Теракт в метро - провокация или стратегия?

Когда мы говорим о боевиках, о "лесных братьях", о так называемом "лесе", мы должны понимать, что понятия "лес", "лесные братья" - неоднородные. В лесу есть совершенно разные люди. Первая категория лиц - те, кто оказался там случайно. Или увлекся «на романтику». Или помог человеку, а тот оказался боевиком, и теперь боясь властей, он скрывается. Или его обманом втянули в эту деятельность. Так или иначе, при этом человек не является убежденным борцом с российским государством.

Вторая категория людей - это убежденные боевики, которые вышли на тропу войны сознательно и убежденно. И третья группа - это просто криминал, люди, которые осознали, что на лесной теме можно заработать деньги. Часто бывает, что какой-нибудь бизнесмен получает видео, где сидит небритый человек и говорит: "Ты ведешь бизнес с кафирами и поддерживаешь их. Поэтому, если хочешь жить, с тебя 2 миллиона долларов".

Сами боевики решительно борются с такими "лесными рэкетирами", потому что для боевиков эта категория является самой опасной - они зачастую не связаны клятвами амиру, они не вписаны в военно-административную систему "леса", не подчиняются никакой дисциплине. Зачастую такие персонажи готовы за деньги исполнять любые чужие заказы, в том числе и самые кровавые. А для любой спецслужбы такие, как бы сказали физики "вольные радикалы", являются находкой.

После цхинвальских событий Россия нажила себе множество кровных врагов. Причем не только в лице Грузии, но и ее явных и тайных союзников. Эти враги затем стали использовать всевозможные средства, свое политическое влияние и делать заказы таким вот лесным "джентельменам удачи".

Стоит также осознать, что поезда в московском метро были взорваны не в подземных перегонах, где пропадает сигнал мобильной связи, а именно на станциях, где этот сигнал появляется. Таким образом, становится очевидным, что подорвавшиеся женщины, могли и не быть убежденными смертницами, сами нажавшими на кнопку взрывателя. На их месте могла оказаться любая женщина, которую могли попросить передать знакомым сумку или пакет.

А далее уже посадившие их на поезд метро лица звонком с мобильного телефона могли подорвать эту самую сумку, превратив женщину в так называемую "смертницу". Таких женщин в Москву со всей России, да и с Кавказа, въезжает тысячи. И каждая из них, по широте кавказской души, с готовностью возьмется подвезти пакет или сумку до Москвы, совершенно даже не поинтересовавшись, что же внутри этой посылки.

Однозначно утверждать, что это сделали боевики Имарата Кавказ, было нельзя до заявления Доку Умарова, в котором он взял подрывы на себя. Но боевики очень часто берут на себя ответственность за разного рода вещи. Например, та же катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Ответственность за произошедшее там взяли на себя сразу две группировки - сначала неизвестный никому "джамаат русских муджахидов "Муваххидун ар-Руси", а потом возрожденная Умаровым бригада смертников "Рияд ас-Салихийн". И это притом, что эксперты утверждали, что катастрофа носила техногенный характер. Так кому из них верить? Поэтому не все так однозначно.

Но если теракт в Москве действительно был совершен людьми Умарова, то я не понимаю их логику. Такие убийства мирных жителей отталкивают население от боевиков. И не только жителей москвичей и жителей российских областей, но и самих кавказцев. Поскольку такие акции, как захват заложников в Норд-Осте, Беслане, подрывы мирных жителей осуждают и сами кавказцы, и большинство соблюдающих мусульман. Причем даже те, кто в тайне может симпатизировать боевикам.

А ведь все боевики, партизаны и повстанцы по всему миру, наоборот, делают все для того, чтобы завоевывать доверие, симпатию и поддержку населения. Ведь именно благодаря этой поддержке они становятся практически неуничтожимыми для государства.

Взять хотя бы практику ХАМАС в Палестине. Они там строят школы, больницы, дороги, помогают деньгами населению, проявляют заботу не только о мусульманах, но и христианах Палестины. В итоге ХАМАС поддерживается практически всем населением Газы. Даже христиане решительно заявляют: "Я тоже из ХАМАС".

И ведь это тоже было осознано кавказскими боевиками. Они давно, еще после Беслана, осознанно отошли от практики захвата заложников и ударов по мирным жителям. Это был не просто импульсивный шаг, но глубоко проработанный, обоснованный и принятый на вооружение в качестве новой стратегии. И ключевую роль в этом сыграли дагестанские и кабардинские интеллектуалы, вышедшие на тропу войны, такие как Ясин Расулов, Абу Загир Мантаев и Анзор Астемиров.

