Жизнью своей преодолевать расколы

Когда мы приступали к этому маленькому проекту, мы знали, что нас ждут неприятные сюрпризы. Мы знали о многочисленных линиях раскола и отчуждения в среде наших земляков, которые растут день ото дня. Но, именно, зная об этом, мы сделали свой первый шаг к преодолению всех этих линий отчуждения. Потому что факторов успеха на нашей стороне было больше, чем факторов отчуждения, работавших против нас.

На нашей стороне был месяц Рамадан, в который верующие и симпатизирующие им стараются забывать обо всех распрях. На нашей стороне было традиционное горское гостеприимство, не могущее отказать гостю, каких бы религиозных или общественных позиций он ни придерживался. На нашей стороне были неоспоримые аргументы из нашей истории, кровью учившей нас стремиться к консолидации, аргументы нашей религии, требующей от нас единства, и аргументы современных реалий, диктующей необходимость единения.

Итак, группа активистов Федеральной лезгинской национально-культурной автономии и Общественного движения “Хаджи-Давуд” в последние дни месяца Рамадан проехалась по районам Южного Дагестана, чтобы собрать за благотворительными ифтарами жителей региона. Эти ифтары были организованы в Дербентском, Магарамкентском, Сулейман-Стальском, Ахтынском и Курахском районах, а также в селении Новый Куруш Хасавюртовского района.

Все эти встречи собрали сотни гостей. Особенностью наших ифтаров являлось то, что на них приглашались не только активные и соблюдающие мусульмане. Но и те сельчане, которые пока не посещают мечеть, не совершают молитвы и даже не держали пост. Подобная открытость этих благотворительных ифтаров по нашему замыслу должна была способствовать единению наших земляков, которым, к сожалению, и без того хватает линий раскола – на верующих и неверующих, молодых и пожилых, северных и южных.

И это сработало. Старики, которые до этого предпочитали держаться подальше от мечети, занятой молодежью, с готовностью принимали приглашение на эти ифтары и восседали во главе стола. Верующая молодежь, не готовая до этого идти на диалог с “несоблюдающими”, забывала о своих претензиях за единым праздничным столом. Еще одним приятным фактом данных ифтаров явилось то радушие, с которым на них откликались местные власти. Но не все вышло так радужно, как нам хотелось. Поскольку наши предчувствия оправдались, и перед нами проявились настолько глубокие линии раскола и отчуждения нашего общества, что их не преодолеть за один ифтар, или за один месяц Рамадан.

Первый раскол – это, конечно, раскол на верующих и неверующих. Непонимание и отчуждение между ними растет практически по всему Дагестану. Но в лезгинских районах, где в советский период мусульманская традиция была уничтожена на корню, этот раскол ощущается предельно остро. Многие сельчане с недоверием относились к нашему приглашению. Но принявшие приглашение расходились уже крепкими друзьями.

Второй раскол - это раскол самих верующих на суфиев и салафитов. Эта проблема также существует практически по всем Дагестану. Но, опять-таки, в лезгинских районах она также ощущается особенно остро. Так, в Новом Куруше, где суфии и салафиты не смогли ужиться под одной крышей, и вынуждены были разойтись по разным мечетям. Теперь в селе две мечети, между которыми не больше сотни метров; два джамаата, говорящих на одном языке; два пятничных намаза и два отдельных ифатара в Рамадан.

Третий раскол – это раскол между тянущимися к исламу жителями и теми представителями власти, которых раздражает это стремление их же земляков. Так в Магарамкентском районе, несмотря на то, что проведение ифтара было согласовано с главой районной администрации, местные правоохранители все же попытались помешать его проведению. Шесть офицеров местного РОВД с сурово сдвинутыми бровями полчаса убеждали нас, что проведение нами ифтара на территории мечети без представленной за неделю заявки в Минюст и районные структуры МВД и ФСБ противоречит закону о митингах.

Однако, когда мы видели за одним столом верующую молодежь и пришедших только на ифтар стариков, студентов исламских вузов и глав администраций, местных жителей и гостей из российских регионов, становилось очевидным, что все остальные проблемы преодолимы. Главное сделать навстречу друг другу первый шаг. Сегодня за праздничным ифтаром, завтра за круглым столом, а послезавтра и на уровне всей республики. Другого пути нет. Поскольку именно этот путь спасал на протяжении тысячелетий Дагестан, и именно он принесет нам долгожданный мир и сегодня…



4 комментариев


  1. (24.08.2012 13:15) #
    3

    Статья отличная. Продолжение дела, начатого в Дагестане 29 апреля 2012 г., когда в результате встречи Ассоциации ученых "Ахли сунна" в Дагестане и ДУМ Дагестана были определены основные шаги к примирению различных течений во имя сохранения единства мусульман. http://www.ansar.ru/society/2012/05/02/28575

    Спасибо автору – как талантливому публицисту и как человеку, который действительно пытается преодолеть раскол своей жизнью, конкретными делами, которыми являются подобные попытки примирения расколотой уммы.

    • (24.08.2012 19:18) #
      2

      Автор действительно молодец, так держать. И Бог в помощь!

  2. (25.08.2012 02:53) #
    0

    Единство- это милость, а раскол - это наказание! (хадис) Стремитесь к единство ибо в ней сила противостоять куфру, что для нас фард!

  3. (25.08.2012 06:51) #
    1

    "Шесть офицеров местного РОВД с сурово сдвинутыми бровями полчаса убеждали нас, что проведение нами ифтара на территории мечети без представленной за неделю заявки в Минюст и районные структуры МВД и ФСБ противоречит закону о митингах."

    Нужно каждый раз писать их на видео и диктофоны и отправлять предоставления в прокуратуру о профессиональном несоответствии и превышении должностных полномочий. И собирать копии всех бумажек. И создать многократно раззеркаленный банк всего этого совершенно законного компромата на "отдельных гнилых яблок" в нашем "блестящем светлом сегодня". Пусть даже не будет немедленного результата, все равно начнут бояться, будут чувствовать себя "на крючке", подумают сто раз на будущее, а стоит ли?
    Это ведь их собственный излюбленный метод, их и спецслужб, и всего этого, к несчастью, гпу-шного государства. Поэтому, не повредит, если мы им причиним равное зло. Лечить их нужно не только подставлением другой щеки. Пророк Мухаммад учит нас: "Cадака возносящемуся - надменность по отношению к нему самому".