Выступление Председателя СМР шейха Равиля Гайнутдина на ВМС

Выступление Председателя Совета муфтиев России, Муфтия шейха Равиля Гайнутдина на Всероссийском мусульманском совещанииМосква, 24 марта 2011 года

Бисмиллях, ва-ль-хамду лиллях, ва-с-саляту ва-с-саляму аля расули-ллях,ва аля алихи ва сахбихи ва ман табиахум би-исханин иля йауми-д-дин! Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

Уважаемые участники Всероссийского мусульманского совещания! Позвольте сердечно приветствовать вас на этом высоком собрании. Я благодарен всем тем, кто нашел возможность принять наше приглашение и посетить данную встречу.

Весьма символично, что сегодня мы впервые после Октября 1917 года собираемся на столь масштабное всероссийское мероприятие по примеру дореволюционных мусульманских съездов.

Сразу отмечу, уважаемые братья, что сегодня мы говорим не только от лица Совета муфтиев России, не только от лица мусульманской уммы. Мы сегодня озвучиваем тревогу за судьбу всего российского общества, как граждане этой страны. Сегодня мы бы хотели, с помощью Аллаха, выработать консолидированную позицию мусульманского сообщества России по самым острым проблемам развития нашей страны.

Наше Отечество сегодня переживает непростые времена.

· Взрывы и теракты сотрясают Кавказ и столицу нашей Родины;

· Тысячи молодчиков скандируют нацистские лозунги у могилы Неизвестного солдата;

· В наших городах убивают мигрантов из мусульманских регионов;

· Российская молодежь все больше проваливается в пропасть бездуховности, безудержного потребления и бессмысленной жестокости;

· В российских СМИ все больше разжигается страх и недоверие по отношению к мусульманам, а российские суды, запрещающие мусульманскую литуратуру, стали инструментами в руках исламофобов;

· На Ближнем Востоке льется кровь и рушатся режимы, с которыми наша страна долгое время выстраивала отношения.

· И в это время мусульманские духовные лидеры порой не могут прийти к общему мнению по простым вопросам обрядовой практики, унификации учебных пособий и т.д. Не говоря уже о тех вопросах, что я перечислил выше.

Именно необходимость в консолидации усилий мусульманского сообщества страны, духовенства, экспертов, ученых, общественных деятелей, журналистов, юристов заставила нас сегодня собраться здесь.

Всевышний говорит в Коране: «Напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим».

Уважаемые братья и гости нашей встречи, позвольте мне в качестве искреннего и уважительного наставления напомнить всем нам о нашей ответственности перед нашим Господом, перед нашим народом и перед нашей Родиной. Именно от нашей консолидированной и совместной позиции сегодня зависит гражданский мир и согласие в нашем обществе и будущее нашей страны.

Далее позвольте мне довести до участников совещания основные позиции религиозных и общественных активистов из числа мусульман по тем вопросам, которые и послужили причиной созыва этого высокого форума.

1. Первой, и наиболее существенной, угрозой для всех граждан нашей страны, не исключая и мусульман, следует признать резкое усиление ксенофобии и шовинизма в российском обществе. Особо стоит подчеркнуть стремительный рост исламофобии в российском обществе.

Эти уродливые проявления нетерпимости появились в российском обществе не на пустом месте. Во многом к разжиганию недоверия и ненависти между россиянами различных национальностей и вероисповеданий, к распространению ложной информации об исламе причастны средства массовой информации. Сегодня, обращаясь ко многим российским СМИ, мы вынуждены цитировать слова Всевышнего, который сказал в Коране: «Почему вы говорите ложь и скрываете истину, заранее зная об этом?»

В этом же контексте стоит упомянуть непрекращающуюся череду запретов лучших образцов мусульманской духовной литературы провинциальными российскими судами. Недавно Гайской межрайонной прокуратурой Оренбургской области была предпринята попытка отнести к числу экстремистских произведений классические сборники хадисов "40 хадисов пророка Мухаммада" и "Сады праведных", составленные имамом ан-Навави.