На многих их ресурсах начали раздаваться призывы осознать, что надо бороться за более широкую поддержку их мирным населением. Почему боевики сегодня вновь вернулись к практике ударов по мирному населению, мне не до конца понятно. Я бы все-таки хотел надеяться, что эти подрывы единичная провокация внешних или пусть даже внутрироссийских политических сил, нежели - первая акция в череде запланированных ударов долгосрочной стратегии боевиков. Потому что если они действительно возвращаются к ударам по мирным жителям, то подобная практика станет катастрофой как для России и российского общества, так и для самого российского мусульманского сообщества.



3 комментариев


  1. Салтан Хан Грозный
    (12.04.2010 10:39) #
    0

    1.
    Чеченцы считают себя народом, избранным самим Богом, но для какой именно цели они предназначены и избранны, - объяснить не могут.

    Народы России. Живописный альбом. С.Пб., 1880
    ==========================================

    2.
    Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтической их родиной.

    В. Т. Белинский, 1840 г.
    ==========================================

    3.
    Государь!

    Внешней войны опасаться нельзя. Но внутренние беспокойства гораздо для нас опаснее. Горские народы, примером независимости своей, в самих подданных Вашего Императорского Величества порождают дух мятежный и любовь к независимости. Теперь средствами малыми можно отвратить худые последствия; несколько позднее и умноженных будет недостаточно.

    Всеподданнейшее донесение ген. Ермолова, от 12.февр. 1819 г.
    ===========================================

    4.
    И здесь заложена правда, стоящая за борьбой чеченского народа, и несправедливость мотивов российской агрессии. Результат этого противостояния в действительности повлияет на все будущее человечества. Такое глубокое значение имеет борьба чеченского народа за будущее мира.

    А. Тэрасава, буддийский монах из Японии, Учитель ордена «Ниппонзан Меходзи».

    В жур.: «Карта» (Рязань), № 15, 1997
    ==========================================
    5.
    Чеченцы - кавказская народность восточно-горской группы, занимавшая до войны территорию между реками Аксай, Сунжей и Кавказским хребтом.

    Ныне они живут перемешанно с русскими и кумыками в Терской области, к востоку от осетин, между Тереком и южной границей области от Дарьяла до истока реки Акташ.

    Сунжа разделяет чрезвычайно плодородную страну чеченцев на 2 части: Большую Чечню (возвышенную) и Малую (низменную). Кроме собственно чеченцев (в Грозненском округе), делящихся на несколько разноименных племен, к ним причисляются: кисты, ингуши, галгаи, карабулаки (самое враждебное нам племя, целиком выселившееся в Турцию) и ичкеринцы. Всех чеченцев, не считая ингушей, числилось в 1887 году 195 тысяч.

    Название «чеченцы» ведет свое начало от названия аула Большой Чечен (на Аргуни), служившего некогда центральным пунктом для всех собраний, на которых обсуждались военные планы против России.

    Сами чеченцы себя называют нахчой (люди, народ). Ближайшие соседи чеченцев называют их мисджегами (лезгинцы и кумыки) и кистами (грузины). О древнейших судьбах чеченского племени не имеется никаких данных, кроме фантастических легенд о чужеземцах (арабах), основателях этого народа. Начиная с XVI века чеченцы вели борьбу с ногайцами, калмыками, кабардинцами, кумыками и, наконец, с русскими (с начала XVII столетия..
    До 1840 года отношение чеченцев к России было более или менее мирное, но в этом году они изменили своему нейтралитету и, озлобленные требованием со стороны русских о выдаче оружия, перешли на сторону известного Шамиля, под руководством которого в течение почти 20 лет вели отчаянную борьбу против России, стоившую последней огромных жертв. Борьба кончилась массовой эмиграцией одной части чеченцев в Турцию и переселением остальных из гор на плоскость. Несмотря на страшные бедствия, постигшие первых выходцев, эмиграция не прекратилась.

    Чеченцы высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз, например, варьирует (в равной пропорции) от черного до более или менее темно-карего, и от голубого и до более или менее светло-зеленого.
    В цвете волос также замечаются переходы от черного к более или менее темно-русому... В сравнении с другими кавказскими народностями чеченская группа отличается наибольшей долихоцефалией… Чеченцы считаются людьми веселыми, остроумными (“французы Кавказа”), впечатлительными...

    Неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе – черты чеченцев, давно признанные всеми, даже их врагами…

    Чеченцы никогда не бьют своих детей, но не из особой сентиментальности, а из страха сделать их трусами.
    Трогательна глубокая привязанность к родине; их песни изгнания («О, птички, летите в Малую Чечню, несите ее обитателям привет и скажите: заслышав крик [филина]в лесу, думайте о нас, скитающихся среди чужих без надежды на исход!» и т.д.) полны трагической поэзии... Во время своей независимости чеченцы, в противоположность черкесам, не знали феодального устройства и сословных разделений. В их самостоятельных общинах, управлявшихся народными собраниями, все были абсолютно равны... Этой социальной организацией (отсутствие аристократии и равенство) объясняется та беспримерная стойкость чеченцев в долголетней борьбе с русскими, которая прославила их геройскую гибель...

    Энц. сл. Ефрона и Брокгауза, т. 38-А, СПб., 1903
    ==========================================

    6.
    Чеченцы (нохчий, вайнах) – один из самых крупных народов среди множества малочисленных горских племён Северного Кавказа… Наиболее активными и сильными противниками царского правительства при завоевании Северного Кавказа справедливо считались чеченцы… и в этой борьбе горцев чеченцы играли выдающуюся роль, поставляя главные боевые силы и продовольствие для «газавата» (священной войны)… Это сопротивление явилось для буржуазных авторов формальным основаниям для распространения лживой характеристики чеченцев, как «дикарей» и прирождённых разбойников. Серьёзного научного исследования чеченцев сделано не было и до настоящего времени они остаются в ряду наименее изученных кавказских яфетидов.

    БСЭ, т. 61, 1934
    ==========================================
    7.
    Чечнцы, нохчий (самоназвание) - народ в СССР, на Северном Кавказе, преимущественно в центральных и восточных районах Чечено-Ингушской АССР, (611,4 тыс. человек) и в Хасав-Юртовском районе Дагестанской АССР (49,2 тыс. человек). Общая численность в СССР 756 тыс. человек (в 1985 г. - 865 тыс.) Пять тысяч человек живет в Иордании. Относятся к кавкасианскому варианту балкано-кавказской расы большой европеоидной расы. Говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы кавказской семьи. Имеет несколько диалектов. Письменность создана после Октябрьской революции, с 1938 г. на основе русской графики... Верующие чеченцы - мусульмане-сунниты. Чеченцы, как и родственные им ингуши (общее самоназвание-вайнахи), относятся к коренному населению Кавказа.

    Упоминаются в армянских источниках VII века под именем Нахчматьян. По месту жительства делились на Большую и Малую Чечню. В 1859 г. Чечня была присоединена к России... Горные селения состояли их двухэтажных каменных домов... Многие аулы имели жилые и оборонительные башни из 3-5 этажей...

    Система родства арабского типа…

    Народы мира. Ред. В. Бромлей. М.,1988
    ===========================================

    8.
    Средняя группа кавказцев образуется только одним главным племенем чеченцев, которые сами называют себя нахчой, а у грузин известны под обозначением кистов или кистинов. Место обитания этого народа лежит к востоку от Владикавказа и верхнего Терека. Чеченцы не представляют вполне однообразного племени, что подтверждается их языком, и лишь все последователи ислама. От черкесов они отличаются полным отсутствием высшего сословия. Красивым сложением чеченец превосходит лезгина и осетина; замечателен часто встречающийся среди них еврейский тип. При завоевании Кавказа русскими, чеченцы, предводительствуемые Шамилём, временно пользовались особенно важным значением.

    Г. Шурц. Краткое народоведение. Пер. с нем. С.Пб., 1895.
    ===========================================

    9.
    Чеченцы - народ, обитающий в северо-восточном углу Кавказа, в области между течением реки Терека и Боковым хребтом. Область, населенная чеченцами носит общее название Чечни и делится на Большую и Малую Чечню. К востоку от р. Гойты (приток Сунжи) расположена Большая Чечня, преимущественно гористая страна; на западе лежит равнинная Малая Чечня. Чеченская народность заключает в себе несколько разноименных племен. Главнейшие из них: ингуши, или галгай (см. ингуши), живущие в районе Владикавказа, и цова-тушины, или бацбии, обитающие на сев. склоне Главного Кавказского хребта; по рр. Ассе и Сунже жили карабулаки, почти целиком выселившиеся в Турцию после покорения русскими Кавказа.

