конституция, призванная управлять всей человеческой жизнью и организовывать её: регулировать её экономические, политические, социальные, материальные и духовные стороны. Решать вопросы семьи и быта, образования и воспитания, культуры и искусства, а также многие другие вопросы, касающиеся личности и общества. Подобный взгляд на ислам не возникнет на пустом месте, для этого нам необходимо начать с того, с чего начал посланник Аллаха (с.а.с.), и руководствоваться в своей жизни принципами, изложенными в Коране и Сунне. Пророк (с.а.с.) сказал: «Я среди вас оставляю две вещи: Книгу Аллаха и Сунну Его пророка. Если вы будете держаться их, то вы никогда не заблудитесь».
Все попытки решить проблему проституции, алкоголизма, наркомании, ростовщичества, азартных игр, коррупции и прочих пороков общества, которые нас окружают, окажутся тщетными, пока мы не начнём исправлять вероубеждения людей, давая фундаментальные знания по основам религии и доводя до них подлинную сущность исламского вероучения. Таким образом, мы, начиная с себя, закладываем тот фундамент, на котором наши дети, внуки и правнуки построят прочное здание Единобожия. Когда эти убеждения дойдут до сознания людей и исламская идеология укрепится в их сердцах, тогда исчезнут все вышеперечисленные и прочие пороки (в крайнем случае, они станут редким явлением, за которое будет предусмотрено наказание, а не нормой жизни, как это имеет место сегодня), как с первыми лучами солнца исчезает предрассветный туман.
Тогда мы будем достойны обещания нашего Господа, Который в Коране сказал: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» («Свет», 55).