Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Одним из самых отвратительных качеств в душе мусульманина является чувство высокомерия и горделивости. Эти губительные черты характера вопреки словам Аллаха (смысл): «Истинно, верующие ведь братья…» (49;10) проявляются как в отношении мусульман, так и людей другой веры. Неукоснительно уважительное отношение мусульман друг к другу является их обязательным религиозным долгом. Этого требует принцип мусульманского братства и солидарности, закрепленные Кораном и Сунной.
Пренебрежительное отношение к людям отдаляет человека от милости Аллаха, ведет к утере любви и авторитета среди людей. В конечном итоге, к наказанию в Судный день. Предостерегая от этого порицаемого качества, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе Куддси передал слова Аллаха (смысл): «Величавость - Моя накидка, а Величие - Мое одеяние! И того, кто попытается присвоить себе одно или другое, Я ввергну его в огонь Ада». Также Аллах сказал в Коране (смысл): «Не восхваляйте себя, ибо Он (Аллах) лучше всех знает о том, кто является благочестивым». (24; 41). Этим Всевышний строго предупреждает тех, кто мнит себя лучше и величественнее других! Чувство высокомерия и величавости абсолютно не было присуще ни самому пророку, мир ему, ни его сподвижникам, да будет доволен ими Аллах.
Благочестие и скромность самого посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его соратников позволили многим познать величие Ислама, проникнуться любовью к Аллаху, Его посланнику и своим единоверцам. О себе посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Я кушаю, как кушает раб (Аллаха), и сижу, как сидит раб (Аллаха)». Его простота в общении с людьми была поразительной. Наставляя людей в вере, он никогда не искал величия в этом мире, он говорил (смысл): «Что мне до этого мира? Поистине, в нем я подобен всаднику, который останавливается на отдых в тени (дерева), а потом уезжает и покидает его». (Ат-Тирмизи). Так и каждый человек должен помнить, что покинет этот мир и предстанет перед Великим Судьей!
Почему же сейчас многие мусульмане болеют этой страшной, губительной для имана болезнью? Лучшие люди в Исламе, вынесшие на своих плечах все тяготы призыва к Аллаху, получившие еще при жизни обещание Рая, не стремились к величию и не страдали высокомерием! Что же случилось со многими из нас? Или мы не воспринимаем смысл Корана, как воспринимали они? Или наставления Аллаха и Его посланника утеряли для нас свой прежний смысл? Неужели в круговороте современной, полной увлечениями жизни вдруг достоинство человека стало определяться его богатством, внешней красотой или его умением возвеличить себя? Аллах говорит (смысл): «Разве ты не видел тех, которые возвеличивают и восхваляют себя? Аллах восхваляет, кого пожелает: они не будут обижены на толщину плевы на финиковой косточке» (4;49). В одной из причин ниспослания этого аята говорится, что он ниспослан в порицание восхваления и возвеличивания. Сподвижник пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Микдад бен аль-Асвад (пусть будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха велел нам бросать землю в лицо восхваляющих».
Очевидно, что мусульманин, стремящийся к благочестию и милости Аллаха, не должен возвеличивать себя или побуждать к этому других. Также не должен допускать грех высокомерия и кичливости, осознавая вред этого качества для чистоты его веры. Даже выражение высокомерия в имени человека порицалось пророком, ибо могло рассматриваться как возвеличивание. Однажды, один из сподвижников дал своей дочери имя Барра, что означает "благочестивая, набожная". Когда об этом спросили пророка (мир ему) он сказал: «Не восхваляйте себя, ибо Аллах лучше знает кто из вас благочестивее». И изменил имя девочки на Зайнаб. Сподвижники посланника Аллаха (да будет доволен ими Аллах) были очень набожными людьми и даже в малых делах не отклонялись от наставлений своей религии, стремясь к благоволению Аллаха.
К большому сожалению, современная наша жизнь показывает, что многие из нас забыли о том, что все наши поступки, малые и большие, фиксируются у Аллаха. За все, что мы делаем, скрыто или явно, хорошо или плохо, непременно будем держать ответ перед Всевышним Аллахом! Коран об этом гласит (смысл): «В тот (Судный) день люди рассеянными толпами выйдут, чтобы увидеть дела свои. И тот, кто сделал добра весом с пылинку, увидит его; и тот, кто сделал зла весом с пылинку, увидит его» (99;6). Если даже малые наши дела, с пылинку весом будут учтены у Аллаха, что же говорить о тех несчастных кто, проявляя высокомерие, покушается на Величие самого Аллаха? Несомненно, их положение будет очень жалким и плачевным, они будут унижены и лишены счастья, войти в Рай, если не заслужат прощение Аллаха. Пророк Мухаммад (мир ему), предостерегая от подобной участи, говорил (смысл): «Не войдет в Рай ни один из тех, у кого в сердце гордыня хоть на вес горчичного зерна». (Муслим). Также Аллах Всевышний, единственный, кто достоин Величия и Гордости сказал: «Я отвращу от Моих знаний (оставлю в неверии) тех, кто впадает в гордыню на земле, не имея (на это) права». (7; 146).
