Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье и всем праведным его сподвижникам! Кого Аллах направил на прямой путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Он сбивает с него, того никто не поведет верным путем. Свидетельствуем, что никто не достоин поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварищей, и что Мухаммад – Его раб и Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.
А затем…
Шариат предостерегает от поверхностного отношения к вопросу обвинения в неверии (такфир) мусульман. Всевышний Аллах говорит в Своей Книге: «О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты – неверующий».
Коран запрещает называть неверующим человека, внешние проявления которого говорят о том, что он мусульманин, и напоминает: «Такими вы были прежде, но Аллах оказал вам милость». То есть обращайтесь с людьми так, как хотите, чтобы они обращались с вами. Ведь вы самим были такими же какое-то время назад, но Господь оказал вам милость.
Пророк (мир ему и благословение) воспитывал свою общину, чтобы сторониться обвинений в неверии (куфр), быть крайне осторожным в этом вопросе и тщательно избегать каких-либо намеков на такфир. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отмечал: «Если человек сказал своему брату: «О, неверный», то это постигло одного из них». То есть к обвинившему возвращается грех неверия, если обвиненный в действительности был мусульманином.
Некоторые ученые расценивают безосновательное обвинение в неверии мусульманина как бунт и вражду с Аллахом. Имам Абу Дауд (да помилует его Аллах) приводит в своем сборнике хадис о двух людях из Сынов израилевых, один из которых поклонялся Всевышнему, а второй был грешником.
Праведный постоянно говорил грешному, чтобы он воздержался от греха, наставлял его, пока нечестивец не сказал ему однажды: «Поди прочь. Ты мне не надзиратель». Тогда благочестивый воскликнул: «Клянусь Аллахом, Он никогда не простит тебя».
От гнева и слабости знаний он произнес эти страшные слова, означающие куфр: «Клянусь Аллахом, Он никогда не простит тебя». Тогда Всевышний сказал: «Кто наговаривает на Меня, что Я никогда не прощу этому человеку?». А когда Он забрал их души, то спросил у праведного: «Разве ты надо Мной надзиратель? Или ты знал все обо Мне?» и повелел ангелам взять его в Ад, а другого отвести в Рай. Все это по причине превознесения праведником слов относительно прощения Всевышнего без знания.
Когда человек судит или дает оценку людям, он должен быть осторожен, должен бояться Всевышнего и не проявлять поспешности, особенно в вопросе обвинения в неверии. Ученые говорят, что отнесение тысячи атеистов к Исламу легче, чем выведение одного из мусульман из Ислама. То есть назвать тысячу атеистов мусульманами легче перед Аллахом и меньше вреда, чем назвать одного мусульманина неверующим.
|