Единство мусульман и священный Рамадан

Если бы несколько лет назад мне предложили бы продержать пост в месяц Рамадан летом, да еще и в Африке, скорее всего я бы ужаснулся от этой мысли. Но на самом деле, не так страшен волк как его описывают. И этот Рамадан мне довелось провести на африканском континенте, в стране, история которого уходит в глубокое прошлое,- Египет.

Месяц Рамадан– это настоящий праздник длиною в месяц. Это любимейший месяц из двенадцати месяцев в году, так же как пророк Юсуф был любимейшим чадом среди двенадцати сыновей пророка Якуба. И как Якуб с пламенной отцовской страстью, ждал свое сокровенное дитя, точно так же истосковавшиеся сердца мусульман с нетерпением ждут наступления месяца Рамадан.

Рамадан -это гость, который приходит раз в году, что бы увлажнить высохшие глаза, смягчить окаменевшие сердца, напоить нас сладостью веры, очистить помыслы поминанием Аллаха, освежить душу чтением Корана. Рамадан в Египте –это еще и атмосфера праздничного веселья, которая ощущается повсюду: во взрывах шумных петард , в разноцветных гирляндах, украшающих мечети и жилые дома, в прекрасном голосе чтеца Корана, витающем над Каиром, ну и конечно, в главном символе Рамадана, висящих фонариках - фанусах.

В этот месяц ежедневно по всему Египту накрывают свыше 120 тысяч бесплатных столов, для того что бы накормить постящихся. Некоторые ставят столы возле дороги, что бы спешащие участники дорожного движения могли остановиться и поесть. Детвора так же желает стать соучастниками благого в этот благородный месяц, с энтузиазмом раздавая прохожим финики и одноразовые стаканчики с прохладительными напитками. Возле супермаркетов лежат, заранее приготовленные для продажи, пакеты с продуктами, называемые "сумки Рамадана". Покупатели на автомобилях иной раз приобретают по несколько десятков таких “сумок Рамадана”, что бы потом их раздать малоимущему населению, в том числе российским студентам.

Этот Рамадан запомнится еще и тем, что в этот месяц Египет почтил своим визитом председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов. Помимо официальных встреч Нафигулла хазрат встретился со своими соотечественниками, которые обучаются в городах, Каире и Александрии. У студентов появилась уникальная возможность разговиться с этим неординарным мусульманским деятелем, узнать от человека, собственнолично принимающего участие в уммастроительстве, о ситуации на Исламской арене России, а так же задать вопросы и услышать практические советы тем, кто намерен работать в сфере Исламского призыва.

Основной тезис, который хазрат пытался донести до сердец учащихся – “в многообразии единство”. Проблема верующих сегодня, из слов шейха,- разделение мусульман на враждующие группы из-за различных мельчайших вопросов. В то время когда менее 1% татар молятся, мы умудряемся находить время для раздора, выясняя, кто из нас как поднимает руки в намазе, кто как шевелит пальцем и у кого акыда настоящая, а у кого не очень.

А началось все с того, что когда приехали наши братья из-за рубежа, что бы научить нас религии, зачастую начинали с второстепенных вопросов, в то время когда мы не знали ничего, даже как брать омовение. И это поспособствовало тому, что мусульмане разделились на течения, каждое из которых претендовало на неоспоримую правоту своих убеждений, и заявляло о заблуждении остальных, не зная того, что основа у всех одна, а во второстепенных вопросах приемлемы разные мнения. В этом отношении показательна история Абдуллы Аззама. Когда он приехал в Афганистан, местные жители поставили его имамом в намазе. И во время фаджра он прочитал дуга “Кунут” . И вдруг, после окончания молитвы он замечает, что молящиеся ухмыляются, говоря : ”Мы думали, что приехал знающий араб, а он фаджр с витром перепутал”. Абдулла Аззам тогда встал перед выбором, либо начать все переделывать, либо оставить все как есть, следовать местным традициям и стремиться к цели, ради которой он собственно и прибыл. Он выбрал второе, и в итоге сплотил страну против общего врага, и вошел в историю, как великая личность.

Мы же, начиная с 90–х годов, потеряли столько много времени на выяснения, чей мазхаб правильней, что если бы мы это время потратили на призыв, то процент молящихся татар, увеличился бы, как минимум, более чем на десять процентов. Что бы научить людей шевелить пальцем мы потратили годы, в то время как это не самое главное. Приоритетным на тот момент было познать Аллаха и начать Ему поклоняться: брать тахарат, молиться, поститься и т.д.
Когда я был молодым, продолжает Нафигулла хазрат, в Тобольской мечети был старик – Курбан бабай, во всех намазах читал: Ля иляха илля Ллах Мухаммаду ррасулюЛлах. Когда его спросили, почему ты не выучишь намаз должным образом, он ответил: ”Я боюсь запутаться, а так я люблю эти слова и буду их произносить”. Вот разве мы сейчас можем сказать, что этот бабай заблудший и Аллах его намаз не примет?
Другая история. Однажды наши братья арабы приехали в Россию, что бы организовать исламский лагерь. Арендовали школу и стали обучать азам религии, а молиться ходили в мечеть неподалеку. Имам этой мечети был местный татарин, который был, конечно, не очень образованным, но среди местных мусульман считался самым знающим. И вот наши братья арабы, заметив в нем какие-то ошибки и оплошности, отказались совершать за ним молитву. Я подошел к ним и сказал: ’’Уважаемые, вот вы сейчас, что сделали? Те люди, которые у вас обучались, после вашего отъезда, беря с вас пример, откажутся молиться за этим имамом. Община разделится на два лагеря: за имама и против него. Результат – раскол мусульманской общины города. Вроде бы хотели как лучше, а получись, то, что получилось’’.