Проявление высокомерия и гордыни навлекают на человека многие беды, лишает уважения людей и, главное, милости Аллаха! Высокомерный, боясь нанести урон своему «имиджу», вынужден постоянно проявлять эти порицаемые качества, все больше отделяясь от людей и принципов Ислама. Каждый, кто мнит себя, что он лучше других мусульман, презирает людей, которых он считает ниже себя, впадает в великий грех, именуемый высокомерием. Ибо, таким образом, он посягает на то, что ему по праву не принадлежит. Гордость, Слава и Величие принадлежат только Создателю (Превелик Он и Славен) и не могут принадлежать ни одному из Его творений! И человек, присваивающий эти качества себе, вступает в соперничество с самим Аллахом - Господом миров и, конечно же, проиграет такое соперничество! Аллах Сам говорит об этом в хадисе Куддси (смысл): «Величавость – Моя накидка, а Величие – Мое одеяние! И того, кто попытается присвоить себе одно или другое, Я ввергну его в огонь Ада».
Высокомерие может проявиться как в самом облике человека, так и в его горделивой походке, взгляде, манере общения с людьми, интонации при разговоре и желании, чтобы ему оказывали всякого рода почести и внимание. Такие качества ненавистны Аллаху, ибо Он любит в людях смирение и благонравие, простоту и уважительность. Сообщается, что Ибн Абу Салама сказал: «Как-то раз я спросил Абу Сагида аль-Худри: «Что скажешь ты о нововведениях людей в том, что касается одежды, питья, верховых животных и еды?» Он сказал: «О мой племянник, все принадлежит Аллаху. Пей ради Аллаха, и одевайся ради Аллаха, а все то, к чему примешивается тщеславие, или хвастовство, или стремление к показному, или желание прославиться, является грехом и излишеством. Делай у себя дома то же, что делал и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). А он доил овец, и чинил свои сандалии, и латал свою одежду, и ел вместе со слугами, и покупал что-то на рынке, и ему было не стыдно самому нести это. И он пожимал руки как богатому, так и бедному, и первым приветствовал любого, кого встречал, будь то малый или старый, и принимал приглашение, когда его звали куда либо, не гнушаясь тем, ради чего его приглашали, и отличался легкостью характера, и умел поддерживать общение с людьми. Лицо его было приветливым, он был строг, но не суров, проявлял смирение, не унижаясь, отличался щедростью, но не допускал расточительства, и ему было присуще мягкосердечие». Вот какими качествами отличался самый величайший из людей посланник Аллаха (мир ему). Будучи самым лучшим созданием Всевышнего, имамом всех посланников и благочестивых, он не позволял себе быть высокомерным и кичливым по отношению к своим единоверцам и помногу раз в день просил прощения Аллаха, ища Его милости и благоволения! Абу Хурайра (ла будет доволен им Аллаха) об этом говорил (смысл): «Я слышал, что посланник Аллаха (мир ему) говорил (смысл): Я прошу прощения у Аллаха (делаю истигфар) и приношу покаяния (тауба) более семидесяти раз в день». (Аль Бухари).
Высокомерие в человеке также проявляется в неприятии истины, подтвержденной доводами из чистых достоверных источников. Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему) об этом сказал (смысл): «Высокомерие есть неприятие истины и презрение по отношению к людям». (Муслим). Таким образом, Коран и Сунна пророка Мухаммада (мир ему) строго запрещают мусульманину унижать своего брата мусульманина презрительным, высокомерным отношением к нему!
Уважаемые братья и сестры!
Каково же наше положение перед Аллахом, если посланник Аллаха, будучи Его любимым пророком, отличался смирением и простотой! Он, еще при жизни обрадованный Раем, просил у Аллаха прощение и приносил покаяние помногу раз в день. Как же тогда должны относиться друг к другу мы, чтобы не пал на нас гнев Всевышнего Аллаха и не быть нам в Судный день среди гордецов и лицемеров, прослывших среди людей высокомерными и тщеславными?! Чем же гордиться человеку и проявлять высокомерие, когда он создан из капли, смешивающийся жидкости?! Как может претендовать на величие тот, кто непременно будет брошен в могилу и поеден червями?! Со слов Абу Хурейры (пусть будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (мир ему) сказал (смысл): «Человек говорит: «Мое богатство! Мое богатство!». Но все его богатство состоит из трех частей: из того, что он съел и погубил, из того, что он надел и износил, и из того, что он пожертвовал и приобрел. А все остальное он оставит другим людям, когда покинет этот мир». (Ахмад, Муслим, Ат-Тирмизи).
Эти и другие наставления посланника Аллаха (мир ему) учат нас осознанию того, что ни богатство, ни знатное происхождение, ни ученость не могут служить причиной высокомерия и величавости по отношению к другим людям. И в этом Аллах наставляет нас (смысл): «Аллах возвысит высокими степенями тех из вас, которые уверовали (искренне) и получили познание. Аллах ведает о том, что вы делаете» (58;12). В тафсире о смысле этого аята говорится, что тот, кто наряду с искренней верой подчиняется повелениям Аллаха и Его посланника, проявляет смирение и уважение, заслуживает вознаграждения Создателя. Таким образом, только познавая истинную суть Ислама, Величие и Славу Всевышнего Аллаха, строго исполняя Его заповеди, человек может осознать свою слабость перед Господом миров и удержать пагубную страсть к тщеславию, высокомерию и величавости. Отношение мусульман друг к другу свидетельствует об уровне веры и искренности. Пророк же об этом сказал: «Для того, чтобы совершить дурное, человеку достаточно с презрением относиться к своему брату в Исламе». (Муслим).
Пусть Аллах упасет нас от подобных скверных качеств, сделав наши сердца смиренными перед Его повелениями, открытыми и добрыми перед нашими братьями по вере, помня слова Аллаха (смысл которых гласит): «Истинно, верующие ведь братья». (49;10).
Нафигулла-хазрат Аширов