    Название «чеченцы» дано этому народу русскими в ХVII в. Это название происходит от аула Большой Чечен на р. Аргуне, где были сосредоточены главные военные силы чеченцев во время войны против русских. Ближайшие соседи называют чеченцев мисджегами (лезгины и кумыки), или кистами (грузины). Сами себя чеченцы именуют “нахчи” или “нахчуо”. Это название происходит от урочища Нашах - места первоначального расселения чеченцев. Термин же «чеченец» среди них не распространен.

    Исторические предания чеченцев не дают определенной и общей картины происхождения чеченского народа. Нет основания считать чеченцев выходцами из Сирии или Аравии, как об этом повествуют предания. Нужно думать скорее, что легенды возникли позднее, в связи с проникновением, вместе с магометанством, арабской письменности и культурного влияния. Вероятно, именно эти обстоятельства и побуждали чеченцев приписывать себе родственную связь с арабами.

    В настоящее время чеченцев принято считать принадлежащими к яфетической группе народов (центральные материковые яфетиды Северного Кавказа), составляющих коренной слой населения Кавказа. Обстоятельства появления чеченцев в области их теперешнего расселения - неизвестны. В ХVI в. часть их поселяется на плоскости, где ведет постоянную борьбу с ногайцами, кумыками, кабардинцами и др. соседями. В русских исторических актах имя «чеченец» встречается впервые в 1708 г. в договоре, заключенном между калмыцким ханом Аюком и астраханским губернатором Апраксиным.

    До 1840 г. между чеченцами и русскими существовали более или менее мирные отношения. В 1840 г., раздраженные русским требованием о сдачи оружия, чеченцы становятся на сторону Шамиля и ведут ожесточенную борьбу с русскими. В 1859 г., после падения крепости Ведено, Чечня внешне подчиняется России. При этом некоторая часть чеченцев, не желая мириться с таким положением вещей, эмигрирует в Турцию; часть же, по распоряжению царского правительства, выселяется на плоскость...

    Во время гражданской войны 1919-21 гг. чеченцы скоро переходят на сторону революционных войск и ведут борьбу с белыми. В 1922 г., по окончании гражданской войны на Кавказе, Чечня входит в состав Горской автономной республики. В 1922 г. Чечня выделяется в самостоятельную автономную область с центром в г. Грозном.

    По переп. 1926 г., в Чеченской авт. об. 291.259 (149.250 муж. и 142.009 жен.) чеченцев, а во всем Сев.-Кавк. крае - лишь немногим больше (296.282).

    В антропологическом отношении чеченцы представляют собой смешанный тип. Цвет волос колеблется от черного до темнорусого, цвет глаз от черного до голубого и светлозеленого. Чеченцы отличаются наибольшей долихоцефалией среди народов Кавказа..

    [ПРИМ.: . Долихоцефалы («длинноголовые») – т. наз. “арийский” тип черепов - у арабов, германцев и др., в противоположность брахицефалам «короткоголовым». Брахицефалией отличаются русские, евреи, осетины и др. – Бену-Курайш.]

    Рост чеченца высокий, сложение стройное, женщины отличаются красотой. Главное занятие чеченца на плоскости - земледелие. Сеют преимущественно кукурузу, в меньшем количестве пшеницу и, наконец, еще меньше просо и ячмень.

    Скотоводство занимает второе место в чеченском хозяйстве (преимущественно в горах). Разводят, главным образом, крупный рогатый, а отчасти и мелкий скот. Кустарные промыслы не имеют особого значения. Более или менее развиты бурочное, гончарное и черепично-кирпичное производства.
    Живут чеченцы довольно большими селениями. У плоскостных чеченцев дома европейского типа, турлучные, выбеленные. У горных чеченцев примитивные каменные дома-сакли. В таких домах окна не имеют рам, и они заменяются особыми соломенными щитами; для отопления служит очаг. Главная комната в доме - кунацкая, где сосредоточены лучшие предметы обстановки: ковры, подушки и т.д.

