Пчелы решают сложные математические задачи быстрее, чем компьютеры

Пчелы решают сложные математические задачи быстрее, чем компьютеры, - к такому выводу пришли британские ученые из колледжа Ройял Холлоуэй, входящего в состав Лондонского университета.

Ученые установили, что пчелы безошибочно находят кратчайший путь между цветками, чтобы собрать с них нектар, затрачивая при этом минимум сил. Проблема, которую они при этом "решают", известна в математике как "задача коммивояжера": она заключается в том, чтобы найти наиболее короткий маршрут между множеством городов, чтобы посетить каждый по одному разу и вернуться в конечную точку.

Эта задача очень важна для управления различными процессами, например работой интернета, производством микросхем, при расчете сетей городского транспорта и маршрутов грузовых перевозок. Для решения этой проблемы в науке существует множество сложных алгоритмов. Компьютерам для ее решения требуются долгие и сложные вычисления. В то же время пчелы, как выяснилось, практически мгновенно "просчитывают" кратчайший маршрут между цветками, сообщает ИТАР-ТАСС.

Для изучения поведения этих насекомых ученые из Лондонского университета использовали управляемые компьютером искусственные цветы, которые выделяли вещество, аналогичное цветочному нектару, и распространяли его запах. Пчелы вначале совершали разведывательный полет, чтобы обнаружить поляну с искусственными цветами, а затем принимались облетать каждый из них, чтобы собрать нектар.

Ученые решили проследить, по какому маршруту пчелы будут передвигаться - в произвольном порядке или следуя определенному алгоритму. Выяснилось, что маршрут сбора нектара пчелами соответствовал оптимальной математической модели и позволял им экономить силы.

Теперь ученые теряются в догадках, каким образом крошечный мозг насекомого оказывается "умнее" компьютера. Если данную загадку удастся разгадать, это приведет к прорыву в развитии вычислительной техники, полагают исследователи.

Однако, здесь ученых будет ждать разочарование. Ведь эта особенность пчелы заложена Всевышним Творцом и известна мусульманам более 1400 лет. Вот что сказано в Священном Коране об удивительном свойстве этих сверхполезных и удивительно «умных» насекомых находить кратчайший маршрут:

Господь твой научил пчелу:

«Устраивай себе жилища

В горах, в деревьях и в людских постройках,