И мы видим последствия этого лишенного мудрости призыва на Кавказе, где мусульмане убивают мусульман, называя друг друга вероотступникам, шайтанами, и прочими не лестными названиями. Однажды, нас пригласили в одну из колоний Дагестана. Я туда приехал вместе с Максудом Садиковым, да помилует его Аллах. Мы обнаружили, что заключенные поделились на три группы: саляфиты, суфии и блатные. Каждая группа жила своей жизнью, не признавая других. Суфии молились за своим имамом, а саляфиты за своим. В ходе нашей беседы, мы объясняли им пагубность разделения мусульман на отдельные группы, которое ведет, лишь к ослаблению наших позиций и утрате Исламской уммой ее былого величия и могущества. И это на них так повлияло, что когда мы встали на намаз, то за нами молились в одном ряду и суфии и саляфиты и блатные. Наш брат Максуд Садиков очень хотел вывести свой народ из этого болезненного противостояния, за что, возможно, и был убит, да будет доволен им Аллах.

Так же одна из наших проблем - отсутствие великодушия и милосердия. Изучая сиру пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы упускаем из виду то, что вся она переполнена милосердием, состраданием и любовью к людям. Даже когда пророка прогнали из Таифа, закидав его камнями, он не стал призывать проклятия на них. Он выходил к людям, общался, призывал их, желая каждого спасти от Огня. Наш пророк любил людей и ненавидел несправедливость, а наивысшей несправедливостью является поклонение чему либо наряду с Всевышнем Аллахом. И он искренне желал для всех людей блага, которое заключается в том, что бы оставить рабство, поклоняясь творениям, и устремиться к свободе, поклоняясь Творцу. Это как раз то, что происходит сейчас среди многих из нас. Многие обособились в узком кругу единоверцев, ликуя то того, что они обитатели Рая, а все что за пределами их кружка, это претенденты в Огонь.

Поэтому мои братья, подытожил хазрат, если вы хотите заниматься исламским призывом вы должны вооружиться мудростью, терпением и любовью к людям. Думать о том, как можно больше людей призвать к Исламу, а не вывести из него. Я скажу вам откровенно, что большинство муфтиев вас не ждут у себя дома, и места в мечетях вам не забронированы. А посему, вам необходимо вернуть утраченный авторитет долгой, кропотливой работой. Ведь уважение к себе не требуют, уважение завоевывают.

Что касается вашей деятельности, то один из возможных вариантов – это создание общественно-религиозных организаций наподобие “Дар уль Аркам”. Там мусульмане собираются, сообща решают разные вопросы, и полностью на самообеспечении. Вот это вам пример настоящей исламской общины. Вы так же можете создавать подобные организации. Начинайте практиковаться уже сегодня. Создайте какой-нибудь студенческий союз, помогайте друг другу, принимайте вновь прибывших. И будьте друг другу братьями.

После совместной молитвы в мечети, шейха попросили сказать несколько слов перед молящимися. Нафигулла хазрат произнес свою речь на арабском языке, поблагодарив местных жителей за то, что они приняли студентов на своей земле, так же как ансары приняли мухаджиров. Учитывая, что наши студенты прибыли из стран, где вихрем прошел воинствующий атеизм, где мы стали забывать что такое “ля иляха илля Ллах”, не говоря уже о соблюдении каких либо норм Ислама, ваше содействие и помощь, непременно будут записаны у Всевышнего Аллаха, и вы найдете их на весах добрых дел в День Суда. И я уверен, что величие и независимость Аль-Азхара вернется к нему, как это было в прежние времена. И народ Египта воспрянет и окажет существенную роль на формирование нового поколения мусульман, которые будут стойко охранять рубежи Истины.

Присутствующие были вдохновлены речью Нафигуллы хазрата. А студенты еще некоторое время делились впечатлениями от лекции российского гостя. И даже, некоторые выразили свое мнение, что послушать практический опыт человека, который долгое время работает в России, полезней, чем прочесть книгу ученого, который не знает реалий современной России.

Так же как грустно было провожать российского шейха, или как было сказано о нем “тяжелая артиллерия мусульман города Москвы”, глядя ему в след, точно так же нам грустно расставаться с уходящем самым любимым, самым щедрым, самым благословенным месяцем Рамаданом. Пусть же месяц Рамадан явится благом для нас и наших близких, а так же для всех мусульман. Пусть Аллах пошлет мир и стабильность туда, где нет сегодня мира! Да ниспошлет Аллах свою помощь всем тем, кто нуждается в ней, и да направит Он нас на путь Его нескончаемой милости.

На фото:

1. Выступление Нафигуллы Аширова в мечети г.Каира

2. Столы вдоль дороги ждут постящихся

3. Фанус - символ Рамадана


комментариев