    Мужчины проводят там большую часть времени, в то время как женщины преимущественно находятся во внутренней половине дома. Обычная пища чеченца - кукурузная каша и лепешки, пшеничная похлебка и сыр из овечьего молока. Одежда чеченцев-мужчин состоит из черкески желтого или серого цвета, бешмета и чувяк из мягкой кожи на ногах. Вообще на одежду чеченцы обращают мало внимания, заботясь, главным образом, о красоте оружия. На голове зимой носят меховую папаху, а летом войлочную шляпу с широкими полями. Женщины носят длинные прямые платья, затянутые на талии чеканным поясом.
    Общественный быт чеченцев отличался от быта большинства кавказских народов тем, что был построен на всеобщем равенстве и отсутствии сословного деления. “Мы все уздени” - гордо говорили о себе чеченцы, желая этим сказать, что они все свободные люди. Единственное исключение представляли военнопленные; они делились на лаев и ясиров; первые навсегда оставались рабами, последние же могли с течением времени получить свободу...

    Общественные дела обсуждались на общественных собраниях, причем решающий голос принадлежал старшим в роде. Родовой быт вообще глубоко проник в уклад чеченской жизни. Родовая или кровная месть существует и поныне. Советская власть энергично борется с этим явлением. В семье первенство принадлежало мужчинам... Мужчины за долгие годы боевой жизни, полной приключений,
    вырабатывали в себе неукротимую храбрость и отвагу, но не приобретали никакой привычки к труду.

    По религии чеченцы в настоящее время магометан-сунниты... Ислам проник в Чечню в конце ХVII в., под влиянием сношений с кумыками. С тех пор он становится господствующей религией. Вместе с тем до последнего времени сохранились пережитки первоначального язычества. В частности, в значительной степени сохранился культ очага, или огня: так, невесту в доме мужа прежде всего подводят к очагу; убийца, вбежав в дом убитого и схватившись за надочажную цепь, становится неприкосновенным…
    В дореволюционное время образование чеченцев стояло на чрезвычайно низком уровне. По переп. 1897 г., грамотных мужчин было 4,3 %, женщин - 0,1 %, причем в Чечне существовали, главным образом арабские религиозные школы, собственной же письменности чеченцы не имели. В настоящее время при советской власти создан чеченский алфавит на арабской основе. Издается чеченская газета и популярная литература на чеченском языке, имеется ряд школ, в том числе и женские.

    Ингуши - близко родственный чеченцам народ, принадлежащий вместе с ними к восточно-кавказской группе народов. Они занимали пространство от р. Фартанги на востоке до верхнего течения Терека на западе и от Главного Кавказского хребта на юге до Кабардинско-Сунженского хребта на севере. Более северные плоскостные части этой области были заняты ими, впрочем, сравнительно поздно, почти одновременно с появлением здесь русских; раньше же они занимали лишь более южные горные районы. Русское подданство они приняли номинально еще в 1769 г., но фактически долгое время оставались совершенно независимыми и неоднократно сражались против русских. По своим обычаям и быту они мало отличаются от чеченцев.

    Энц. словарь. (Рус. библ. инс-т Гранат), т. 48. М., 1928
    ===========================================

    10.
    Чеченцев, как своих врагов, мы старались всеми мерами унижать, и даже их достоинства обращать в недостатки. Мы их считали народом до крайности непостоянным, легковерным, коварным и вероломным потому, что они не хотели исполнять наших требований, несообразных с их понятиями, нравами, обычаями, образом жизни. Мы их порочили потому только, что они не хотели плясать под нашу дудку, звуки которой были для них слишком жёстки и оглушительны.

    М. Ольшевский, ген. В жур.: «Русская старина», т.79, М., 1893
    =========================================

    11.
    Кистины, принадлежащие к чеченскому племени, говорят и одеваются как чеченцы. По условиям местности они дерутся преимущественно пешком, и шашка встречается в их вооружении чрезвычайно редко; но зато их длинные лезгинские кинжалы, которыми они владеют в совершенстве, наносят страшные удары, и все, к чему прикасается лезвие их, разваливается пополам.

    В. А. Потто. В жур..: «Солдат. биб-ка», №145, СПб, 1889
    ===========================================

    12.
    Русские знали чеченцев под весьма различными наименованиями. Название «чечен» происходит от большого селения Чачан, лежащего на низовьях реки Аргуни и известного русским со времени похода Петра Великого. Кроме того, Эркерт говорит: «Русские различают галгаев и ингушей, которых чеченцы обозначают одним общим названием галгаевцы. Затем есть еще следующие племена: назрановцы, галашевцы, карабулаки (жившие раньше в Датыхском ущелье и переселившиеся большею частью в Турцию...).