Этот вопиющий факт показывает, что череда бесконтрольных и необдуманных запретов мусульманской богословской литературы и вынесения неправомерных решений районных судов о внесении в список так называемых "экстремистских" материалов докатилась сегодня до хадисов пророка Мухаммада (мир ему), не говоря уже о классиках татарского богословия и произведениях лидеров российских мусульман.

Здесь самое время прокомментировать предложения ряда экспертов и религиозных деятелей о недопущении к работе в России выпускников иностранных вузов. Считаю его безусловно вредным и неконструктивным, ибо оно подорвет доверие к государству и официальным религиозным инстанциям со стороны, в первую очередь, молодёжи.

В случае осуществления этого абсурдного предложения от работы придётся отстранять тысячи специалистов, представителей не одного лишь ислама, но и православия, католичества, протестантизма, иудаизма и буддизма.

В этом случае придётся не делать исключений ни для кого – ни для выпускников Сорбонны и Гарварда, ни для выпускников бухарских и ташкентских учебных заведений – то есть всего нынешнего поколения российских муфтиев и имамов.

Абсурдность этого очевидна, потому что тысячи раввинов, архиереев и имамов в одночасье превращаются во «врагов народа». Предлагаю раз и навсегда прекратить дальнейшие спекуляции на эту тему, тем более что учёба за границей собственно России органично вплеталась в практику российского ислама на протяжении столетий, начиная с имперской эпохи.

2. Проблема терроризма и религиозно-политического экстремизма является для нашей страны одной из самых острых. После кровавых терактов в Москве и событий на Манежной площади наше общество оказалось меж двух огней. С одной стороны – терроризм и экстремизм, а с другой неонацизм и шовинизм.

Сегодня гораздо большая угроза единству страну исходит не с Кавказа, а с Москвы, где у стен Кремля, у могилы Неизвестного солдата собираются тысячи молодчиков и под нацистские символы скандируют «Долой Кавказ!» В российских СМИ все громче слышны голоса откровенно враждебных России экспертов, которые заявляют, что России пора избавляться от Кавказа.

Мусульмане являются первой мишенью террористов, как на Кавказе, так и в российских городах. На Кавказе убивают, в первую очередь, мусульман-милиционеров, имамов, муфтиев и проповедников, а в российских городах убивают мигрантов из мусульманских регионов.

Так президент России Дмитрий Медведев на заседании Национального антитеррористического комитета 22 февраля 2011 г. во Владикавказе указал: «Мусульманские священнослужители, имамы, муфтии очень часто ведут себя как герои. Их жизнь – это пример служения Родине, Российской Федерации, и пример служения своей вере – исламу».

3. Весьма важной мы считаем проблему выстраивания более тесных и доверительных отношений между российскими конфессиями.

Не скрою, от межконфессиональных отношений мы хотели бы большего. Лидерам российских конфессий пора переходить от риторики к совместным действиям к спасению общества из пропасти бездуховности и деградации.

Нам не нужно противопоставлять наши вероучения. Нужно искать то, что нас сближает. Ведь Господь сказал в Коране об отношениях мусульман, христиан и иудеев: «Давайте придем к единому слову для нас и для вас!»

Духовные лидеры России, мусульмане, христиане, иудеи должны сообща спасать наше молодое поколение – от взаимной ненависти, культа денег и духовной пустоты.

Я полагаю, что мы гораздо ближе подойдем к межконфессиональному миру и согласию, по сравнению с сегодняшним днем, если исчезнет почва для взаимных обид и недоверия между лидерами и представителями разных конфессий.

4. Следующий пункт – проблема политизации религии. Проблема вовлечения священнослужителей в решение политических задач, зарабатывание политических очков и сведения политических счетов. Подобное вовлечение религии в дела политики происходит как в этнических русских областях, так и в мусульманских республиках России. Здесь речь о процессах, затрагивающих все слои общества.

Все это грозит распадом самой ткани российского общества, которому и так не хватает единства. Приведу пример – в 70-е годы на Кипре митрополит Макариус тоже пошел в политику и был избран президентом Кипра. С тех пор остров разделен на турецкую и греческую части. Для своей страны такой участи мы не хотим.

Исламское сообщество многократно озвучивало свою мысль о том, что Россия по своей конституции – светское государство. Политизация религии в нем просто опасна.

