В минувшие выходные в Москве произошло знаменательное событие - решением Съезда Духовного управления мусульман Европейской части России организация была переименована в Духовное управление мусульман РФ. Об особенностях этого преобразования беседуем с сопредседателем Совета муфтиев России, председателем, главным муфтиев Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Азиатской части России шейхом Нафигуллой Ашировым.
- Ассаламу алейкум, Нафигулла-хазрат! В связи с прошедшим Съездом Духовного управления мусульман европейской части России, хочу задать Вам, как одному из сопредседателей Совета муфтиев России некоторые вопросы.
Почему возникла и как давно необходимость в создании ДУМРФ? Что стало причиной для этого решения?
- Касательно вашего вопроса о причинах и необходимости переименования ДУМЕР в ДУМРФ, я не могу сказать компетентно, т.к. обсуждение данного вопроса и принятие решения по нему проходило в рамках самого руководства ДУМЕР. Что касается моего участия в работе Меджлиса - Съезда ДУМЕР, где это решение было озвучено и принято, я был приглашен на него в качестве почетного гостя и, естественно, в принятии решений Съезда или в обсуждении вопросов, вынесенных на нем, участия не принимал.
- Как восприняли преобразования на местах - имамы, председатели общин, прихожане?
- Конечно, произведенные руководством ДУМЕР преобразования в своей внутренней структуре и принятие новой редакции устава организации с новым названием, не могло не вызвать обсуждений на местах, как общинами так и другими централизованными религиозными организациями работающими в регионах РФ. Но тут принципиально важно, чтобы обсуждения носили дельный конструктивный характер, а не являлись необоснованной критикой, как и не служили усугублению противоречий и разногласий, которые, к сожалению, имеются среди религиозных организаций. Все, что привносит недопонимание и противоречия в единство и созидательное движение исламских организаций, цель у которых, в общем-то, общая служение интересам мусульман и их духовному возрождению, непозволительно и запретно. Но, как бы, то, ни было, я не считаю, что с принятием решения о преобразовании ДУМЕР в ДУМРФ произошло что-то экстраординарное. Если религиозная организация, для реализации поставленных перед собой новых целей и задач нуждается в такой реорганизации имеет на это полное право, как по внутреннему уставу, так и по действующим законам РФ.
- У обычных мусульман, которые не видели уставов, появился вполне обоснованный вопрос: в чем принципиальная разница между СМР и ДУМРФ? ДУМРФ будет подчиняться СМР или это одинаковые по уровню организации?
- Большинство мусульман, далеких от участия в тонкостях юридических форм деятельности религиозных организаций, наверное, с трудом различают разницу в будущей деятельности Совета муфтиев России и преобразованного ДУМРФ. Тут не надо забывать, что Совет муфтиев России создавался как орган, состоящий из ряда крупных централизованных религиозных организаций и их глав для объединения усилий в поиске ответов на вызовы, стоящие перед Уммой и решения важнейших вопросов, касающихся ислама и мусульман. И поэтому я уверен, что Совет муфтиев России, являясь общероссийской организации, состоящий из добровольного объединения ряда мусульманских организаций РФ и в дальнейшем будет играть лидирующую роль в жизни российской Уммы. Ну а вопрос, войдет ли ДУМРФ в состав СМР, думается, излишний, т.к. общеизвестно, что ДУМРФ, преобразованный из ДУМЕР, изначально являвшийся членом СМР так и останется в его составе. Тем более шейх Равиль Гайнутдин, глава ДУМРФ является на сегодняшний день и действующим председателем Совета муфтиев России.
- Что поменяется в Уставе организации после смены названия? Какие цели и задачи стоят перед ДУМРФ? Планирует ли расширять число приходов? Если да, то где?
- Думается этот вопрос было бы более уместным адресовать руководству созданного ДУМРФ. Каждая религиозная организация, на уровне своего коллегиального органа, коим, как правило, является исполнительный орган - правление, определяет цели и задачи, решение которых считает необходимым, а также решает вопросы относительно устава организации. А, что касается плана расширения числа приходов, то объективно каждая организация должна стремиться к этому. Необходимо работать над тем, чтобы организовывались новые мусульманские организации там, где их еще нет и, которые будут способствовать объединению мусульман в тех или иных населенных пунктах, где мусульмане еще не объединены в общины. Конечно, это должно делаться с учетом уже существующих общин, чтобы не было дублирования их деятельности, а также с соизмерением своих сил и возможностей, чтобы в дальнейшем эти общины не оставались без должного внимания со стороны централизованных религиозных организаций, с которыми они связали свою деятельность.
- Некоторые религиозные деятели считают, что создание ДУМРФ - это лишь увеличение числа религиозных организаций и толку никакого от переименования не будет. Также упоминалось о "нарушении стабильности" и "пиаре". Как бы могли прокомментировать эти высказывания?