    Жители плоскости при слиянии рек Мичика и Гума, где преобладают уже татарские названия, называются мичикойцами (откуда мисджеги). Ичкерийцев даргинцы называют мичикиджами... Кумыки-татары, соседи чеченцев, называют их также мичигышами. Андийцы называют чеченцев Аргунского уезда тад-буртиалами. Окрестности Ведена называются Нахчи-Мохк (что означает «страна чеченцев» у Услара: «нахчуин» - чеченцев, «муохк» - страна).

    Кроме галгайцев, по р. Ассе встречаются еще цоринцы, мичо (митхо), майсту и пр. Наиболее удаленные к северу чеченцы называют сами себя акки, у кумыков и аварцев они называются аух...

    Сами себя чеченцы называют нахчуо, множ.ч. нахчуй, нахчий...

    Кроме того, остается еще привести наименования, которые чеченцы получили от своих соседей. У кабардинцев - шешен, у осетин - цацан, у [горно-дагестанских] дидойцев - цачанзи, у капучинцев - чачалис саго (мужчина из Чачала), у ботлихийцев - чачаннал, у годоберийцев - чачан, у каратаевцев - чачанау, у багулальцев - чачанадилу hekya (hekya - мужчина), у тиндийцев - чачанаду hekya, у хваршинцев - чачанес hekya, у своих племенных сородичей, цовских тушин, - кисти, у грузин - кистури, у аварцев - буртичи...

    По Шварцу, ингуши сами себя называют ламур (лам - гора), карабулаки же - арште. Услар приводит еще «веппе», так называют сами себя кистины... Галгайцы называются у грузин «глигви», мн.ч. «глигвени». Остается еще упомянуть об одном народе чеченского происхождения,... входящем теперь в состав тушинского народа,... - это бацы (бацав, мн.ч. бацби).

    Дирр А. М. В кн.: Сб. матер. для опис. местностей и племен К-за.В. 40,Тф., 1909
    ===========================================

    13.
    Этих горцев мы, русские, иначе не знали, как с дурной стороны; я же, познакомившись с ними ближе, напротив, пришёл к другому заключению: их мирный и патриархальный домашний быт, гостеприимство и радушие, при врождённой отваге, вселяют к ним невольное уважение.

    А. Шаховский, князь. В кн.: Военный сборник. №10, С.Пб.,1876
    ==========================================

    14.
    И весь народ чеченский дик и груб. Нет у них сословий, нет князей и властителей. «Мы все князья, мы все уздени», - говорят они. Самые отчаянные грабежи, дерзкие набеги, жестокая расправа, хищничество всякого рода являлись, так связать, чеченской специальностью.

    Н. Березин. Кавказ. Пг., 1916
    ===========================================

    15.
    Чеченцы подразделяются на двадцать групп. Река Сунжа, протекающая по их стране, делит Чечню на Малую - низменную и Большую – горную. Чеченцы в войне с русскими выказали наибольшее ожесточение и удивительную отвагу. Они имели такой страшный вид исступленных, безумных существ, что иногда сотня казаков не решалась напасть на небольшую горсть чеченцев – абреков и вступить с ними в рукопашный бой, зная, что они дорого продадут свои жизни и ни за что не сдадутся, считая плен верхом позора. Также как и черкесы, чеченцы красивы и стройны. Они великодушны и во всех случаях жизни сохраняют своё достоинство. Их женщины стройны и грациозны. Чеченцы очень гостеприимны, особа гостя для них священна, неприкасаема. У них также царит закон кровомщенья. В настоящее время в Чечне можно встретить аулы с опрятными улицами, нередко с каменными зданиями… Внутри дома чисто, опрятно и светло… Вообще в успехах своего земледелия и своей торговли чеченцы выказываются народом способным и восприимчивым к усвоению культуры. Чеченцы по существу своему свободный народ, не признающий никаких сословий и никакой власти. «Мы все уздени» (зависящие от самих себя), - говорят чеченцы, и этот дух сохранился у них, несмотря на покорение их русскими, несмотря на выселение в Турцию самой необузданной части населения. В настоящее время все чеченцы магометане.