Мы не против того, чтобы в политике присутствовали верующие люди. Но мы против того, чтобы в политику и во власть шли священники.

Уверен, нам необходимо отказаться от политизации религии и одновременно упрочить идейную борьбу с религиозным экстремизмом.

5. Весьма актуальным вопросом является необходимость усиления конструктивного участия мусульман в развитии России.

Конструктивная роль российских мусульман в Волго-Уральском регионе и на Северном Кавказе стала одной из ключевых на заседании президиума Госсовета в Уфе и Национального антитеррористического комитета во Владикавказе, прошедших в феврале этого года. Здесь и на ряде других совещаний руководители российского государства однозначно заявили о важности конструктивной работы в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений.

Глава российского Правительства Владимир Путин во время посещения нашей Соборной мечети на Ураза Байрам осенью прошлого года заявил, что «ощущает поддержку мусульман» и «благодарен за эту поддержку» и что он «рассчитывает, что вместе мы преодолеем все трудности», с которыми столкнулась страна.

На этом пути предстоит сделать еще очень много. Оттого нам необходимо породить новый импульс в деле активного включения российского мусульманского сообщества в процессы модернизации и развития страны и в выработке адекватных ответов на «вызовы» времени.

6. Модернизация духовных структур мусульман – следующий важный вопрос, на который мы должны обратить пристальное внимание. При всей длительной исторической традиции, доверительном отношении с властями и огромном потенциале Духовных управлений мусульман (ДУМ), сегодня их потенциала уже не хватает для ответа на все встающие перед российской уммой вызовы.

Ярким примером этого являются сложности, с которыми сталкиваются официальные духовные структуры в охвате своей просветительской работой растущего числа молодых и образованных мусульман. Нельзя сегодня обойти вниманием и такие вопросы, как квалифицированная защита прав верующих, развитие конкурентного информационного пространства, полноценное взаимодействие между религиозными объединениями России, развитие социальной инфраструктуры мусульманского сообщества страны.

Мусульманская община России, ее духовные структуры сегодня нуждаются в глубинной и масштабной модернизации, вовлечении в работу молодого поколения, выстраивания эффективного взаимодействия с общественной и экспертной средой.

Совет муфтиев России уже встал на этот путь. Нами уже создан Экспертный совет, который направлен на преодоление отчуждения духовенства и мусульманской интеллигенции. Кроме того, нами привлекаются новые кадры и ресурсы. В последнее время видные посты в СМР заняли представители нового поколения духовенства. Мы сможем переломить ситуацию с радикализацией молодежи только, если все духовные структуры России, особенно в регионах, встанут на этот путь.

7. Не могу обойти вниманием на этой встрече и события в Ливии и на всем Ближнем Востоке. Мы сегодня вместе со многими другими лидерами исламского мира вынуждены выразить глубокую озабоченность по поводу последних событий в Ливии.

Драматическое развитие событий в стране уже фактически поставило ее на грань гражданской войны. Насилие по отношению к мирным жителям Ливийской Арабской Джамахирии, а также бомбежки позиций проправительственных сил приводят к гуманитарному кризису катастрофического масштаба.

На проблему вынужден был обратить внимание даже Генеральный секретарь Организации Исламская Конференция профессор Экмеледдин Ихсаноглу. Он подчеркнул, что огромное количество ливийцев лишилось крыши над головой и было вынуждено бежать к границам с Египтом и Тунисом, и призвал международное сообщество помочь беженцам.

Сегодня весь исламский мир переживает непростой период политического и социального кризиса. Под давлением народных масс ушли президенты Туниса и Египта. Волнения против правящих масс проходят в Йемене, Алжире, Иордании, Ираке, Бахрейне и даже Саудовской Аравии. Сегодняшние события на мусульманском Востоке имеют эпохальный характер и могут всерьез перекроить всю карту мировой политики.

Не смог обойти внимание драматические события на Ближнем Востоке и глава нашего государства Дмитрий Медведев. На заседании Национального антитеррористического комитета 22 февраля 2011 года во Владикавказе президент Дмитрий Медведев отметил, что «ситуация, которая сложилась на Ближнем Востоке и в арабском мире, тяжелейшая», и что региону «предстоят очень большие трудности».

