Исламский взгляд на насилие в семье (часть 2)

Ошибочное толкование так называемого «аята о наказании» из Корана привело к тому, что многие полагают, что Ислам оправдывает бытовое насилие. Однако, как мы увидели в предыдущей части данной серии, пример Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) доказал, что Ислам против проявлений жестокости по отношению к брачному спутнику. В этой статье вы сможете ознакомиться с точкой зрения Ислама на разные виды проявления насилия.



Физическое насилие

Мусульмане считают, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был послан Аллахом как милость мирам. Он никогда ни на кого не поднял руку. Жена Пророка (мир ему и благословение) Аиша сообщает, что он никогда не бил своих жен.

Также сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) настоятельно увещевал своих сподвижников:

«Не будьте как те, которые бьют своих жен как рабов, а затем в конце дня, ложатся с ними в одну постель»21.

Эмоциональное насилие

Коран категорически запрещает клеветать на людей22. Эмоциональное отчуждение мужа юридически также можно приравнять к неисполнению им своих обязанностей. Этот вид злоупотребления строго запрещен23.

Словесные оскорбления

Пророк (мир ему и благословение) запретил проклинать и использовать нецензурную лексику. Он сравнивал проклятия с убийством24. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Наихудшее ростовщичество – посягательство на честь мусульманина»25.

Мусульманину не пристало употреблять проклятия и ругательства. Он должен относиться к жене с любовью и уважением, а не оскорблять ее.

Сексуальное насилие

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) призывал мужа и жену удовлетворять сексуальные потребности друг друга. При этом оба должны учитывать эмоциональное и физическое состояние партнера и никогда не давить и не принуждать другого к соитию. Ислам запрещает наносить вред в любом виде. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Недопустимо ни (причинять) вред (без причины), ни (причинять) вред (в ответ)»26.


Финансовые злоупотребления

Исламские ученые единодушны в том, что муж обязан материально обеспечивать жену, независимо от ее материального достатка. Аллах называет мужей защитниками и попечителями своих жен27. Муж обязан удовлетворять материальные потребности жены и вести свои финансовые дела так, чтобы жена не была ущемленной. Кроме того, поскольку она считается финансово независимой, муж злоупотребит своей властью, если попытается контролировать или расходовать ее доходы, подарки или наследованное имущество, так как все это находится исключительно в ее распоряжении.

Независимо от материального достатка жены, муж не может требовать, чтобы она взяла на себя часть материальной ответственности за дом и семью28.

Честное и глубокое прочтение Корана с учетом тонкостей арабского языка, хадисов Пророка (мир ему и благословение), а также социально-исторического контекста ниспослания этих аятов и обстоятельств возникновения этих хадисов, со всей очевидностью доказывает, что ни ислам, ни Коран, ни какие-либо исламские юридические тексты не допускают бытового насилия в любых проявлениях.

Любое насилие, результатом которого стало кровопролитие, переломы костей или увечья, несомненно, является законным основанием для того, чтобы жена аннулировала брачный договор, и для того, чтобы суд присудил за них соответствующее наказание.

Итак, если ислам осуждает любые формы насилия в отношении женщин, то что же тогда разрешает 34 аят 4-й суры Корана? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо учесть целый ряд моментов, в том числе, исторический контекст ниспослания этого аята, другие переводы, язык и предыдущие толкования.

Контекст и рамки

В некоторых обществах «легкое» избиение жен считается допустимым средством наказания за непослушание. В других обществах это считается отвратительным и предосудительным. Эту разницу хорошо видно на примере ранних обществ Мекки и Медины. Из хадисов и исторической литературы можно заключить, что ислам отдает предпочтение подходу, существовавшему в Медине, то есть считает любые формы рукоприкладства в супружеских отношениях отвратительными.

Мекка и Медина были двумя крупнейшими городами, в которых жил Пророк (мир ему и благословение) и его сподвижники, и где произошло ниспослание большинства сур Корана.

Первые мусульмане переселились в Медину, чтобы избежать преследований за свою религию в Мекке. В мединском обществе мужчины не били жен, несмотря на то, что с точки зрения мекканских мужчин местные женщины вели себя недопустимо29.

В этом отношении важно напомнить, что ранняя мекканская культура была враждебна к женщинам, особенно женщинам из низших слоев. Эта враждебность подпитывалась и мекканской религиозной культурой, которая представляла собой смесь языческих арабских, раннехристианских и иудейских традиций.

Кроме того, если им не выпало родиться в зажиточном или правящем клане, мекканцы могли достичь привилегированного положения только на военном или торговом поприщах. За небольшим исключением, это были мужские сферы деятельности.

Крайним проявлением женоненавистничества был тот факт, что иногда мекканцы заживо хоронили своих дочерей – эта традиция получила решительное осуждение в Коране.

Строго говоря, раннюю мекканскую культуру можно считать примером дарвинистского общества. Те, кто обладал властью, не могли потерпеть покушений на нее. Зачастую этот менталитет сводился к тому, что для мекканских мужчин непокорность была абсолютно невыносима, особенно непокорность их жен.

После переселения в Медину мекканские мужчины жаловались Пророку (мир ему и благословение), что их жены «осмелели», усвоив манеры мединских женщин, чье поведение по отношению к мужьям казалось им наглым и грубым30.

Ибн Ашур (умер в 1392 году по хиджре), утверждает, что эта сура «относилась ко времени, когда бить жену считалось приемлемым в обществе – особенно среди бедуинов». Он пишет, что «общество, даже женщины, не считали побои в качестве исправительной меры преступлением»31.

Наложение строгих ограничений на действие, которое было распространенной практикой в таких местах как Мекка, и тот факт, что этот аят сводит это действие к последней мере, видимо, указывает на то, что целью ниспослания этого аята было устранение «дарб» из списка приоритетных мер воздействия в супружеских отношениях.

Более того, утверждает ученый, в случае серьезных разногласий и настоящего гнева оставаться в рамках строгих ограничений, установленных учеными, практически невозможно. А поскольку выходить за эти рамки запрещено, заключает он, этот аят по сути был ниспослан, чтобы устранить бытовое насилие.

Ибн Ашур добавляет: «Мы [также] считаем, что власти, если им известно, что муж применяет узаконенные средства внушения не надлежащим образом, имеют право наказать мужчину, который преступил эти границы»32.


21Сахих Бухари, Сахих Муслим (два самых авторитетных сборника хадисов)
22 Коран, 49:11-12
23 Сахих Бухари (самый авторитетный сборник хадисов)
24 Там же
25 Хадис приведен у Абу Дауда
26 Хадис приведен в «аль-Мустадрак» аль-Хакима и в «40 хадисах имама аль-Навави»
27 Коран, 4:34
28 В исламе существует масса текстов, где демонстрируется отвращение и презрение к любым видам бытового насилия, однако их слишком много, чтобы охватить в этом кратком исследовании.
29 Ибн Ашур, тафсир Ат-Тахрир ва ат-Танвир, Коран, 4:34
30 Бухари (2336), Сахих ибн Хиббан (4147), Муснад аль-Баззаар (206), Размышления о насих и мансух в хадисах шейха аль-Хазими, С. 139-140, издательство Дар аль-Кутуб аль-Ильмийа, Бейрут, 1996 год.
31 Ибн Ашур, тафсир Ат-Тахрир ва ат-Танвир, Коран, 4:34
32 Там же
 
Источник: MuslimMatters


комментариев