Впервые на русском языке готовится к изданию книга знаменитого исламского мыслителя Тарика Рамадана «По стопам Пророка» (издательство "Слово без границ"). 27 ноября в Соборной мечети Москвы состоится ее презентация, где представлять книгу будет сам автор.
Его имя известно во всем мире. Кроме, увы, России.
Он не просто философ, публицист, мыслитель. Он - очевидный гений. А иначе как арабист, исламист, яростный пропагандист Пророка мог быть признан на Западе?
Тарик Рамадан - профессор Оксфордского университета, старший научный сотрудник университета Дошиша (Киото, Япония), университета Женевы и Фрибургского университета (Швейцария). Доктор философии и французской литературы, магистр по арабскому языку и современным исламским исследованиям, президент Европейского Института исламской мысли в Брюсселе, директор центра исследований исламского законодательства и этики при университете Катара.
Тарик Рамадан входит в первую десятку наиболее выдающихся интеллектуалов ХХI века.
Он написал более 20 книг («Арабское пробуждение: ислам и новый Ближний Восток», «Во что я верю», «Радикальные реформы: исламская этика и освобождение», «Исламская этика и свобода», «В поисках смысла: философия плюрализма» и др).
Он читает лекции в университетах всего мира. О современном исламе, об этике, философии, социальной справедливости, экономике, политике. Но главная его тема, тема всей его жизни - призыв к культурному диалогу, поиску межконфессионального взаимопонимания, мирного сосуществования западной и восточной цивилизаций.
Не будет преувеличением сказать, что исламскому миру повезло, что у него есть такой мыслитель, пропагандист, философ как Рамадан Тарик, человек выдающегося ума и беспокойного сердца.
Мы публикуем отрывок из главы «Джихад».
Пророк также упорствовал: в ответ на все нападки он отвечал аятами Корана, в Коране была его защита и сопротивление. Именно такую тактику поведения диктовал ему ясный аят Откровения, где впервые упоминалось слово джихад: «Посему не повинуйся неверующим и борись с ними посредством Корана величайшим сопротивлением» [3].
В атмосфере преследований и всевозможных гонений, подчас приобретавших самые жесткие формы, Мухаммаду ниспосылается аят, указывающий на средство сопротивления – джихад. И именно такая трактовка является изначальным и основным смыслом концепции джихада. Термин происходит от корня джа-ха-да, что означает «прилагать усилия», а также, как в данном контексте, «сопротивляться» (то есть оказывать противодействие угнетению и преследованиям). Господь повелевает Своему Посланнику оказывать сопротивление курайшитам, полагаясь на Коран. Текст служил ему духовным и интеллектуальным оружием в противостоянии агрессии. Тем, которые глумились, оскорбляли и унижали всеми возможными способами, тем, которые нападали, пытали и убивали, кто требовал чудес и доказательств, Пророк неизменно отвечает одним и тем же оружием – Кораном. Коран служит ему щитом и оружием нападения, и Коран сам по себе является чудом и неоспоримым доказательством, как мы уже видели.
Слова Корана высвобождают в людях некую энергию, придают сил – сопротивляться, выстоять, сносить все лишения этого мира, потому что призывают к другой, настоящей жизни, находящейся вне иллюзорности земного существования. «И жизнь этого мира – только забава и игра, а Последняя обитель – это настоящая Жизнь. Если бы они только знали это!» [4]
Сущность сопротивления на пути Господа (джихад), отраженная в первом упоминании этого понятия, полностью раскрывается в суре «Различие» («Аль-Фуркан»). В первую очередь, сквозь призму двух чудес – двух Откровений (Мироздание и текст Корана), утверждается присутствие Единого Бога и указывается на необходимость сопротивления лжи и агрессии тех, кто движим стремлением защищать собственные интересы, движим властью, поиском наслаждений. Обратимся к другой суре Корана, «Звезда», где также речь идет о джихаде. Вначале говорится о необходимости отдалиться от врагов: «Отвернись же от того, кто отвернулся от Нашего Напоминания и не пожелал ничего, кроме мирской жизни. Таков предел их познаний. Воистину, твоему Господу лучше знать тех, кто сбился с Его пути, и лучше знать тех, кто последовал прямым путем. Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, дабы Он воздал злодеям за то, что они совершили, и воздал творившим добро Наилучшим (Раем)» [5].
Этический аспект вышеприведенных аятов заключается в следующем: отличительной чертой верующих является не только наличие веры как таковой, а также их способ бытия, образ действий, манера поведения. Пророк и его сподвижники, вооруженные этим знанием, вначале стремились лишь мирно передать Послание, они не искали конфронтации. Однако лидеры курайшитов не позволили им этого сделать и ужесточили преследования верующих по мере того, как Откровения стали ниспосылаться последовательно, одно за другим. Коран предписывал и Пророку, и всем первым мусульманам оказывать сопротивление – джихад – посредством слова Божьего, напоминая людям о существовании Единого Бога, о Последующей Жизни, о Судном дне и об обязанности призывать к добру.
Коран служил им не только средством внутреннего духовного видения, но и щитом перед лицом физической жестокости.