- Ну, во-первых, как уже сказал ранее, в увеличении числа религиозных организаций, призванных объединять мусульман по принципу «Махалля», как это было в нашей недалекой истории нет ничего предрассудительного. Наоборот, каждая община, объединенная в группу сознательных, активных и целеустремленных мусульман для совместной реализации своих религиозных потребностей и деятельности на пути призыва и просвещения, является наиболее организованной ячейкой исламской Уммы. Ну, а насчет упоминаемых вами рассуждений некоторых наших братьев о возможном «нарушении стабильности» и «пиаре», исходя из своего многолетнего опыта деятельности, скажу следующее. Стабильность и взаимопонимание между мусульманами нарушаются там, где среди лидеров религиозных организаций, которым мусульмане доверили бесценный груз ответственности (аманат) за дело ислама, присутствуют нездоровая конкуренция тщеславие и желание подавить оппонента, невзирая на общность целей, и проблем, стоящих перед мусульманами. Думаю, что осознание лидерами мусульманских организаций такого груза ответственности, как перед Аллахом, а затем и перед мусульманами, убережет от всех упомянутых неприсущих верующим людям качеств.
- Какие дороги открываются перед ДУМРФ, чего не было у ДУМЕР? Какие плюсы для обычных мусульман? Почувствуют ли они разницу?
- Ну, на эти ваши вопросы я уже частично ответил выше, скажу еще раз. Успех или неуспех в нашей деятельности, в рамках религиозных организаций, зависит от того, какой формат обретает такая деятельность. Также многое зависит от умения и мудрости взаимодействия с уже давно работающими централизованными религиозными организациями в регионах. И вообще, во главе угла любой исламской деятельности, как отдельных мусульман, так и их организаций, должен лежать строгий коранический принцип сотрудничества, а не конкуренции, что нередко мы наблюдаем в различных регионах, когда исламские структуры, вступают в конкурентную борьбу, забыв о своей ответственности перед Уммой. При ответственном подходе к реализации своих программ и задач, координации совместных усилий и при сохранении духа сотрудничества для претворения в жизнь священных принципов нашей религии, ожидают успех и признание. В противном же случае та, нездоровая конкуренция между некоторыми организациями, уже много лет отравляющая жизнь простых мусульман, нередко, оставляемых из-за этого один на один со своими проблемами, будет только усугубляться.
- Что ждет в связи с реорганизацией ДУМ АЧР? Войдет ли оно в состав ДУМРФ или будет самостоятельной организацией?
- Как известно, Духовное управление мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР), являясь одной из крупных централизованных религиозных организаций, совместно с рядом других является одним из учредителей, а его руководитель сопредседателем Совета муфтиев России. В таком качестве, вот уже на протяжении многих лет ДУМАЧР, как самостоятельно, так и совместно с СМР ведет работу в различных сферах исламской деятельности. И это позволяет более эффективно содействовать решению вопросов, стоящих перед общинами на местах. И отвечая на ваш вопрос, я констатирую, что такая партнерская скоординированная работа различных религиозных организаций в рамках СМР должна только активизироваться и расширяться, и к этой деятельности необходимо привлекать и другие конструктивно настроенные организаций.
- Равиль Гайнутдин поднял в ходе съезда важные вопросы - о строительстве мечетей, запрете литературы, убийствах имамов и пр. Как решать эти проблемы? Обсуждали ли муфтии конкретные пути решения и могли бы вы их назвать (хотя бы по одной из проблем)?
- Вышеперечисленные проблемы стоят очень остро и необходимость поиска путей их решения для всех, и не только для мусульман, очевидна. Оставление этих вопросов, которые волнуют общество, без решения, негативно отражается на повседневной жизни российских мусульман. Они тысячами вынуждены молиться на улице, раздражая и без того наэлектризованное общество или страдать из-за случайно найденных книг или, касательно мусульманок, оставить учебу или работу из-за принуждения снять обязательный для верующей головной платок. Также нужно учитывать, что это позволяет говорить о несправедливости в отношении верующих, тем, кто использует такие политические просчеты в своих целях. А это уже влияет на имидж нашей страны, в которой мы живем, трудимся, растим детей и, которую достойно защищали наши отцы и деды в годы военных лихолетий. Несомненно, данные вопросы многократно обсуждались и продолжают обсуждаться в различных форматах. Они выносились даже на площадку «Общественной палаты РФ». Но, как мне видится, их решение реально может осуществляться только в плоскости совместных юридических усилий, как со стороны мусульманских организаций, так и общественных институтов. Также к решению этих проблем необходимо подходить, убеждая заинтересованные государственные структуры в важности исключения этих проблем, ослабляющих единство народов России, из жизни нашего общества.