    Природа и население России. Ред. В. Битнер. Ч.1, С.П.б, 1906
    ===========================================

    16.
    Русские войска, вступая в Чечню, в открытых местах обыкновенно совершенно не встречали сопротивления. Но только что начинался лес, как загоралась сильная перестрелка, редко в авангарде, чаще в боковых цепях и почти всегда в арьергарде. И чем пересечённая была местность, чем гуще лес, тем сильнее шла и перестрелка… И так дело шло обыкновенно до тех пор, пока войска стойко сохраняли порядок. Но горе, если ослабевала или расстраивалась где-нибудь цепь; тогда сотни шашек и кинжалов мгновенно выраствали перед ней, как из земли, и чеченцы с гиком кидались в середину колонны. Начиналась ужасная резня, потому что чеченцы проворны и беспощадны, как тигры. Кровь опьяняла их, омрачала рассудок, глаза их загорались фосфорическим блеском, движения становились ещё более ловки и быстры; из гортани вылетали звуки, напоминающие скорее рычание тигра, чем голос человека.

    В.А.. Потто, ген. Кавказская война. Т.2, С.Пб., 1888
    ===========================================
    17.
    Плоскость или, правильнее сказать, отлогие северные склоны хребта Кавказского, покрытые лесами и плодоносными долинами и обитаемые в восточной части племенем чеченским, наиболее воинственным из племён горских, составляли всегда сердце, житницу и самую мощную найму враждебной нам коалиции гор. Шамиль, хорошо зная этим предгориям цену и избирая свою резиденцию первоначально Дарго, а затем Ведено, видимо старался держаться ближе Чечни, чем всех прочих своих владений. Значение этих предгорий было понято и Главнокомандующим князем Барятинским, сосредоточившим все наши удары на землях чеченских, с падением которых в апреле 1859 года не устоял и полугода густонаселённый Дагестан, хотя и отдохнувший от наших наступательных действий, прекращённых со стороны Дагестана ещё с 1849-го года.

    Е. Сельдерецкий. Беседы о Кавказе. Ч. 1, Берлин, 1870
    ==========================================

    18.
    Почему так долго держались против нас чеченцы, терпели и голод, и крайнюю нужду, умирали и посылали детей на смерть? Нам кажется, не из одной покорности Шамилю и его проповедникам, не из слепой ненависти к гяурам, не из жажды грабежа, как думают многие, - нет, из желания независимости, по естественному побуждению народа, отстаивающего свою свободу, из чести и славы.

    П. Надеждин. Природа и люди на Кавказе и за Ка вказом. С.Пб., 1869
    ==========================================

    19.
    В начале нынешнего века чеченцы являлись свободным народом, не признающим никаких сословий и никакой власти. «Мы все уздени», - говорят чеченцы, разумея под этим словом людей, зависимых от самих себя. Дух своеволия сохранился у чеченцев до наших дней. Несмотря на выселение в Турцию самой необузданной части населения, Чечня до сих пор неохотно подчиняется новому строю жизни, введенному там со времени русского владычества… С 1859 года, т.е. со времени покорения Восточного Кавказа, в Чечне, но словам г. Казбека, было несколько более или менее общих восстаний, где правительству приходилось прибегать к силе оружия.

    П. Надеждин. Кавказский край. Тула, 1895
    ===========================================
    20.
    Очень, очень давно предки их, староверы, бежали из России и поселились за Тереком, между чеченцами на гребне, первом хребте лесистых гор Большой Чечни. Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев… Ещё до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченцами… Влияние России выражается только с невыгодной стороны стеснением в выборах, снятием колоколов и войсками, которые стоят и проходят там. Казак, по влечению, менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него, чтобы защитить его станицу, но которй закурил табаком его хату. Он уважает горца-врага, но презирает чуждого для него и угнетателя солдата. Собственно русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо… Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются или крадутся у них же. Молодец-казак щеголяет знанием татарского языка…Вино у казаков у всех своё и пьянство есть не столько общая всем склонность, сколько обряд, неисполнение которого сочлось бы за отступничество…
    Л. Н. Толстой. «Казаки» ===========================================
    21.
    Я здесь первый и один по сие время восстал против пагубных военных действий на Кавказе, и от этого вынужден покинуть край. Наши действия на Кавказе напоминают мне бедствия первоначального завоевания Америки испанцами.

    А.Раевский, ген. В кн.: Акты КАК, т. 9, Тф.,1884 ===========================================
    22.
    «Кто же, какой дурак, извините, вводит танки в город? Да я навёл бы там порядок за два часа с одним десантным полком».

    Мин. Об. РФ. П. Грачёв ген., о штурме Грозного, 27.11. 94
    ==========================================

    23.
    «Покойный Дима Холодов был прав: 1600 танков спёрли… Потом бросили технику в Грозный, её пожгли. Посчитайте, сколько танков сожгли? Будете хорошо считать-подстрелят и скажут: злые чечены. Очередной корреспондент пал на боевом посту».