В ряде случаев, подчеркнул Президент России, речь может идти о распаде этих стран «на мелкие осколки». По мнению Президента Дмитрия Медведева, происходящее на Ближнем Востоке будет оказывать прямое воздействие на ситуацию в России.

Действительно, значение событий на Ближнем Востоке огромно. Это поистине эпохальные события. Убежден, что при росте влияния мусульманских стран на мировую политику, наше государство может и должно использовать потенциал российских мусульман. И российские мусульмане готовы стать мостом между Россией и возрождающимся исламским миром.

На фоне всех этих событий и проблем отмечу, что сегодня мусульмане России должны брать на себя все большую ответственность за судьбу своей страны и своего общества. Мусульманской умме России пора взрослеть и консолидировать свои усилия для решения стоящих перед всем российским обществом проблем, о которых говорят и представители иных конфессий, общественных и политических сил.

Это проблемы – алкоголизма, наркомании, распада семей, проблемы правового нигилизма, гражданской пассивности, бездуховности, коррупции, неуважительного отношения к собственной истории и отсутствия у современной молодежи представления об истинном патриотизме.

И решать эти проблемы мусульмане России должны не в одиночку, а со своими согражданами самых разных национальностей и верований.

Именно в этом симбиозе культур – православной и мусульманской, тюркской и славянской – нам видится национальная идея сегодняшнего Российского государства и залог его величия в будущем.

Отмечу, что в 2012-2013 годах в нашей стране будут отмечаться масштабные мероприятия, посвященные крупным юбилеям - 200-летие победы России над Наполеоном в Отечественной войне, 400-летие народного ополчения князя Пожарского и гражданина Минина. Во всех этих событиях мусульмане России сыграли значимую роль. Одним из самых значимых событий в жизни российских мусульман должно стать празднование 700-летие принятия ислама как официальной религии Золотой Орды.

Что касается Совета муфтиев России, то отмечу, что у нас впереди намечена уже большая программа мероприятий. Помимо празднования ежегодных двух праздников – Ураза Байрам и Курбан Байрам, мы продолжаем проведение крупных международных мероприятий, таких, как Московская международная выставка «Халяль», Московский международный конкурс чтецов Корана.

В июне этого года, инша Алла, состоится международная научно-практическая конференция по хаджу, а также впервые в Москве осенью пройдет Европейский мусульманский Форум.

Уверен, что воплощение в жизнь этих и других мероприятий, которые запланированы Советом муфтиев России, будут способствовать подлинному укреплению межнационального и межрелигиозного мира и согласия в нашей стране, послужат делу становления гражданского общества и, в конечном итоге – процветанию нашей страны.

Надеюсь, что сегодня в этом зале начнется глубокая дискуссия по стоящим перед нами проблемам. Надеюсь, что мы сегодня сумеем найти пути и модели взаимодействия и консолидации наших усилий на этом благородном пути. И надеюсь также, что вся та работа, которую Совет муфтиев проводит на этом пути, окажется полезной для нашего общества и угодной нашему Господу миров.

В завершение выступления хотел бы напомнить вам, уважаемые братья, о призыве Всевышнего, Который говорит в Коране: «Пусть среди вас будет община людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими».

Я прошу у Всевышнего Аллаха того, чтобы он дал нам сил и знаний, чтобы мы смогли оказаться в этой общине. Я прошу у Всевышнего Аллаха милости для всех нас, прощения наших грехов, мудрости, терпения и счастья для нашего многонационального народа, а также благословения для нашей прекрасной Родины.

Амин. Благодарю вас за внимание.

Мир вам, милость Аллаха и Его



1 комментариев


  1. тажиев ахмедес
    (27.03.2011 16:46) #
    0

    если бы не приветствие и молитва то как в госдуме.чем арендовать такие помещения.выдавать мухтасибам.зарплаты дарить машины за эти деньги наняли бы хорошего адвоката и отсудили бы все решения районных судов о запрещении мусульманской литературы.Муфтии почитайте ,о праведных халифах!!!Будьте мудрее! .