    А. Лебедь, ген. В газ.: «Комс. пр.» , 27.11. 1996 ==========================================
    24.
    Трагедия чеченцев состоит в том, что хотя они способны победить армию огромной страны, превосходящей их в 150 раз, они, если говорить откровенно и без страха их оскорбить, ещё не готовы к созданию нормального жизнеспособного государства. Для этого нужно ещё какое-то время…

    Д. Фурман. «Общ. газ.», 20.04.00
    ===========================================

    25.
    Самоназвание чеченцев-нохчий. Их численность в РФ 899 т. чел. (1989). Чеченцы-коренное население Чечни. Численность в Чечне и Ингушетии-734,5 т. чел. В Дагестане-ок. 58 т. чел., в Ставропольском крае-15 т. чел., Волгоградской области-11,1 т. чел., в Калмыкии-8,3 т. чел., в Саратовской области-6 т. чел., Тюменской области-4,6 т. чел., Северной Осетии-2,6 т. чел., в Москве-2,1 т. чел., Казахстане-49,5 т. чел., в Киргизии-2,6 т. чел., на Украине-1,8 т. чел.

    Верующие чеченцы - мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух толков - накшабанди и кадири. Говорят на чеченском языке. распространен русский язык. письменность создана на основе русской графики. До этого среди чеченцев была распространена арабская графика.

    Чеченцев соседние народы называют по-разному: осетины-сасан (сасайнат), кабардинцы-шешен, Кумыки-мычигыш, аварцы-буртиел, грузины-кисти, арабы-шашани и т.д. ...В армянских источниках VII в. чеченцы упоминаются под именем нахчматьян (т.е. «говорящие на языке нохчи»). Грузинский источник «Картлис Цховреба» знает чеченцев как дзурдзуков, малхи и кисти. В «Летописных хрониках» времен Георгия блистательного (1314-1346) упоминается «народ нохчи», т.е. под нынешним самоназванием чеченцев. В персидских источниках (XIII в.), в частности, в труде Рашид-ад-Дина, дано название «сасаны»-чеченцы в иранской транскрипции, которое вошло позже в русские документы. В документах XVI-XVII в. встречаются племенные названия чеченцев («ичкеринцы»-нохч-махкой, «ококи»-аьккий, «шубуты»-шатой, «чарбили»-чербелой, «мелки»-маьяхий, «чатинцы»-чIаьнтий, «шаройцы»-шарой,«терлойцы»-тIерлой)…

    З. Ахмадов и др. В жур.: «Эхо Кавказа”, № 3, 1994
    ==========================================

    26.
    Я служил в Чечне срочником, потом - по найму. То, что мы делали в Чечне - ни одному Освенциму в страшных снах не приснится. Я, когда вернулся, полгода пил. Если б мне дали пояс шахида, я бы сам своих братьев по оружию в Чечне на тот свет отправил. Потому что сволочи вы все, кто "наверху'' и кто в Чечне мирную жизнь якобы защищает.

    Игорь, Россия
    (из форума радио ББС: "Взрывы в Тушине: ваша реакция")

    http://news.bbc.co.uk/hi/russian/
    talking_point/newsid_3047000/3047562.stm
    ===========================================

  2. наьсархо
    (23.06.2010 11:46) #
    0

    Г1алг1ай не являются ни чеченцами, ни младшими братьями их. Г1алг1ай г1алг1ай ба. Всякие утверждения намеки, байки про то, что г1алг1ай относятся к чеченцам это желаемое, выдаваемое за действительное, все это бред, неправда уйдет. Все эти мугамы, целые простыни статей фальсификаций появились какоето время назад. Бацбийцы это этнические г1алг1ай, аккинцы были ингушским обществом, оарстхой это ингушское общество, территория акки была частью г1алг1ай мохк до русских.

  3. наьсархо
    (23.06.2010 11:59) #
    0

    Историческая территория Г1алг1айче включала северную часть Грузии, почти всю территорию нынешней Осетии, большую часть Чечни, и, конечно, теперешнюю Ингушетию. С приходом России Ингушетия сократилась до сегоднешнего положения. Шамиль - злейший враг ингушей - хотел уничтожить Г1алг1айче, но не смог. Ингуши называют себя вейнах или г1алг1ай. Нах это любые люди, этим словом можно назвать кого угодно, поэтому мы себя называли и называем вейнах. Сунженский и Малгосекский районы это Г1алг1айче.